6 ошибок,которые погубят ваш первый бизнес

6 ошибок,которые погубят ваш первый бизнес
31 Июля 2017

Успешный запуск стартапа — нелёгкое дело.

Далеко не всем известным предпринимателям удалось с первого раза создать прибыльную компанию. Ошибки, которые так часто допускают молодые бизнесмены в начале своего пути, неизбежно приводят к неудачам.

Открывая своё дело, стоит иметь в виду, что рано или поздно крах терпят более 90% всех стартапов, поэтому стоит заранее тщательно продумать стратегию развития бизнеса. Особенно важно помнить о наиболее распространённых ошибках людей, создающих свою первую компанию. Вот шесть самых популярных из них.

1. Секретность вокруг главной идеи бизнеса

Многие начинающие предприниматели считают, что создание успешного стартапа сводится к изобретению революционной идеи — как будто все остальное получится само собой, и к вам рекой польются миллионы долларов. В результате таких мыслей вы начинаете излишне дорожить своими идеями и скрывать их от остальных, опасаясь, что ваши задумки могут украсть.

Это пример так называемого «менталитета голодающего» — когда человек считает, что добиться успеха можно только за счёт других (то есть рассматривает жизнь как игру с нулевой суммой).

Однако для создателя новой компании хранить свою идею в секрете — очень плохая затея. Почему?

Своими идеями нужно обязательно делиться с другими предпринимателями — это способ получить обратную связь, причём от людей, которые уже доказали свою способность вывести своё дело на рынок и создать прибыльный бизнес. Не стоит отказываться от возможной помощи.

Излишняя секретность совершенно ни к чему ещё и потому, что с развитием многие успешные стартапы уходят довольно далеко от первоначальной идеи — взять к примеру Facebook (NASDAQ: FB), Instagram, PayPal, Shopify, Twitter (NYSE: TWTR) и YouTube.

И, наконец, без эффективного воплощения идея сама по себе имеет очень небольшую самостоятельную ценность, так что вы ничем не рискуете.

2. Недооценка важности денежного потока


Почти треть стартапов терпит неудачу, потому что у них заканчиваются деньги. Это вторая по популярности причина краха — после отсутствия спроса на выпускаемый продукт.

Таким образом, если вы хотите построить процветающую компанию, вам нужно хорошо разбираться в основных экономических принципах, в том числе знать, что такое «денежный поток».

Портал Investopedia гласит, что «денежный поток — это чистая сумма денежных средств и их эквивалентов, поступающих в бизнес и исходящих из него. Положительный денежный поток означает рост ликвидных активов компании, что позволяет погашать долги, реинвестировать средства в бизнес, возвращать деньги акционерам, оплачивать расходы и накапливать буфер на случай будущих финансовых проблем. Отрицательный денежный поток показывает, что ликвидные активы компании снижаются».

Проще говоря:

  • Положительный денежный поток означает, что бизнес зарабатывает больше денег, чем тратит, то есть аккумулирует средства.

  • Отрицательный денежный поток, в свою очередь, свидетельствует о том, что в бизнес поступает меньше денег, чем тратится, то есть деньги теряются.

Однако начинающие предприниматели зачастую неправильно понимают динамику денежного потока и не умеют им управлять.

Реальность такова, что стартап начинает «сжигать средства» с первого дня, то есть каждая секунда обходится вам в определённую сумму денег. Иногда может сложиться такая ситуация, когда ваш «быстро развивающийся бизнес» будет иметь отрицательный денежный поток. Привести к этому могут следующие факторы:

  • Вы начали продажи продукта;

  • Ваша клиентская база быстро растёт;

  • И вы ожидаете, что в долгосрочной перспективе спрос на продукт станет массовым.

Пока звучит неплохо, но при этом:

  • Чтобы добиться первоначальных успехов, вы взяли большие кредиты (нужно было нанять сотрудников, создать первую версию продукта, начать продажи);

  • Ваши ежемесячные расходы (например, аренда помещения и зарплата сотрудников) превышают объем получаемой выручки.

Следовательно, если бизнес не начнёт зарабатывать больше, чем тратит, то деньги закончатся, и придётся закрываться.

3. Попытка создать продукт «для всех»


Новички в бизнесе часто ошибочно полагают, что успешное предприятие можно создать только вокруг массового продукта. Стремясь изобрести нечто новое, они пытаются охватить необъятное, бесконечно меняя концепцию и пробуя реализовать все возможные функции.

Но такой подход — большая ошибка.

Например, когда молодой предприниматель пытается создать социальную сеть, которая бы превзошла Facebook, он забывает, что Марк Цукерберг и его коллеги вовсе не собирались завоевывать массовый рынок — напротив, это было сообщество студентов элитных американских университетов, так называемой Лиги Плюща, то есть нишевого рынка.

Чаще «выстреливают» проекты, нацеленные на завоевание небольшой аудитории — и лишь добившись успеха среди ограниченного круга лиц, они расширяются дальше.

Для iPhone такой аудиторией были гики и хипстеры, Tesla (NASDAQ: TSLA) целилась в энтузиастов технологий, а Pinterest когда-то проводил встречи, на которые приходило большинство пользователей сервиса.

Основателю стартапа следует выбрать узкий сегмент аудитории, а не пытаться сразу захватить весь рынок.


На графике выше изображена известная диаграмма, основанная на работе Джеффри Мура, автора книги «Преодоление пропасти».

Итак, что здесь самое важное?

  1. Исправлять ошибки в продукте;

  2. Реагировать на проблемы, о которых говорят первые пользователи (тем самым вы завоюете их расположение);

  3. Строить бренд постепенно, а не сразу пытаться продать своё решение многодетной паре, выходящей из торгового центра или женщине среднего возраста, едущей на йогу.

Именно так действовали Apple (NASDAQ: AAPL), Google (NASDAQ: GOOGL) и Facebook. Ни одна из этих компаний в начале пути не ориентировалась на массовый рынок — и вам тоже не стоит.

4. Потеря цели


У многих неудавшихся стартапов есть общая черта: их создатели распыляются, теряясь перед изобилием возможностей. Они задают себе вопрос: «Что мы можем?», в то время как стоит спрашивать: «Что следует делать?»

Пол Грэм, соучредитель венчурного фонда Y Combinator, настаивает на том, что «основной причиной неудачи обычно становится недостаточный фокус». По его словам, акцентирование внимания на задаче — самая важная задача для любого стартапа.

Основателю новой компании требуется сосредоточить все ресурсы на самых важных вещах, то есть на изучении рынка и своих клиентов и на создании первой рабочей версии продукта, росте и масштабировании.

Нужно понимать, что в ходе взаимодействия с другими основателями и клиентами и с запуском собственного продукта у вас появятся практически бесконечные возможности для развития. Само по себе это неплохо, и опасность здесь именно в потере цели, в попытках охватить все сразу или просто отвлечься под влиянием предпринимательского азарта.

Поэтому стоит брать пример со Стива Джобса.

Почему крупнейшая в мире компания продает только три продукта — то есть iPhone, iPad и Mac/Macbook? (Да, в последние годы Apple расширила ассортимент, но принцип остаётся неизменным.)

Когда Стив Джобс вернулся в Apple, компания продавала множество вещей: принтеры, КПК, игровые консоли и так далее. Джобс позакрывал все эти проекты и сосредоточился на одном ноутбуке и на одном персональном компьютере.

У него была цель — сделать их идеальными. Судя по продажам Apple, у него все получилось.

5. Боязнь неудач


После появления методологии «бережливого стартапа» Эрика Риса, она быстро распространилась по Кремниевой долине. Несколько лет мантра «ошибайтесь и пробуйте новое» звучала повсюду.

Многие толкуют её поверхностно, считая, что она призывает бросать дело, если что-то не получается. Но на самом деле за ней стоит совсем другая философия.

Неудача — не повод все бросить и закрыть компанию.

Рассуждать следует совершенно иначе: если вам как предпринимателю предстоят некоторые неизбежные ошибки, то их совершить (и исправить) надо как можно быстрее. «Ошибайтесь и пробуйте новое» — именно об этом.

Основатель компании должен быть готов к тому, что некоторые (или даже все) его предположения окажутся ошибочными, и что курс придётся поменять. Но не стоит намеренно заваливать проект, считая, что это принесёт вам какие-то очки в глазах окружающих. Нет ничего хорошего в том, чтобы потратить время и ресурсы на бесплодное занятие.

Есть ещё одна крайность боязни неудач — и это перфекционизм.

Часто начинающие предприниматели тратят слишком много времени на создание визитных карточек, логотипов, написание и пересмотр бизнес-планов, добавление функций и переделку своих продуктов — все это делается для того, чтобы (сознательно или бессознательно) отложить реальный запуск продукта и получение реакции рынка.

6. Выбор неподходящих партнёров и договорённости на словах


Стартапы часто терпят неудачу из-за разногласий основателей. Пол Грэм уверен, что для успеха бизнеса необходимы хорошие отношения между соучредителями.

«Основатель для стартапа так же важен, как место для объекта недвижимости — в доме можно многое изменить, но перенести его на другое место уже нельзя. Так и в стартапе — идею изменить можно, а вот партнёры никуда не денутся. И успех стартапа почти всегда зависит от его создателей»

     — говорит он.

Поскольку стартапы часто создаются друзьями или коллегами, то часто начинающие предприниматели не обращают особого внимания на подписание формальных соглашений и договоров, которые бы официально закрепили их отношения.

Предположим, вы создаёте компанию с другом и неофициально договариваетесь делить все доходы пополам, но через год один из вас покидает бизнес, а другой делает из него преуспевающее предприятие. Получает ли ушедший партнёр оговорённую половину всех прибылей? Как ответить на этот вопрос без договора?

Или возьмём случай с Zipcar. В компании были два учредителя, один из которых принял на себя все риски, ушёл с работы и пахал по сто часов в неделю. А другой никогда не оставлял научной карьеры, в стартапе работал на полставки. Но доли в компании все равно были разделены поровну.

Это всего лишь примеры, но они призваны заставить вас задуматься о важности формальных документов. На то есть как минимум две причины:

  1. Это позволяет партнёрам чётко и справедливо делить доли в компании;

  2. Это позволяет цивилизованно разрешить ситуацию, если ваши пути разошлись или компанию приходится закрыть.

Евгения Сидорова


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Viber актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Источник:  https://ru.insider.pro
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~0Urlm
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *