О том, как «простой копипастер» уделал Facebook и Apple

О том, как «простой копипастер» уделал Facebook и Apple
29 Ноября 2017

У героя заглавного фото нет ни обаяния Марка Цукерберга, ни харизмы Тима Кука. Да и за пределами Родины знают его мало. Но именно этот невзрачный на вид азиат сумел эффективно уделать обе компании-символа Америки. И теперь лощёным СЕО с престижными дипломами не грех поучиться у выпускника провинциального (на тот момент) университета, как эффективно вести бизнес в эпоху цифровой трансформации.

Одна потрясающая новость последних дней оказалась практически незамеченной широкой публикой. А зря… Ведь она знаменует собой пощёчину американскому доминированию в той сфере, где преимущества США ещё так недавно казались совершенно бесспорными.

Вы слышали когда-нибудь о Ма Хуатэне? А о китайской компании Tencent, которую он воздал и возглавляет? Меж тем она только что обошла Facebook Inc. по рыночной капитализации, став первым эмитентом из Поднебесной, чья акционерная стоимость перевалила за 500 млрд долл. В мире всего шесть фирм с такой рыночной оценкой.


Меж тем компании Tencent уже 19 лет, её акции торгуются на Гонконгской бирже. IPO (первичное размещение акций) она провела в 2004 году. Как подсчитала китайская газета South China Morning Post, если бы вы тогда купили бумаги Tencent на сумму в 1764 долл., сейчас уже стали бы доллар­овым миллионером. С момента IPO бумаги подорожали на 11000%.

По большому счёту, китайский гигант занимается простым копированиемзападных продуктов на китайском рынке «высоких технологий». Начинал он с создания китайской версии текстового мессенджера ICQ, который был невероятно популярен в конце 1990-х. Продукт под названием OICQ (позднее оно поменялось на QQ) вышел в 1999 г. И довольно быстро покорил китайский рынок. Компания AOL, владевшая интернет-пейджером ICQ, пыталась в суде прервать это восхождение, но не смогла.

В дальнейшем Tencent запустила социальную сеть Qzone, подозрительно напоминавшую детище Марка Цукерберга, и мессенджер WeChat, у которого также есть американский аналог – принадлежащий Facebook сервис WhatsApp. Сейчас его аудитория составляет около миллиарда человек. В основном китайцы.

Впрочем, WeChat нельзя назвать в полном смысле клоном своего америкаснкого прототипа. У него есть несколько отличительных особенностей. Во-первых, благодаря тому, что в Китае блокируются многие западные интернет-сервисы, в том числе Facebook и Twitter, у WeChat сравнительно мало конкурентов — и им пользуются буквально все.

Во-вторых, WeChat — это больше, чем просто мессенджер; с его помощью можно и организовывать видеоконференции, и звонить за границу на мобильные и стационарные телефоны, и отправлять платежи, и платить в супермаркетах, и искать информацию в интернете, и читать новости, и играть в игры. Forbes еще в 2014 году называл WeChat «главным приложением в Китае». В-третьих, в приложение интегрированы самые различные игровые сервисы, включая League of Legends и King of Glory. Они приносят компании Tencent не менее 5 млрд долл. ежеквартально.

В этом состоит её самое заметное отличие от детища Марка Цукерберга. У Facebook львиная доля дохода идёт от рекламы.


У Tencent рекламные поступления занимают едва ли 10% выручки. Более того, её мессенеджер изначально нацелен на создание комфортной и эффективной жизненной среды. В нём очень мало рекламы и нет спама, предприняты меры по укреплению безопасности общения и оптимизации функций. Фактически WeChat является не только средством общения, но и платформой для целой кучи онлайн-сервисов. Через приложение можно звонить, обмениваться сообщениями, создавать групповые чаты, публиковать фото и видео на стене пользователя, а также осуществлять платежи различного назначения. Так, с помощью WeChat можно оплатить покупку в большинстве китайских магазинов, заказать доставку еды, арендовать велосипед в прокате, оплачивать такси и коммунальные услуги и многое другое.

То есть, скопипастив внешнюю оболочку, Ма Хуатэн кардинально изменил саму суть бизнеса на общении. И в итоге обошёл Facebook по стоимости. А что касается Apple… 

Во-первых, Tencent Holdings копирует идеологию Яблока – быть для пользователя по-максимуму всем. В сервисах Tencent пользователь получает все необходимые ему функции, у него нет особой надобности искать альтернативу. Со временем экосистема компании охватила почти все сферы интернета как бизнес­а, начиная с электронной коммерции и платежных систем и заканчивая мобильными играми.

Во-вторых, Tencent Holdings многие называют одним из основных источников проблем у сервисов Apple в Китае. Кстати сказать, дела с выручкой на китайском направлении обстоят у американского гиганта неважно.


В каком-то смысле успех Tencent – признак того, что Китай перестаёт быть простым копипастером. Как минимум, он творчески переосмысливает западные аналоги, прежде чем внедрить их у себя. Как максимум… Вот показательный штрих из общей картины суровой конкуренции с Facebook. Год назад американская соцсеть запустила в своём приложении Messenger новую платформу для игр. Идея была заимствована у WeChat. Так-то!

Словом, лиха беда начало. Как думаете, когда в американо-китайских отношениях роли поменяются настолько, что уже Штаты станут банально копировать Китай?

a_nalgin



Публикуем в Телеграм актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~F67F6
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *