«Ступени мастерства» юных живописцев из Донбасса

«Ступени мастерства» юных живописцев из Донбасса
13 Декабря 2016

«Ступени мастерства» — так называется вернисаж учебных и творческих работ студентов и преподавателей Донецкого художественного училища. Открытие выставки состоялось, несмотря на начавшийся ремонт в здании Донецкого художественного музея. Экспозиция из 152-х работ привлекла большое внимание. Ненастье не помешало истинным ценителям изобразительного искусства посетить музей и получить истинное удовольствие от встречи с прекрасным. Именно прекрасным и светлым, несмотря на то, что работы выполнены совсем юными живописцами. Ощущается, что студенты трудились с вдохновением, вкладывая частичку своей души в каждый штрих карандаша, в каждый мазок кисти, несмотря на то, что они просто выполняли учебные задания. Работы — карандашные рисунки античных скульптур или человеческих фигур, акварельные натюрморты, творческие задания, отображённые маслом на холсте, выполнялись не для оценки. Чувствуется, что каждая из них расценивалась автором как возможность проявить творческий подход.

После церемонии открытия мне удалось пообщаться с директором Донецкого художественного училища Юрием Васильевичем Молодчинным, который согласился дать эксклюзивное интервью «Деловому Донбассу».

Юрий Молодчинный

— Юрий Васильевич, почему идея проведения выставки работ студентов и преподавателей была реализована именно сейчас?

— Такие выставки не проводились очень давно, приблизительно 10 лет. Происходили разные события, менялись времена. Потом началась война. И только сейчас у нас появилась надежда на будущее.

В системе образования ДНР внедрены новые образовательные стандарты, по которым начали работать учебные заведения. Мы решили, что жителям просто необходимо показать, чем занимаются студенты и преподаватели нашего учебного заведения, какие результаты демонстрируют талантливые ребята, решившие посвятить жизнь творчеству.

Интерес этот вернисаж вызовет не только у любителей искусства, регулярно посещающих все выставки в музее, но и у самых маленьких художников, старательно осваивающих азы техники рисования в многочисленных школах искусств Республики. Сегодня я видел много таких ребят, трепетно рассматривавших работы наших студентов, досконально изучающих детали в натюрмортах. Надеюсь, что среди них найдутся и те, кто в скором будущем станет нашими абитуриентами, а затем и студентами.


— То есть, одна из целей этой выставки – привлечь абитуриентов в Донецкое художественное училище?

— Не просто привлечь, а показать учебный процесс, то, чем наши студенты занимаются большую часть времени. А это именно практические занятия, а не теоретические. В неделю ребята занимаются по 36 часов и более 20-ти из них – это практические занятия по рисунку и живописи.

Рядом с этими работами мы показываем и то, чем занимаются студенты, выбравшие специальность «дизайн». Это художественное проектирование, плакаты, в том числе социальные и рекламные, дизайн интерьеров помещений, игровых площадок. В последнем, самом большом зале у нас представлены дипломные работы по станковой живописи, картины разной тематики: и натюрморт, и пейзаж, и жанровая живопись. Есть интересные дипломные проекты интерьеров.

— Сколько всего экспонатов представлено вниманию посетителей выставки?

— Всего в экспозиции 152 работы. Большая часть из них – творения студентов. Для картин и графических работ, созданных преподавателями, нам хватило одного зала. Нашей главной целью было показать, чему и как учатся в нашем училище одарённые ребята. Было трудно выбрать лучшие произведения студентов из объёмного запасника, где хранится несколько тысяч экспонатов, накопившихся за четыре десятилетия существования нашего учебного заведения.

Мы очень благодарны администрации республиканского художественного музея за предоставленные для выставки залы, а также нашему министерству культуры.

Выставка даёт возможность нашим выпускникам, студентам, а также преподавателям оценить свои работы по-новому. В этих залах они выглядят монументальными. Я открыл их для себя совсем с другой стороны, хотя и смотрел на них каждый день - на просмотрах и преподавая лично рисунок и живопись.

Ю.С.Комендант. Портрет академика Архарова

— Юрий Васильевич, много ли талантливых ребят приходит сегодня в художественное училище?

— В этом году у нас впервые за военные годы был конкурс. На специальности «Графический дизайн» и «Станковая живопись» он составил почти два человека на место. На учёбу к нам поступило очень много талантливых детей из художественных школ разных городов Республики. Такого приёма одарённых первокурсников не было последние лет пять. Хочется отметить наличие замечательной начальной подготовки у этих детей. Чувствуется, что с ними занимались профессионалы высокого уровня. Надеюсь, что совсем скоро их работы мы также увидим на выставках. Очень верю, что подобные вернисажи станут доброй традицией и будут проходить регулярно.

— Есть ли среди ваших студентов одарённые личности, способные заявить о себе в будущем и внести вклад не только в дизайн интерьеров или плакатов, а и в искусство живописи?

— Преподавателем в училище я работаю, практически, со дня его основания. Поэтому могу смело заявить, что предугадать статистику трудно, ведь путь становления у художника – более долгий, чем, например, у артиста. Особенно в шоу-бизнесе, где в исполнителя вкладывают деньги и раскручивают его имя. Для художника наше училище – промежуточная ступень образования, предпоследняя после художественной школы. После получения диплома у нас, для дальнейшего развития выпускник должен обязательно поступать в ВУЗ. Это может быть специализированный институт или Суриковское училище.

Как правило, на первый курс мы набираем 36-38 человек. Обучение у нас ведётся в маленьких группах и приближено к индивидуальному, что очень затратно для бюджета. Я видел всех студентов, знал кто и как развивается в творческом плане. Могу сказать, что тех, кто способен стать известным художником – мало. Есть ремесло, но это не уровень настоящего художника. Художником должен быть человек-творец, умеющий размышлять. Кроме того, художнику никак нельзя без жизненного опыта. Даже закончив не только училище, но и самый лучший институт, молодой дипломированный специалист пока не может считать себя художником. Ему необходимо что-то пережить, ощутить разные эмоции, как положительные, так и отрицательные. Только тогда можно делать какие-то заключения, поднимать какие-то темы и выставлять на всеобщее зрительское обозрение своё видение явлений или событий, происходящих вокруг.

Станет ли первокурсник в дальнейшем хорошим специалистом, не зависит даже от уровня его подготовки. Бывает, что приходят дети с более слабой базой, чем у других, но с огромной работоспособностью и желанием совершенствоваться. И такой студент способен достичь больших успехов.

— Получается, что целеустремлённость может помочь в достижении успеха в творчестве?

— Трудолюбие, целеустремлённость и, иногда, даже честолюбие играют важную роль. Как я уже говорил, в этом году у нас был большой конкурс на «Графический дизайн» и «Станковую живопись». И если первую специальность можно считать модной и доходной, то о станковой живописи этого не скажешь. Дизайнер может после получения диплома устроиться на работу в полиграфическое предприятие, в рекламное агентство и получать стабильный заработок. Молодому художнику трудно продать свою картину. Сложно найти и выгодный заказ. Надо работать и работать, пока достигнешь какой-то зрелости, признания. Это долгий и тяжёлый путь. Но именно на станковую живопись идут наиболее талантливые дети, которые любят свою будущую профессию, умеют тонко чувствовать и явно выбирают это направление не из-за денег.

— Попадаются ли студенты, мыслящие абстрактными категориями и уже во время учёбы старающиеся писать картины в жанре абстракционизма?

— Такие студенты всегда были, есть и будут. Я считаю, что это нормально, так как искусство должно быть разнообразным. Нельзя, чтобы каждый художник писал одинаково, так, как нравится мне или другому преподавателю. У нас в училище мы стараемся, чтобы студент не потерял своё индивидуальное лицо в творчестве, поэтому относимся к его взглядам на искусство толерантно. Разумеется, всех детей, которые приходят к нам учиться, мы стараемся поставить в рамки академической школы. Это так же необходимо, как упражнения у балетного станка для танцовщиков на начальном этапе, какое бы направление в хореографии они не избрали в дальнейшем. Все, даже самые великие художники, когда-то начинали с освоения академической школы, развивающей чувство цвета и пропорции. Только имея такую базовую подготовку, одарённый молодой живописец может в дальнейшем состояться как художник. Когда начинаются курсовые, а затем и дипломные проекты, мы даём полную свободу творчеству.


— Среди ваших выпускников есть те, достижениями которых в искусстве вы гордитесь?

— Сразу вспоминаются мои студенты. Первым приходит на ум имя Александра Олигерова. Сейчас он живёт и работает в Новгороде. Интересно мыслящий художник с необычными взглядами на мир. Много его выставок проходит за рубежом, в том числе во Франции, Италии и США. Александр во время учёбы у нас был как раз из числа тех, кто имел склонность к сюрреалистическому мышлению и не хотел рисовать в реалистическом стиле. Из-за этого у нас с ним были конфликты и творческие споры. Лишь к старшему курсу я понял, что он из числа тех ребят, которые становятся художниками, и я не имею права давить на него, чтобы не нанести вред его творческой индивидуальности. Время уже показало, что я тогда не ошибся и Александр Олигеров стал известным в России и за рубежом художником.

Есть среди наших выпускников и те, чей талант признали в Европе и сейчас они живут и работают в западных странах. Одна из них – Екатерина Зубахина. Сейчас она работает во Вроцлаве, преподаёт в институте дизайна. Ещё во время учёбы в нашем училище она создавала отличные графические работы. После получения диплома она закончила Киевский полиграфический институт, затем получила специальное образование в Польше. Там она вышла замуж, родила ребёнка и сейчас успешно строит свою творческую карьеру. Знаю, что в Европе работы Екатерины пользуются успехом.

Немало детей, чьи успехи ещё впереди, трепетно осматривали сегодняшнюю экспозицию, мечтая реализовать свой творческий потенциал в скором будущем. По мнению Юрия Васильевича, среди них наверняка были будущие абитуриенты училища, которые достигнут не меньших успехов, чем те студенты, чьи работы представлены на суд зрителей.

Ольга Стретта




Публикуем в Телеграм актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~0itsY
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *