Международный фестиваль «Мизансцена» - первые итоги и первые впечатления

Международный фестиваль «Мизансцена» - первые итоги и первые впечатления
19 Сентября 2017

18 сентября в Донецке открылся первый международный театральный фестиваль малых форм «Мизансцена» - настоящий праздник для театральных гурманов, подаренный им Министерством культуры ДНР и Донецким государственным академическим музыкально-драматическим театром.

В течении недели на Малой и Новой сцене донецкой муздрамы выступят представители девяти приглашённых коллективов из Москвы, Вологды, Брянска, Йошкар-Олы и, конечно же, хозяева форума, артисты нашей муздрамы, которые представят два спектакля «Там же, тогда же» Бернарда Сэйда на малой сцене и «Детский сад №…» Андрея Курейчика на Новой сцене.


Сергей Московцев директор драмтеатра Йошкар-Олы

Среди постановок, которые привезли на конкурс наши гости, будут спектакли самых разных жанров. Актриса Московского театра «Музей человека» Анна Троянская в первый день фестиваля вышла на Малую сцену донецкой муздрамы в моноспектакле по самому известному произведению Максима Горького «Старуха Изергиль» и сразу произвела фурор среди зрителей.  В этот же вечер на Новой сцене шла захватывающая драма по пьесе Макса Фриша «Биография» в  интерпретации актеров московского театра «Четвертая стена».

Второй фестивальный день ознаменуется фантасмагорией «Шпион» в исполнении Дарьи Пикус, Даниила Коробейникова и Андрея Плотникова из Содружества актеров Москвы на Малой сцене и моноспектаклем московского режиссёра Сергея Карякина «Москва-Петушки» на Новой сцене по поэме в прозе такого неоднозначного автора, как Венедикт Ерофеев. Незадолго до начала войны в Донбассе этот сложнейший материал был поставлен на малой сцене Мариупольского театра русской драмы режиссёром Константином Добруновым, которого уже, к сожалению, нет с нами. Если кто-то из зрителей успел посмотреть тот спектакль, то ему будет интересно сравнить московскую моноверсию с ярким зрелищем, шедшим на Мариупольских подмостках.

Третий день «Мизансцены» отдан спектаклям хозяев «Там же, тогда же» и «Детский сад №…», которые наши зрители знают и любят. А 22 сентября в свете софитов заблистает заслуженная артистка России Ирина Джапакова из Камерного драматического театра Вологды, которая примерит на себя образ легендарной Эдит Пиаф в спектакле «Это я – Эдит Пиаф» по пьесе Нины Мазур. Те, кто не пропускает ни одной премьеры и репертуарной новинки донецкой муздрамы,  знают, что и у нас идет постановка на Малой сцене, повествующая о биографии любимой многими поколениями певицы. Любители сравнивать и оценивать уже приобрели билеты на фестивальный спектакль.

23 сентября – снова сразу два спектакля на Малой и Новой сценах одновременно. Драматическая история в стиле танго – так определила жанр пьесы Е. Васильевой «Однажды мы будем счастливы» режиссер Марина Финогенова из Брянского государственного театра драмы им. А. К. Толстого. А представят эту занимательную историю об отношениях разных поколений  актрисы Мария Максимова и Елена Дигина на Новой сцене муздрамы. В это же время на Малой сцене представитель московского театра «Студия 69» Владимир Сечкин погрузит зрителей в мир поэзии Владимира Маяковского в  моноспектакле «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник».

На закрытии  московский коллектив «Театральный особнякЪ» вынесет на суд зрителей и жюри  драму по произведениям А. П. Чехова «Калхас (Лебединая песня)», поставленную режиссером Леонидом Красновым.


Жюри фестиваля

А на открытии  зрителей ждал «Убийца» по пьесе Александра Молчанова. Спектакль с пугающим названием привез Академический русский театр драмы им. Константинова из столицы республики Марий Эл Йошкар-Олы. Перед открытием представители СМИ смогли пообщаться с директором театра Сергеем Московцевым:

Мы уже не первый раз в ДНР, - рассказывает он, - В прошлый приезд весной этого года мы привозили спектакль «Солдатики» по пьесе Владимира Жеребцова и показывали его в Макеевке на сцене театра юного зрителя. После,  этот спектакль посмотрели Луганские зрители на фестивале памяти Павла Луспекаева. Любой фестиваль дает нам возможность показать и понять свое место в системе координат сегодняшнего театра, встретиться с новыми коллективами и увидеть манеру работы других театров, какие-то интересные режиссерские находки, которые потом можно будет использовать в своих спектаклях. Кроме всего, это знакомство с новыми труппами, непринужденное общение актеров между собой,  а также режиссеров и руководителей театров. Это тоже способствует завязыванию творческих отношений. Наш театр открывает этот фестиваль и поэтому актеры очень волнуются. Волнуются, как никогда ранее. Некоторые даже довели себя до дрожи. Я спрашивал: «Откуда такое волнение?». Ведь ранее мы не раз бывали на международных театральных фестивалях  в Сербии, Эстонии. Видимо, это необыкновенное чувство обусловлено тем, что многих наших актеров связывают с Донбассом кровные узы. Наша народная артистка Марий ЭЛ Надежда Ивановна Репьева начинала свою творческую карьеру в Донбассе на сцене Макеевского ТЮЗа, где работал и ее муж Дмитрий Петрович, и свекор Петр Пантелеевич Репьев.  У других актеров здесь много родственников, так что мы едем, практически, как к себе домой.


Церемония открытия фестиваля

Спектакль «Убийца» не разочаровал. Сразу хочется отметить, что никакого криминала, во всяком случае, на первом плане, в постановке нет. Исходный драматургический материал пронизан мощной психологической составляющей. Порой даже сюжетные перипетии отходят на второй план, уступая место на авансцене душевным метаниям главного героя, студента Андрея, которого все называют просто Дюша. Молодой человек, проигравший в карты, ищет выход из сложившейся ситуации, решая – убить или быть убитым. Одновременно его волнует стандартный набор проблем, характерных для подростков: любовь, возможность самоутвердиться, верить или не верить в Бога, как и для чего жить. Спектакль, поставленный режиссером Алексеем Ямаевым, выдержан в минималистическом стиле. На сцене никаких декораций, кроме четырех обычных стульев, никакого реквизита, за исключением деталей костюмов действующих лиц. Ставка сделана на острый психологизм исходного материала и актерскую игру. Ярослав Ефремов, сыгравший роль главного героя – Андрея, Дюши, досконально вжился в образ. Блистательно играл с самой первой сцены, в которой картёжник по кличке Сэка угрожает Андрею. Особенности малой сцены давали возможность смотреть актеру прямо в глаза, в которых жил неподдельный страх. Так же искренни были  слезы, улыбки и душевные метания  Оксаны (Наталья Ложкина), подружки Сэки, сопровождавшей  Андрея в небезопасной поездке с целью выбивания карточного долга и приказом убить должника, если тот откажется платить. С минимализмом сценографии можно было сравнить  игру народной артистки республики Марий Эл Надежды Репьёвой, которой досталась роль матери Андрея. Избранный набор выразительных средств был лаконичен, но хлёсток. Образ простой деревенской женщины, любящей матери и труженицы получился не картинно наигранным, а теплым, живым, будто на сцене вовсе не актриса, а обыкновенная героиня из нашей повседневной жизни, каким-то чудом оказавшаяся в театре в гуще событий спектакля.  Еще одним героем, а  вернее антигероем был картёжник Сэка, в исполнении Игоря Новоселова. Если в спектакле «Солдатики», который театр из Йошкар-Олы привозил прошлый раз, ему досталась роль готовившегося к дембелю Хрустяшина, парня с неоднозначным характером, менявшегося по ходу пьесы в лучшую сторону, то в «Убийце» он сыграл откровенно отрицательный персонаж, придав грозе студенческой общаги яркие черты типичного гопника.




Сцена из спектакля "Убийца"

Нельзя не признать, что волнение перед выходом на донецкую малую сцену сыграло позитивную роль, и актёры из Йошкар-Олинского драмтеатра смогли провести спектакль на оголенном нерве. Действие так захватило зал, что порой зрителям казалось, что они находятся в гуще событий. Они искренне переживали злоключения Андрея, радовались вместе с ним, когда должник отдал деньги, и любовались красивой парой влюбленных в счастливом финале.

Как оценит спектакль строгое и компетентное жюри, мы узнаем в конце фестиваля. О том, что будут призы в виде дипломов и статуэток во многих номинациях, журналистам сообщил зав.труппой донецкой муздрамы Денис Глазунов.

А с одним из членов уважаемого жюри удалось пообщаться во время пресс-подхода. Вот что сказал о фестивале театральный критик, журналист, заместитель главного редактора журнала «Клаузура», главный редактор журнала «Мир детского театра», член общественных редколлегий журнала «Современная драматургия» Валерий Карлович Бегунов:


Валерий Бегунов

Здесь собираются коллективы, которые требуют постоянного внимания. Несмотря на наличие солидных стационарных театров на всей территории бывшего СССР, да и во всем мире, в последнее время возникают команды молодых людей, а иногда и профессионалов, которые хотят делать что-то другое. Зачастую они находятся за пределами стен больших театров или антреприз, имеющих планы и коммерческие задачи. И эти небольшие команды иногда пытаются делать то, что не под силу большим коллективам. Не всегда это абсолютная новация, не всегда это авангард или новый взгляд. Когда началась перестройка, стартовало фестивальное движение и эти театральные коллективы создавались очень опытными профессионалами. Они ездили на представительные фестивали и нередко выигрывали призы, составляя конкуренцию маститым коллективам. Потом, по финансовым причинам, они оказались на обочине. От белорусского Бреста до нашего Владивостока многие новые вещи в культуре оказались в подвалах.  Поэтому, когда возникает такой фестиваль, как «Мизансцена», да еще и при поддержке мощной государственной структуры, Министерства культуры ДНР, эти коллективы получают уникальную возможность особого взгляда на их творчество, как со стороны публики, так и со стороны специалистов, приезжающих на подобные форумы в качестве членов жюри. А сами театральные коллективы встречаются и обмениваются опытом.  Интересны такие фестивали и своей непредсказуемостью. Бывали случаи, когда на подобных форумах проваливались нашумевшие, даже знаковые спектакли, так как – чужая площадка, незнакомый зритель и множество неожиданных факторов. И наоборот, постановки, которым никто не уделял большого внимания, производили фурор. Я сам не раз был свидетелем того, как что-то написанное, сыгранное, сказанное со сцены, спасало людей. Поэтому подобные фестивали, собирающие зачастую людей с разными взглядами, очень важны.

Кроме Валерия Бегунова в жюри будут исполняющий обязанности министра культуры ДНР Михаил  Желтяков, генеральный директор – художественный руководитель Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра Наталья  Волкова, драматург, писатель, председатель комиссии по критике СТД ДНР Валерий  Герланец и заслуженный артист Украины Сергей Лупильцев.

С интересом ждем итогов фестиваля «Мизансцена» и верим, что он станет традиционным.

Ольга Стретта


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Вконтакте актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~xj7MY
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *