Плакаты от художника Равиля Акмаева как зеркало жизни и каталог вечных ценностей

Плакаты от художника Равиля Акмаева как зеркало жизни и каталог вечных ценностей
15 Марта 2017

Необычная выставка открылась недавно в Донецком республиканском художественном музее. Художник и скульптор Равиль Акмаев, член Национального союза художников Украины с 1990 года, представил вернисаж под названием «Плакат. 30 лет спустя». Выпускник Славянского педагогического института по специальности логопед-дефектолог и дипломированный художник, получивший образование в Московском заочном университете искусств, снискал известность в мире живописи в том числе, как мастер-плакатист.Равиль Акмаев за свою длительную творческую карьеру успел принять участие более чем в полусотне вернисажей. Его персональные выставки проходили и на республиканском, и на международном уровне.


Его работы есть в музеях и частных собраниях в Украине, России, Польше, США. Минувшей осенью работы Равиля Акмаева, уроженца города Стаханов (ЛНР), попали в экспозицию международной выставки по истории плаката, которая проходила в Киеве. И вот теперь дончане тоже могут ещё раз соприкоснуться с творчеством своего земляка. Перед официальной церемонией открытия выставки автор дал интервью специально для нашего сайта:

— Скажите, почему для этой выставки вы выбрали именно плакаты, а не какое-нибудь иное направление творчества?

— В своё время я был активен именно как плакатист. По этому направлению снискал известность в творческих кругах и был принят в союз художников.

Пик моей деятельности по созданию плакатов пришелся на времена перестройки. Если посетители выставки обратят внимание на даты создания плакатов, то заметят, что почти всем экспонатам 30 лет и более, за исключением нескольких филармонических афиш, созданных в 2014 году. Когда закончилась перестройка, сошла на нет и наша плакатная эпопея.


Но вот минувшей осенью, в 2016 году, в киевском «Мистецком арсенале» прошла очень крупная международная выставка плакатов, где демонстрировалась сама история этого направления в изобразительном искусстве за сто лет. Были выставлены работы художников из Польши, Финляндии, еще нескольких европейских стран. Я оказался в числе 12-ти участников, представлявших Украину. Организаторов привлекли две мои работы: старушка-нищенка и плакат с пеньками, из которых выстроен серп и молот – герб СССР.


Это событие всколыхнуло светлые воспоминания о молодости, и я начал собирать материалы для того, чтобы провести выставку в моем родном Донбассе. Основой экспозиции послужили 10 моих плакатов, купленных донецким художественным музеем очень давно.

— В искусстве плаката вас привлекла лаконичность выраженной мысли?

— Конечно, мне всё это очень нравится. Плакаты всегда были значимой частью общественной жизни в том обществе, в котором мы росли. Лаконичная мысль, лаконичный визуальный образ легко запоминались и были доступны для понимания любому человеку, даже далекому от искусства. Плакаты в СССР были не только агитационными и пропагандистскими. Часто они играли важную социальную или воспитательную роль. Когда рисуешь плакат, то приходится размышлять, рассуждать, вместо того, чтобы действовать лишь на интуиции, как в живописи.


— Что вас вдохновляет, когда вы создаете плакаты?

— Я об этом не задумывался. Но, наверное, самые разнообразные явления в окружающей нас жизни. Раньше для плакатов художникам давались темы и потом выбирались лучшие работы. Я активно принимал участие в самых разных конкурсах, в том числе всесоюзных и международных. За четыре года перестройки в моей творческой жизни их было 24, и я почти ничего не пропустил. Задаваемые темы были чаще всего идеологическими. Хотя попадались и социальные. Например, трезвость – норма социалистического образа жизни. Мне она очень нравилась. Как сказал один мой друг, я пропустил ее через себя многократно. Почти все плакаты, которые вы видите в экспозиции этой выставки, имели премии на разных конкурсах.


— Кроме плакатов на выставке вы представили и афиши. Их вы рисовали тоже зная лишь тему, или смотрели репетиции, прогоны спектаклей?

— Конечно, чтобы создать хорошую афишу к спектаклю, надо знать не только тему и основную мысль. Необходимо прочитать пьесу. И я всегда так и делал. Ну а когда рисовал афиши филармонические, чаще всего к джазовым концертам и фестивалям, некоторые из которых посетители выставки могут увидеть здесь, мог давать волю фантазии, опираться на впечатления от музыки. Я сам люблю джаз, дома у меня есть хорошая фонотека. Являюсь участником донецкого джаз-клуба, которому в этом году будет уже 50 лет. Надеюсь, что получится сделать в этом году еще одну афишу и провести концерт к юбилею.


— Что для вас проще: рисовать плакат на заданную тему или творить по вдохновению?

— Чтобы работа была востребована, лучше, конечно, заданная тема. Тогда приходится напрягать ум и решать нечто, вроде математического ребуса, чтобы воплотить идею в каком-то визуальном образе. Были и плакаты не на заданную тему. В голову приходила мысль, от которой было невозможно отделаться. Я долго ее обдумывал, а потом она воплощалась на бумаге.


— И что при этом было первично – зарождавшаяся мысль или визуальный образ, подгонявшийся потом под какую-то идею?

— Бывало по-разному. Думаю, что это как у композиторов, например. Иногда на сочинение той или иной мелодии их вдохновляет услышанный мельком звук, иногда вид природы или встреча с каким-то человеком, иногда мимолетный порыв, внезапное чувство, ощущение.

Всё берется из жизни, из прочитанного, из услышанного. Телевизор я не смотрю. Но стараюсь быть в курсе всех новостей. Например, после появления первого и единственного президента СССР у меня появилась идея плаката «Viva, president!», где изображена корона Российской империи с гербом СССР вместо драгоценного камня, который ее венчает. Идея плаката появилась на второй день. Но чтобы найти изображение этого артефакта, мне пришлось облазить все библиотеки. Это сейчас всё просто: забил запрос в поисковике в интернете и получил на-гора всю информацию.


— Среди афиш есть плакат, посвященный знаменитому камерному ансамблю «Виола» нашей филармонии. Какую идею вы вкладывали, превращая виолончель в улей с пчелами?

— Организатор и первый руководитель «Виолы» Александр Запольский – мой старинный друг и он попросил нарисовать плакат для нового коллектива. Я побывал на репетициях, пообщался с музыкантами. Но идея пришла, когда Александр произнес фразу о том, что все участники «Виолы» трудятся как пчелки, чтобы радовать своим искусством зрителей. Так я и решил, что на плакате будет изображен улей в виде виолончели. Кстати, это был первый мой плакат, напечатанный большим тиражом в типографии.

— Ваши плакаты всегда принимались различными комиссиями или худсоветами спокойно или были и придирки с их стороны?

— Нет, не всегда. Например, из-за плаката «Союз нерушимый республик свободных», где флаги разных республик сшиты грубым швом, был скандал. Некоторые знакомые мне говорили: «Ты что, с ума сошёл, делать такие плакаты?». Получилось, что распад СССР я предсказал за несколько лет до его начала. А когда в Киеве был выставлен плакат, посвященный чернобыльской трагедии, то какие-то деятели культуры, «мытци», долго стояли около него, вникая в смысл написанного о внуках и последующих поколениях. Думали они, думали, пока кто-то умный им не подсказал, что распад стронция будет происходить 2500 лет и об этом знает каждый ученик, имевший в школе по химии и физике оценки выше двойки.


В плакате с пеньками, из которых сформирован серп и молот, я подразумевал экологические проблемы, актуальность которых не проходит, а обостряется с течением времени. Ведь вырубили всё, что только можно и продолжают уничтожать лес и сегодня. Ещё во время службы в армии в Сибири, в Красноярском крае, я видел в тайге такое кощунство: вырубленные километры, десятки километров леса и всё это брошено и гниет. Там ни пройти, ни проехать.

— Как вы относитесь к тем, кто сегодня создает плакаты, используя компьютерные технологии?

— Отрицательно. Сегодня, к сожалению, много «плакатистов», которые используют фотошоп, компонуют с его помощью вытащенные из интернета детали картин и считают себя профессиональными плакатистами. Все их работы похожи друг на друга, на одно лицо, так сказать. Но начальники, стоящие над этими мастерами владения компьютерной мышью, не понимают, что выполненные дизайнером или верстальщиком работы несут в себе мало смысловой нагрузки. И обращаться за помощью к художнику не желают. Я надеюсь, что закон развития истории «по спирали» снова приведет на тот виток, когда у людей появится тяга к ручной работе, к желанию делать что-то самостоятельно, без помощи техники.


— Нет ли у вас мысли вернуться к созданию плакатов, с учетом того, что сейчас вокруг нас бурлит жизнь и происходят значительные перемены во всех ее сферах?

— Вернуться к созданию плакатов, конечно, хочется. Но я еще не готов к этому. Мне кажется, что я еще не достаточно проникся всем происходящим, чтобы отразить это в плакатах, которые станут не однодневками и не обычными агитками, а произведениями, которые не утратят актуальности и 30 лет спустя.

— Но рисовать афиши, особенно к концертам джазовой музыки, вы готовы. И они у вас светлые, яркие, позитивные…

— Так ведь и сам джаз – это ураган эмоций, дающий мощный позитивный заряд. А ярких красок и света, по моему мнению, в искусстве должно быть побольше. Негатива нам хватает в обыденной жизни, а искусство должно очищать от него и дарить радость, неся жизнеутверждающие идеи. Этим и хорош плакат, как вид изобразительного искусства.


Ольга Стретта


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Facebook актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~aONod
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *