"Мы выступаем там, где нарушены права"

"Мы выступаем там, где нарушены  права"
11 Января 2017

Защита прав потребителей – важный аспект жизнедеятельности общества. Мы ощущаем себя в большей безопасности, зная, что в республике существует механизм защиты граждан от угрозы потребления некачественной продукции. Инспекция по защите прав потребителей неустанно следит за соблюдением предпринимателями норм и стандартов. Об этом и беседовал корреспондент интернет-портала «Деловой Донбасс» с начальником Инспекции Тимченко Николаем Александровичем.

Николай Александрович, что вы можете сказать о работе Инспекции, когда возобновилась деятельность, может быть появились новые функции?

Инспекция была создана указом главы ДНР А.В. Захарченков 2015 г. Работа в полной мере пошла с начала 2016 года, так как к этому моменту были подготовлены нормативные документы. Закон был принят ранее, но нормативных документов не хватало. За короткий период работы инспекция провела более 1700 проверок субъектов хозяйственной деятельности, выявлен ряд нарушений, например, просроченная продукция, продукция без маркировки и продукция без документов, которые подтверждают её качество и безопасность.

Инспекция опирается на закон о защите прав потребителей, а также на закон о качестве и безопасности пищевой продукции, который создан для обеспечения безопасности продуктов, поступающих на наш рынок. Этот закон четко регламентирует нормы реализации продукции, прописывает, какие документы должны быть у продавца, какая информация для потребителя должна быть при реализации.

К нарушителям применяются, как правило, материальные санкции?

Не только. Существуют административные санкции, которые применяются к лицу-нарушителю, и есть административно-хозяйственные санкции, которые применяются к ФЛП или к предприятию.

Вы проверяете качество не только пищевых продуктов?

Защита прав потребителя распространяется на любой товар или услугу: это не только пищевые продукты, сюда относятся все группы потребительских товаров, а также любые виды услуг – в сфере ЖКХ, гостиницы, рестораны, парикмахерские. Мы выступаем там, где нарушены права.

С какими вопросами наиболее часто обращаются граждане?

С наступлением холодов чаще всего жалуются на отсутствие тепла. Часто обращаются с жалобами на просроченные либо некачественные продукты. В этом случае любой потребитель имеет право запросить в магазине документы, подтверждающие качество и безопасность продукции. Бывают и случаи обсчетов: покупатель на ценнике видит одну цену, а при расчёте на кассе в чеке указана другая цена.

И что вы рекомендуете делать при обсчёте?

При обсчёте человек имеет право обратиться к администратору магазина, если же он не отреагировал, покупатель имеет право написать в книгу жалоб и предложений, которая должна находиться в каждом магазине. Если администрация не отреагировала либо отказывается предоставить книгу жалоб, то человек может прийти сюда, написать заявление, и наши специалисты будут разбираться с этим фактом на месте нарушения прав потребителя.

А что, если такой случай произойдёт на рынке?

Человек может в любом случае обратиться в Инспекцию, у нас есть такая форма, как акт контрольной закупки и правильности расчёта с потребителем. Мы выходим на место как обычные потребители, делаем закупку какого-либо товара, а потом проверяем правильность расчёта. У нас предусмотрена схема закупки, и таким образом проверяем правильность расчёта с потребителем.

Вы сказали, что часто обращаются по жилищным вопросам, по каким именно?

Сейчас, когда ударили первые холода, это недостаток тепла в квартирах. Эти проблемы были всегда, здесь может быть как вина ЖЭКа, так и теплосети. Стараемся выходить, брать сотрудников ЖЭКа и теплосети и разбираемся, в какой точке происходит утечка тепла. Также есть жалобы на то, что не оказываются услуги по уборке подъездов, придомовых территорий. Мы стараемся людям помочь, ведем разъяснительную работу: в наше время не всегда возможно оперативно устранить бытовые проблемы.

Вы ведёте статистику? Каков процент положительных решений в пользу граждан при их обращении?

Обращений очень много, но большинство из них являются больше консультативными, то есть мы стараемся разъяснить человеку его права и, как правило, эти проблемы решаются без нашего непосредственного участия. Если поступают жалобы, в которых мы видим конкретное нарушение прав потребителя, то в 100% случаев мы решаем проблему в пользу потребителя.

То есть, Вы добиваетесь возмещения материального ущерба?

Если потребитель купил некачественный товар, то да, человеку меняют товар или возвращают деньги. В случае отказа возместить ущерб, может быть проведена экспертиза, которая устанавливает, был ли товар изначально некачественным, либо был испорчен потребителем в процессе эксплуатации.

Допустим, человек составил договор с фирмой о поставке кухни. Однако, мебель была поставлена не в полном объеме. Как получить компенсацию?

Всё, что прописано в договоре, должно выполняться! К договору прилагается спецификация, в которой должно быть прописано все, вплоть до каждого винтика-болтика, цвет и комплектность мебели, количество шкафчиков и т.д. Если предприниматель не выполняет условия договора по комплектности или не выполняет их в срок, то он должен заключить с человеком дополнительное соглашение с указанием причин недопоставки товара и указанием новых сроков поставки. Любое нарушение условий договора влечёт за собой ответственность. Инспекция даёт предпринимателю предписание об устранении нарушений и если этого не произошло, к нему будут применены санкции.

Как проводится экспертиза некачественных товаров? У вас есть какая-то служба? Как она работает?

На данный момент специальной службы нет, но в республике действует бюро судебных экспертиз, где возможно по некоторым видам продуктов сделать исследования. Есть у нас центр стандартизации и метрологии, который также может провести экспертизу качества товаров. Если же продукция уже эксплуатировалась, то обращаться можно только в бюро судебных экспертиз, где помогут выяснить, по чьей вине произошел ущерб. Человек, например, купил телефон, походил с ним 2 месяца, уронил его 5-6 раз, а потом говорит, что телефон не работает и обвиняет в этом субъект хозяйствования, то есть продавца. Вот здесь и поможет разобраться бюро судебных экспертиз.

До войны, конечно, было очень много экспертных служб, отдельно по разным группам товаров. Сейчас возникают проблемы, но они решаемы.

Кто оплачивает проведение экспертизы?

Согласно закону о защите прав потребителя, любой потребитель имеет право обратиться к хозяйственному субъекту для проведения экспертизы, и тот обязан в течении трёх дней предоставить человеку письмо о том, что он подал заявку на проведения экспертизы. Сама процедура проводится, как правило, за деньги продавца, но если экспертиза докажет, что товар оказался некачественным по вине потребителя, то потребитель обязан возместить хозяйственному субъекту стоимость проведения экспертизы.

Может ли отказать Инспекция гражданам в обращении и по каким причинам?

Мы можем отказать, если человек нарушает закон об обращении граждан, например, неправильно составлено письмо, не указана необходимая информация, анонимные обращения мы не рассматриваем. Либо же к нам обращаются два субъекта хозяйствования с взаимными претензиями, а это не входит в нашу компетенцию, это дело арбитражного суда.

Если человек купил просроченный товар, но обнаружил это только дома, какова процедура возмещения ущерба?

Первым делом человек имеет право обратиться к хозяйственному субъекту, вернуть купленный товар и получить деньги. В случае отказа, он обращается в Инспекцию, пишет обращение по установленной форме и предоставляет нам всю необходимую информацию, так как иногда потребители даже не указывают адрес. Закон о государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности четко регламентирует нашу деятельность. После поступления жалобы мною выписывается направление на проведение проверки, после чего она осуществляется по установленной процедуре и применяются штрафные санкции, если выявлены нарушения.

Николай Александрович, какой информацией Вы хотели бы поделиться с нашей аудиторией?

Вот что хотелось бы, чтобы вы донесли до наших предпринимателей: Инспекция сама по себе является уполномоченным органом в сфере защиты прав потребителей, и выносить административно хозяйственную санкцию вправе только сотрудники Инспекции. Однако, предприниматели часто звонят к нам на горячую линию и сообщают, что кто-то представляется нашими сотрудниками, работниками территориальных органов Инспекции и наказывает субъектов хозяйствования. Я бы хотел донести до предпринимателей, что у нашей Инспекции нет никаких территориальных подразделений ни в одном городе республики, Инспекция юридически находится здесь, все сотрудники находятся здесь и у каждого есть удостоверение, в котором указаны Ф.И.О. и должность.

При проверке у сотрудника Инспекции должно быть направление на проверку, не важно, плановая это проверка или внеплановая. Есть телефоны горячей линии и любой субъект хозяйственный может позвонить на телефон этой линии и убедиться, что да, действительно есть такой сотрудник. Также субъект хозяйственной деятельности вправе не допустить к проверке любого сотрудника Инспекции, если тот не предоставил ему направление или не показал удостоверение. Нужно, чтобы предприниматели об этом знали.

Есть предположение, что это торговые отделы при исполкомах проверяют наших предпринимателей и накладывают штрафы. Почему они представляются Инспекцией по защите прав потребителей, это вопрос к правоохранительным органам.

Торговые отделы при исполкомах тоже прописаны в законе о защите прав потребителей, у них есть полномочия, и они вправе составлять административный протокол по нарушению правил торговли, но никакие административно-хозяйственные санкции к субъекту хозяйственной деятельности применять не имеют право. Очень неприятно, когда сообщают о нарушениях, которые не совершают наши сотрудники, например, наказывают предпринимателя за то, что неправильно оформлен ценник. Да, на ценник мы обращаем внимание, делаем замечания, но никаких санкций за неправильно составленный ценник мы не применяем, тем более, у нас на сайте размещена информации о том, как должен выглядеть этот ценник.

Да, это нарушение, но мы работаем и применяем санкции по более серьезным нарушениям: это реализация продукции с просроченным сроком годности, реализация продукции без информации и реализация продукции без документов, подтверждающих её качество и безопасность, а также обвесы, обсчёты.

Предприниматели, если вы сталкиваетесь с подобными нарушениями ваших прав, звоните на нашу горячую линию!

Инспекция по защите прав потребителей Донецкой Народной Республики находится по адресу: г. Донецк, ул. Челюскинцев, 184.

Телефон общественной приёмной: (062) 304-53-38.

Горячая линия: (093) 192-99-49, (066) 092-29-49.


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Телеграм актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~AhaNC
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *