Автомобильный армагеддон близко

Автомобильный армагеддон близко
26 Июня 2017

Слияние и наложение друг на друга трёх различных технологических волн: появление смартфонов, электрических аккумуляторов и разработок в области искусственного интеллекта, — создало все условия для технологического переворота, который почти полностью изменит современные способы передвижения.

Результаты первого технологического прорыва уже доступны большинству из нас: миллионы людей по всему миру могут заказывать поездки на автомобиле при помощи смартфона. Когда СЕО крупнейшей в мире райдшеринговой компании ведёт себя по-свински и отправляется в принудительный отпуск, а затем в отставку, эта новость тут же появляется в заголовках СМИ.

В каком-то смысле сейчас, когда в Uber нет ни генерального, ни операционного, ни технического, ни финансового директора, она наконец стала похожа на самоуправляемую автомобильную компанию.

Вто­рой про­рыв — это по­яв­ле­ние элек­тро­мо­би­ля. Tesla (NASDAQ: Tesla [TSLA]) вхо­дит в число самых цен­ных ав­то­про­из­во­ди­те­лей пла­не­ты, а по до­ро­гам мира ко­ле­сит уже более 2 млн её элек­тро­мо­би­лей. Па­де­ние сто­и­мо­сти ак­ку­му­ля­то­ров при­ко­вы­ва­ет ос­нов­ное вни­ма­ние средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции, хотя по-на­сто­я­ще­му ре­во­лю­ци­он­ная де­таль в элек­тро­мо­би­ле — это транс­мис­сия. Это свя­за­но с тем, что транс­мис­сия при дви­га­те­ле внут­рен­не­го сго­ра­ния со­дер­жит по­ряд­ка 2000 зап­ча­стей, в то время как в элек­три­че­ской их всего около 20. По­след­ний ва­ри­ант яв­ля­ет­ся более надёжным и эко­но­мич­ным, за­тра­ты на тех­об­слу­жи­ва­ние со­кра­ща­ют­ся при­мер­но в два раза. Бла­го­да­ря этому элек­тро­мо­би­ли живут го­раз­до доль­ше. Сред­ний ав­то­мо­биль с дви­га­те­лем внут­рен­не­го сго­ра­ния от­ка­ты­ва­ет при­бли­зи­тель­но 250 тыс. км, а элек­тро­мо­биль — около 800 тыс. км.

Вы же зна­е­те, что сто­и­мость авто па­да­ет на треть, стоит вам вы­ехать из са­ло­на? Но не в слу­чае элек­тро­мо­би­ля.
Эф­фек­тив­ность и мощ­ность элек­три­че­ской транс­мис­сии выше, чем в стан­дарт­ных ма­ши­нах на бен­зи­но­вом или ди­зель­ном ходу, ко­то­рые те­ря­ют боль­шую часть энер­гии с вы­ра­бот­кой тепла. За счёт этого элек­тро­мо­би­ли до­сти­га­ют уско­ре­ния и про­из­во­ди­тель­но­сти Ferrari, но сто­и­мость по­куп­ки и об­слу­жи­ва­ния при этом на­мно­го ниже. Имен­но по­это­му Daimler-Mercedes, ста­рей­шая ав­то­мо­биль­ная ком­па­ния в мире, пла­ни­ру­ет пу­стить 15 млрд дол­ла­ров на раз­ра­бот­ку 10 новых мо­де­лей элек­тро­мо­би­лей к 2022 году. Имен­но по­это­му ле­ген­дар­ный ав­то­мо­биль­ный ди­зай­нер Генри Фис­кер толь­ко что пред­ста­вил новый ав­то­мо­биль с мак­си­маль­ной ско­ро­стью 250 км/ч, про­бе­гом без до­за­прав­ки 640 км и спо­соб­но­стью за­ря­жать ба­та­рею с нуля всего за 36 минут. Вот что про­ис­хо­дит в 2017 году. А через несколь­ко лет ста­нет ещё ин­те­рес­ней.


«Присуждаю своей Model S сотню звёзд, две черные дыры, пять сверхновых, бесконечно растущую стаю Драконов Удачи и йухууу-даа-детка! Потому что я фанатею от неё. И люблю свой Межгалактический Космолет Света и Чудес. Мой Электрический Странствующий Монстр Протонов и Червоточин. Потому что я, черт возьми, в космосе, и я обожаю свою Model S».

Спа­си­бо The Oatmeal за этот ко­микс. Он стар, но хорош.

Тре­тий самый важ­ный про­рыв — это ис­кус­ствен­ный ин­тел­лект, ко­то­рый от­кры­ва­ет путь к са­мо­управ­ля­е­мым си­сте­мам. Бла­го­да­ря успе­хам в раз­ра­бот­ке ней­рон­ных сетей, ко­то­рый про­изо­шел около пяти лет назад, ком­пью­тер­ная на­ви­га­ция до­ста­точ­но эво­лю­ци­о­ни­ро­ва­ла, чтобы раз­ли­чать объ­ек­ты на до­ро­ге и стро­ить 3D-кар­ты окру­жа­ю­щей мест­но­сти.

Улуч­ши­лись не толь­ко ал­го­рит­мы — ап­па­рат­ное обес­пе­че­ние тоже стало лучше. Несколь­ко недель назад Google пред­ста­ви­ла свои чипы ИИ вто­ро­го по­ко­ле­ния, ко­то­рые имеют 180 те­рафлопс вы­чис­ли­тель­ной мощ­но­сти. Вот на­гляд­ное срав­не­ние: 15 лет назад толь­ко ги­гант­ские су­пер­ком­пью­те­ры в под­зем­ных бун­ке­рах до­сти­га­ли та­ко­го же уров­ня про­из­во­ди­тель­но­сти. Между тем ли­да­ры — «глаза» бес­пи­лот­ных ав­то­мо­би­лей — стоят в 10 раз мень­ше, чем че­ты­ре года назад, а за­од­но умень­ши­лись от раз­ме­ра боль­ших банок с крас­кой до си­га­рет­ной пачки и пе­ре­еха­ли с крыши авто под брыз­го­вик или за зер­ка­ло.

В 2011 году никто не го­во­рил о ма­ши­нах-ро­бо­тах. Се­год­ня каж­дая круп­ная ав­то­мо­биль­ная ком­па­ния за­яв­ля­ет, что к 2021 году у них будут пол­но­стью ав­то­ном­ные транс­порт­ные сред­ства (без руля или пе­да­лей), а неко­то­рые, как Tesla и General Motors (NYSE: General Motors Company [GM]), го­во­рят, что все будет го­то­во через год. Такие раз­го­во­ры ведут не толь­ко ав­то­мо­биль­ные ком­па­нии. На про­шлой неде­ле ге­не­раль­ный ди­рек­тор Apple (NASDAQ: Apple [AAPL]) за­явил, что тех­но­ло­гия, ко­то­рую ком­па­ния ис­поль­зу­ет для своей новой бес­пи­лот­ной раз­ра­бот­ки — это «мать всех про­ек­тов ИИ». Ки­тай­ский тех­но­ги­гант Baidu в июле пла­ни­ру­ет вы­пу­стить от­кры­тую плат­фор­му для бес­пи­лот­ных ав­то­мо­би­лей, Apollo. Неболь­шие стар­та­пы тоже хотят от­ку­сить кусок от бес­пи­лот­но­го пи­ро­га, и все это со­про­вож­да­ет­ся ре­корд­ным уров­нем сде­лок и фи­нан­си­ро­ва­ния.


Все эти ком­па­нии рас­смат­ри­ва­ют авто без во­ди­те­ля как свой шанс на по-на­сто­я­ще­му круп­ный приз — про­пуск в райд­ше­рин­го­вый биз­нес. Если убрать опла­ту во­ди­те­ля из по­езд­ки на такси, то её сто­и­мость упадёт при­мер­но на три чет­вер­ти. Са­мо­управ­ля­е­мые ма­ши­ны без­опас­нее — а это зна­чит, что вы мо­же­те умень­шить сто­и­мость стра­хов­ки или вовсе обой­тись без неё. Это не про­сто тео­рия. Ос­нов­ные бес­пи­лот­ные функ­ции, такие как пред­ва­ри­тель­ное пре­ду­пре­жде­ние и ав­то­ма­ти­че­ское тор­мо­же­ние, уже спа­са­ют жизни, что при­во­дит к со­кра­ще­нию ава­рий на 7% и 15% со­от­вет­ствен­но. Как толь­ко ча­сто­та ава­рий па­да­ет, стра­хо­вые та­ри­фы сни­жа­ют­ся. Люди смо­гут обой­тись без ав­то­мо­би­ля, или за­ве­сти толь­ко один, или оста­вить свой ав­то­мо­биль в га­ра­же и за­ка­зать по­езд­ку на любой марш­рут.

Куда все это ведет?

Через несколь­ко лет элек­тро­мо­би­ли ста­нут де­шев­ле, проч­нее и надёжнее, чем ав­то­мо­би­ли с бен­зи­но­вым дви­га­те­лем. Са­мо­управ­ля­е­мые тех­но­ло­гии по­лу­чат хо­ро­шее раз­ви­тие — не будет нужды в во­ди­те­лях и любой смо­жет вы­звать ма­ши­ну через при­ло­же­ние в те­ле­фоне (или отдав коман­ду го­ло­со­во­му по­мощ­ни­ку Alexa). По­езд­ка будет сто­ить мень­ше чашки кофе — а зна­чит, она будет до­ступ­на для всех. Весь мир в од­но­ча­сье ста­нет го­раз­до более мо­биль­ным.

Это на­сто­я­щий пе­ре­во­рот: не нужно ждать, пока люди из­ба­вят­ся от ста­рых ав­то­мо­би­лей, од­на­ж­ды они про­сто вый­дут из дома и решат, что удоб­ней про­ка­тить­ся на бес­пи­лот­ном элек­тро­мо­би­ле. Когда есть выбор по цене, его, как пра­ви­ло, де­ла­ют в поль­зу эко­но­мии. Ав­то­мо­би­ли на топ­ли­ве ис­чез­нут почти мо­мен­таль­но, через год или два. Если ко­гда-то для пе­ре­во­ро­та в си­сте­ме го­род­ско­го транс­пор­та по­тре­бо­ва­лось целое сто­ле­тие, сей­час этот про­цесс займёт всего несколь­ко ме­ся­цев.
Недав­ние ис­сле­до­ва­ния Bloomberg, Лон­дон­ской школы эко­но­ми­ки и Стэн­форд­ско­го уни­вер­си­те­та со­шлись на том, что все это произойдёт при­мер­но в 2020 или 2021 году.

По сло­вам Тони Себа (ав­то­ра отчёта из Стэн­фор­да), в те­че­ние года с мо­мен­та «Х», ми­ро­вой спрос на ис­ко­па­е­мые виды топ­ли­ва рух­нет — это будет вы­зва­но па­де­ни­ем спро­са на бен­зин и ди­зель­ное топ­ли­во, на ко­то­рые при­хо­дит­ся около по­ло­ви­ны ми­ро­вой до­бы­чи нефти. Она сни­зит­ся более чем на 25%, что приведёт к эко­но­ми­че­ским по­тря­се­ни­ям в стра­нах и ре­ги­о­нах, ко­то­рые за­ви­сят от неф­тя­ных до­хо­дов.

Это от­лич­ная но­вость для белых мед­ве­дей и ко­рал­ло­вых рифов, но со­всем не ра­дост­ная для от­корм­лен­ных шей­хов или ак­ци­о­не­ров круп­ных неф­тя­ных ком­па­ний. Если вы по­те­ря­е­те чет­верть сво­е­го рынка через несколь­ко лет — это про­бле­ма. Если у вас есть долг в 30 млрд дол­ла­ров, как у Exxon сей­час — вам крыш­ка. Неко­то­рые из более пер­спек­тив­ных неф­тя­ных ком­па­ний при­зна­ют это. Shell, на­при­мер, го­во­рит, что пик неф­те­до­бы­чи может на­стать через 10 лет, в то время как в Total пред­по­ла­га­ют, что пе­ре­ход на элек­тро­мо­би­ли вы­зо­вет пик спро­са на нефть к 2030-му году.

Боль­шин­ство этих оце­нок слиш­ком кон­сер­ва­тив­ны

Спу­стя два года после пе­ре­лом­но­го мо­мен­та цены на ав­то­мо­би­ли упа­дут и про­да­жи новых ав­то­мо­би­лей почти пре­кра­тят­ся — это озна­ча­ет крах ав­то­са­ло­нов, ав­то­стра­хов­щи­ков и ре­монт­ных ма­стер­ских. В те­че­ние семи лет за­прав­ка ав­то­мо­би­лей бен­зи­ном и ди­зель­ным топ­ли­вом упадёт почти до нуля, а общий объем ис­поль­зо­ва­ния сырой нефти сни­зит­ся на 30% по срав­не­нию с се­го­дняш­ним днём. Боль­шин­ство по­ез­док будет при­хо­дить­ся на элек­три­че­ский и бес­пи­лот­ный транс­порт.

И по­жа­луй, самый важ­ный вывод о тем­пах и ха­рак­те­ре транс­порт­но­го пе­ре­во­ро­та: каж­дый бес­пи­лот­ный элек­тро­кар функ­ци­о­ни­ру­ет 24 часа в сутки, плюс он го­раз­до более проч­ный и надёжный, так что смо­жет пе­ре­во­зить в 10 раз боль­ше людей. По­тре­бу­ет­ся го­раз­до мень­ше обыч­ных авто для вы­пол­не­ния тех же объёмов пе­ре­во­зок. Ко­неч­но, боль­шая часть из 1,1 млрд ав­то­мо­би­лей мира по-преж­не­му будет ра­бо­тать на бен­зине. Но и они од­на­ж­ды оста­нут­ся со­би­рать пыль на обо­чине до­ро­ги, когда люди сде­ла­ют выбор в поль­зу эко­но­мии и удоб­ства.

За этим кро­ет­ся ещё нема­ло хо­ро­ших но­во­стей. Одна из них — зна­чи­тель­ное со­кра­ще­ние смерт­но­сти на до­ро­гах по срав­не­нию с 1,2 млн че­ло­век по всему миру на на­сто­я­щий мо­мент. Про­щай­те, вы­бро­сы уг­ле­кис­ло­го газа — точ­нее, те 14% ми­ро­во­го объёма, ко­то­рые при­хо­дят­ся на транс­порт­ный сек­тор.

За­груз­ка дорог ста­нет более рав­но­мер­ной, в го­ро­дах по­явит­ся боль­ше пар­ко­воч­ных мест, будет мень­ше про­бок, улуч­шит­ся эко­ло­гия. С дру­гой сто­ро­ны, мно­же­ство на­ло­го­пла­тель­щи­ков по всему миру будут очень недо­воль­ны, когда пой­мут, что их за­ра­бо­тан­ные тяж­ким тру­дом день­ги ушли на стро­и­тель­ство ни­ко­му не нуж­ных дорог по указу недаль­но­вид­ных по­ли­ти­ков.

Не об­ра­ду­ют­ся и врачи с медсёстрами, ко­то­рым придётся ис­кать новую ра­бо­ту в связи с со­кра­ще­ни­ем числа ав­то­ка­та­строф — ведь это при­чи­на более чем по­ло­ви­ны слу­ча­ев гос­пи­та­ли­за­ции в от­де­ле­ния ско­рой по­мо­щи в боль­шин­стве стран ОЭСР. Ав­то­мо­биль­ные ава­рии также обес­пе­чи­ва­ют эти стра­ны ор­га­на­ми для пе­ре­сад­ки — по­хо­же, био­тех­но­ло­ги­че­ским ком­па­ни­ям придётся на­учить­ся пе­ча­тать их на 3D-прин­те­ре.

С дру­гой сто­ро­ны, по­ду­май­те о неве­ро­ят­ной поль­зе для ста­ре­ю­щих чле­нов об­ще­ства, ко­то­рым боль­ше не придётся за­ви­сеть от снис­хо­ди­тель­но­сти ав­то­школ или чле­нов семьи, когда нужно ку­да-то по­ехать. Вы­иг­ра­ют и мил­ли­о­ны людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, ко­то­рым мо­биль­ность как услу­га ни­ко­гда не была до­ступ­на. И, ко­неч­но, со­вер­шен­но из­ме­нит­ся лицо го­ро­да. Необ­хо­ди­мость в пар­ков­ке оста­нет­ся в про­шлом, сле­до­ва­тель­но, про­пуск­ная спо­соб­ность дорог уве­ли­чит­ся в несколь­ко раз. По­сколь­ку вызов та­ко­го элек­тро­мо­би­ля будет сто­ить не до­ро­же чашки кофе, можно на­чать рас­суж­дать го­раз­до шире — не толь­ко о ма­ши­нах, гру­зо­ви­ках и до­ро­гах, но и о го­ро­дах, рас­пре­де­ле­нии зе­мель и недви­жи­мо­сти. Как го­во­рит Бе­не­дикт Эванс:

«Ав­то­мо­би­ли пе­ре­кро­и­ли облик го­ро­да за по­след­нее сто­ле­тие, и если сами ав­то­мо­би­ли те­перь пол­но­стью из­ме­нят­ся, то вслед за ними будут ме­нять­ся и го­ро­да».

Так что же все это зна­чит для вас? По­ду­май­те, на каком этапе жизни вы сей­час на­хо­ди­тесь. Воз­мож­но, вы по­ду­мы­ва­е­те о новом ав­то­мо­би­ле и спра­ши­ва­е­те себя, не лучше ли вы­брать элек­тро­кар. А может вы задаётесь во­про­сом, нужен ли вам новый ав­то­мо­биль во­об­ще. В наши дни схемы кар­ше­рин­га хо­ро­шо раз­ви­ты — это из­бав­ля­ет от го­лов­ной боли в виде ста­ро­го потрёпанного ав­то­мо­би­ля, ко­то­рый никто не хочет по­ку­пать. Может быть, ваши пен­си­он­ные на­коп­ле­ния за­ви­сят от судь­бы определённых неф­тя­ных ком­па­ний — тогда при­шло время об этом за­ду­мать­ся. Скоро ав­то­мо­биль­ный мир перевернётся. Ве­ро­ят­но, вы за­хо­ти­те ока­зать­ся в числе тех, кто переживёт это без по­терь.


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Телеграм актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Источник:  https://ru.insider.pro
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~NDJAN
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *