Инженеры российского экспорта

Инженеры российского экспорта
14 Ноября 2017

Инженерная школа в СССР и России всегда была предметом национальной гордости. Но тот факт, что технические, конструкторские «мозги», присущие заметной доле нашего народа, могут в массовом же порядке сопрягаться с коммерческими талантами, для многих, видимо, станет новостью. Да и не лишне вспомнить, что на заре рыночных реформ, в девяностые, когда целая армия бывших сотрудников КБ и НИИ устремилась в бизнес — скорее от безысходности, чем по призванию, — она играла далеко не первую скрипку в экономике, уступая в коммерческой прыти бывшим секретарям райкомов ВЛКСМ

Тем не менее новый тренд проступает, когда анализируешь истории компаний-экспортеров, собранные в очередном выпуске специального доклада «Сделано в России». Если попытаться определить общее, за счет чего бизнесы, работающие в очень разных отраслях (относящихся к несырьевым), прожившие разную историю и имеющие разные стратегии, добиваются сегодня успеха на международном рынке, окажется, что это высокая доля в их деятельности инженерного труда. В самом узком и самом широком смыслах.

Инженерная составляющая велика в продукте практически любого экспортера: от офисного дизайнера, производителя автоприцепов — до создателя искусственных кристаллов, сложнейших электронных или оптических приборов, разработчика ИТ-программ. Она велика также — и это отмечают даже зарубежные клиенты наших экспортеров — в оснащении и организации производства, цехов. Здесь присутствуют не просто новейшие технологии, но спроектированное собственными инженерами оборудование или производственный комплекс. Так компании, озаботившиеся выходом на мировой рынок, загодя конструируют свое преимущество перед конкурентами в скорости выполнения заказов, в качестве и себестоимости продукции. С той же целью и той же инженерной скрупулезностью они занимаются локализацией производства, даже вопреки общему тренду, а также выстраивают систему менеджмента.

Говоря иными словами, во всем этом проявляется стратегичность их мышления, то есть инженерный подход к бизнесу. Вообще-то, похоже, мы имеем дело с очередным витком в развитии русского бизнеса: когда те самые, едва заметные на экономическом небосклоне девяностых, предприниматели-инженеры, пройдя через горнило нескольких кризисов выросли в лидеров своих индустрий.

Характерно в связи с этим то, какую роль в их экспортной стратегии сыграла прошлогодняя девальвация рубля, от которой многие ждали, что она окажется мощным драйвером роста российского экспорта. Да, она стала хорошим подспорьем для действующих экспортеров в продвижении на рынки развивающихся стран, особо чувствительных к цене: Китая, Индии, Латинской Америки, Африки. Однако не будь у них за плечами нескольких лет стратегической деятельности по разработке экспортного продукта и налаживанию партнерских связей, никакой экспансии на мировой рынок благодаря девальвации не получилось бы. С другой стороны, и без девальвации они все равно продвигались бы к своей цели, пусть медленнее, но так же методично, как и раньше.

Гранды и  малый бизнес

АО «Российский экспортный центр», возглавляемое генеральным директором Петром Фрадковым, это государственный институт поддержки несырьевого экспорта. По программам финансовой поддержки некрупных экспортеров реализовано более 200 сделок, в том числе на экспорт запчастей для автомобилей, запасных частей к железнодорожной техники, а также — сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и других товаров в более чем 40 стран мира.

Изначально среди клиентов РЭЦ более 80% — представители малого и среднего бизнеса, отмечает Директор центра экономических исследований университета «Синергия». Но оставшиеся 20% приходится на крупные проекты. В 2016 году объем поддержанного РЭЦ экспорта составил почти 9 млрд долл., правда почти половину в этом объеме потребовала лишь одна сделка Ямал СПГ, в рамках которой был заключен договор страхования кредита, предоставленного Сбербанком и Газпромбанком.

Среди «крупняка» можно отметить также «Гражданские самолеты Сухого», АвтоВАЗ, КамАЗ, Группу агропредприятий «Ресурс».

Учитывая нацеленность многих компаний на зарубежную экспансию, в случае оказания РЭЦ действенной поддержки для выхода на зарубежные рынки, их услуги будут востребованы в ближайшие годы, уверен Андрей Коптелов. Однако эффективность государственной поддержки пока ощущается не в полной мере, так, например, объем экспорта в 2016 году снизился на 17%, что связано в первую очередь с отсутствием в России производств, делающих конкурентоспособную продукцию. И хотя в первом полугодии 2017 года объемы экспорта частично отыграли падение 2016 года, показав увеличение на 29%, данный рост вызван экспортом не наукоемких товаров, а продовольственных и топливно-энергетических.

Чтобы начать экспортную экспансию, о которой так часто говорят в Правительстве РФ, необходимо не только консультационная поддержка и участие в международных выставках, которую обеспечивает РЭЦ, нужна структурная трансформация промышленности с целью интенсивного развития высокотехнологичных отраслей, инновационного сектора, а также науки и образования.

Экспорт сильно изменился

Перечень поддерживаемых РЭЦ компаний может быть достаточно объемным, но главное свойство такого бизнеса – его высокий потенциал на экспортном рынке, напоминает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Одна из важнейших задач РЭЦ – поддержка несырьевой промышленности, которая есть в достаточном количестве почти в каждом из регионов, указывает аналитик. Учитывая высокую зависимость экономики от сырьевого экспорта, поддержка иных предприятий и вывод их на внешние рынки дает регулярный положительный эффект бюджету.

В целом работа РЭЦ оказывает структурное влияние на каждый из регионов. Как правило, в каждом регионе формируется свой Центр поддержки экспорта, эти центры в свою очередь являются ответвлениями местных бизнес-инкубаторов.

Экспорт из России за последние годы претерпел серьезные изменения, связано это не только с санкциями, но и с рядом новых законов, а также межгосударственными соглашениями, отмечает Алексей Антонов. Сейчас Россия все больше смотрит на Восток и в сторону АТР, среди динамично растущих экспортных направлений по-прежнему можно выделить оборонно-промышленный комплекс, АПК, тяжелую и легкую промышленность, транспортную отрасль. Экспорт технологий по-прежнему остается не конкурентоспособным.

Но по большей части, уверен Алексей Антонов, даже несмотря на растущую поддержку РЭЦ, нельзя сказать, что в ближайшие годы экспорт несырьевых товаров и поддержка предпринимательства сможет переломить традиционно высокую зависимость от доходов сырьевого сектора. Напомним, что лидером по росту производства в первом полугодии стал именно он — рост на 4,1%, вторая позиция у транспортной отрасли. При этом двумя годами ранее с сырьевой отраслью успешно соревновалось отечественное АПК, но рост инвестиций в этом году все же опять сконцентрировался на сырьевых проектах.

По оценке Российского экспортного центра, объем поддержки проектов организацией достигнет 34,7 млрд долларов уже к 2019 году. К этому моменту, передает ТАСС со ссылкой на слова представителя РЭЦ, около 7 тыс. 700 компаний получат поддержку центра по выходу на внешние рынки.

По материалам «ЭкспертONLINE»


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Facebook актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Источник:  http://expert.ru
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~3dYK2
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *