Монолог о пользе защиты местного производителя

Монолог о пользе защиты местного производителя
6 Апреля 2017

В ранее опубликованных статьях «Восстановим экономику ДНР» мы анализировали опыт стран, за короткие сроки прошедших путь от состояния войны и хаоса к мировому экономическому лидерству. Следует отметить, что наряду со значительной внешней финансовой помощью, большую роль в восстановлении этих стран сыграл и человеческий фактор, патриотизм граждан, непреодолимое желание преодолеть разруху, а также их напряжённый труд.

Испытывая те же самые проблемы, наша Республика, несмотря на непрекращающиеся военные действия, прилагает усилия к сохранению промышленного потенциала, выводу экономики из стагнации и начинает серьёзную работу по созданию новых производств.

В этой статье мы рассматриваем ряд необходимых шагов, которые следует предпринять в законодательной сфере, в вопросах налогообложения и экономического стимулирования.


МОНОЛОГ  О  ПОЛЬЗЕ  ЗАЩИТЫ
МЕСТНОГО  ПРОИЗВОДИТЕЛЯ


- Контрреволюционные вещи
 вы говорите, Филипп Филиппович,
 - шутливо заметил тяпнутый,
- не дай бог вас кто-нибудь услышит!

- Ничего опасного,
- с жаром возразил Филипп Филиппович,
- никакой контрреволюции!

М. Булгаков «Собачье сердце»


Эгида. Щит Зевса в битве с Титанами

Хочу предупредить уважаемого читателя, что этот «монолог», несмотря на скрупулёзные экскурсы в тёмное прошлое и обширные исторические аналогии, будет иметь ярко выраженный гипотетический оттенок, и поэтому вы не услышите здесь слишком много слов из области конкретики. Против утверждения, что своего производителя надо холить, лелеять и защищать, мало кто сможет выдвинуть сколь-нибудь весомые возражения. Однако, защита местного производителя обретёт смысл только лишь после появления оного на свет, а пока можно говорить скорее о комплексе медико-социальных и лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для нашей экономики во время беременности, в родах и в послеродовом периоде. А поскольку наш местный производитель мало чем отличается от ему подобных, живущих по другую сторону государственной границы, то и планы по их выращиванию будут примерно одинаковыми.

История учит тем, что она повторяется. А уж выбирать в каком жанре она реинкарнируется: в фарсе, в трагедии или в героическом эпосе – определять нам, если мы хотим хоть чему-то у нее научиться.

Республика только начинает писать свою историю, находясь в весьма непростых условиях. Исключительность обстановки требует и соответствующих неординарных мер по преодолению кризиса. Логика обстоятельств в данном случае превалирует над логикой намерений и то, что на первый взгляд видится ошибочным или недальновидным, на самом деле оказывается единственно верным.

Не следует забывать, что мы живем при непрекращающихся военных действиях, зачаточном состоянии новой вертикали власти, несбалансированной законодательной базе и полном разрыве всех хозяйственных связей. Сейчас происходит лишь предварительная сборка государственного и экономического механизма, юстировка которого видится задачей лишь обозримого будущего.

Поэтому в качестве печки, от которой начнутся наши хореографические экзерсисы, мы рассмотрим ситуацию, сложившуюся в России в начале прошлого века, сразу после того, как молодая Советская Республика оказалась в пламени Гражданской войны.


ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ
как предтеча
НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ


И нет ничего нового под солнцем.
Бывает, скажут о чем-то:
смотри, это новость!
А уже было оно в веках,
 что прошли до нас.

                
                                  Ветхий Завет. Книга Екклезиаста







«Военный коммунизм» — условное название внутренней политики большевистского правительства, осуществившего летом 1918 — осенью 1920 г. попытку перехода к социализму с помощью чрезвычайных социально-политических и экономических мер. С одной стороны, политика «военного коммунизма» была связана с представлениями части руководства РКП(б) о возможности непосредственного перехода к коммунистическому производству и распределению товаров народного потребления.

С другой — она была вынужденной политикой, обусловленной крайней разрухой в стране, нарушением традиционных связей обмена между городом и деревней, а также необходимостью мобилизации всех ресурсов в условиях общенационального вооруженного противостояния.

Цель политики «военного коммунизма» — сохранить Советскую власть и идейно-политическую диктатуру партии большевиков, преодолеть экономическую разруху и обеспечить победу в Гражданской войне в России в 1918 — 1922 гг. Однако «военно-коммунистические» методы большевиков не только не позволили выполнить поставленную цель, но и еще больше углубили разруху и обострили общественно-политическое противостояние.

В социальной сфере политика «военного коммунизма» опиралась на принцип: кто не работает, тот не ест. Вводились:

трудовая повинность для представителей бывших «эксплуататорских классов», с апреля 1919 г. для всего населения в возрасте от 16 до 50 лет;

трудовые книжки для избежания текучести кадров;

принудительная мобилизация трудовых ресурсов в форме трудовых армий, направляемых на восстановление транспорта, строительные работы и др.;

уравнительная система оплаты труда рабочих;

бесплатное предоставление населению жилья, топлива, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг.

В политической сфере доминировала безраздельная диктатура партии большевиков: запрещалась деятельность др. политических партий (сначала правых, а потом и левых): кадетов, меньшевиков, эсеров; Советы всех уровней были полностью подчинены партийным органам; профсоюзы потеряли независимость и не могли организовывать стачки для защиты интересов рабочих; не соблюдалась провозглашенная свобода слова и печати — почти все небольшевистские печатные органы закрывались, издательская деятельность жестко регламентировалась (цензура) и была крайне ограничена; восстанавливалась смертная казнь.

Политика «военного коммунизма» продемонстрировала неэффективность административно-репрессивных методов управления. Большевикам удалось удержать власть, но в условиях полного развала экономики им пришлось сменить курс и перейти к новой экономической политике (НЭП).

Налицо был экономический тупик, непреодолимый в рамках действовавшей военно-коммунистической системы и требовавший её немедленного преобразования.

НЭП представлял собой комплекс социально-экономических мер: подоходный прогрессивный налог с крестьянства (1921–1922 гг. – продналог), разрешение товарно-денежных отношений, свобода торговли, разрешение аренды небольших предприятий, наем рабочей силы, отмена карточной системы и нормированного снабжения, создание нового механизма управления экономики на основе рынка и хозрасчета, упорядочение финансовой системы, допуск иностранного капитала.

НЭП был не только экономической политикой. Это целый комплекс мер экономического, политического и идеологического характера. С переходом к НЭПу происходила определенная либерализация политического режима. Были значительно сокращены вооруженные силы, ослабла система принуждения, происходило «оживление» Советов, которые в годы гражданской войны превратились в простых исполнителей партийных решений. Шло активное привлечение старых специалистов в правительственные, хозяйственные органы. Происходило повышение заработной платы технической интеллигенции, создавались условия для творческой работы и т.д.

Тактической целью НЭПа стал выход из кризиса путем укрепления экономического союза рабочих и крестьян, стратегической – построение социализма.

Несмотря на значительные успехи в восстановлении экономики, нэповская модель развития советского общества испытывала и различные трудности. Усугублялась классовая дифференциация и усиливалась конфронтация классов. Наблюдались противоречия между товарно-денежными отношениями и централизованным руководством. Рост безработицы, инфляция, усиление имущественного неравенства населения и т.д. И как только негативные тенденции становились явными, правительство прибегало к их административному устранению.

Как видим, многое из того, что было сто лет назад, мы наблюдаем и сегодня, но тем не менее, наблюдательный читатель уже может заметить на нашем политическом горизонте и вполне явные признаки того, что начинается постепенный разворот к системной стратегии.


ПРОТЕКЦИОНИЗМ или
ЩИТ ИЗ ШКУРЫ
КОЗЫ АМАЛФЕИ


- Но позвольте доложить, не будет ли это предприятие или, чтоб еще более,
 так сказать, выразиться, негоция,
- так не будет ли эта
негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?

Но Чичиков сказал просто,
что подобное предприятие, или негоция,
никак не будет несоответствующею гражданским


Лоренцо Бернини «Зевс, Пан и коза Амалтея»

постановлениям
и дальнейшим видам России,
а чрез минуту потом прибавил,
что казна получит даже выгоды,
ибо получит законные пошлины.
                  
Разговор Чичикова с Маниловым

Для разработки плана выхода из кризиса молодая Донецкая Народная Республика имеет практически те же самые вводные, что и Советская Россия сто лет тому назад.

Чтобы предложить план, нужно иметь стратегию. Чтобы иметь стратегию, нужно иметь идеологию. Отсутствие четко сформулированной и официально обнародованной идеологии (чего нет даже в России) не должно останавливать ход наших рассуждений, поскольку можно, как говорят следователи, «качать на косвенных».

Анализируя шаги, предпринятые правительством ДНР по упорядочению деятельности иностранных резидентов на территории Республики, в частности введение временного управления на ряде промышленных и иных предприятий, можно сделать вполне обоснованные выводы о векторе наших политико-экономических устремлений. Это означает, что несмотря на адресованные Западу и часто повторяемые политические мантры о приверженности неким невнятно сформулированным соглашениям, вырисовывается совсем иная основа для будущей государственной политики.

Если не обращать внимание на прописку собственников предприятий, находящихся под внешним управлением, фактическое расположение основных средств на территории с законодательством, гарантирующим незыблемость частной собственности, но отличным от украинского, дает большие возможности гармонично встроить их в систему жизнедеятельности Республики.

В этом случае становится актуальными задачи по обеспечению самой жизнедеятельности этих и вновь созданных в ДНР предприятий, поскольку они автоматически оказываются в сфере стратегической безопасности государства.

Для ее обеспечения и применяется протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Снижение цен на нефть заставляет искать интенсивные пути развития. Для достижения намеченных правительством целей необходим переход от экспортно-сырьевой модели к инвестиционно-инновационной стратегии

В мировой практике в числе мер поддержки инноваций выделяют прямые и косвенные методы стимулирования. Соотношение их определяется сформировавшейся экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Косвенные методы государственной поддержки реализуются опосредованно через налоговый механизм, предусматривающий предоставление налоговых льгот и преференций хозяйствующим субъектам, реализующим инновационные проекты или осуществляющим венчурные вложения. 

В большинстве экономически и промышленно развитых стран в системе мер государственного регулирования инноваций преобладают косвенные рычаги регулирования. Это делает бизнес-среду более конкурентоспособной и мотивированной на дальнейшее развитие.

При прямом регулировании общество также вправе ожидать улучшения показателей развития. Однако такие преобразования будут носить краткосрочный характер и будут адаптированы к текущим приоритетам общества и государства, при смене которых эффект от их внедрения окажется ниже ожидаемого.

Таким образом, может быть признано целесообразным использование мер как прямой, так и косвенной поддержки. Причем, основной упор должен быть сделан на косвенное регулирование, а прямое регулирование должно использоваться только с целью нивелирования основных направлений инновационной политики государства.

Например, стимулирование экономики и увеличение занятости. Конечно, сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо. Во-первых, чтобы поддерживать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости. В принципе, любому человеку это покажется эффективным! Однако существо проблемы заключается в том, что отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности. И именно политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения. Однако хотя импорт и сокращает занятость в импортозаменяющих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (например, закупки, продажи, обслуживание импортной продукции). И, наконец, государство же может обеспечить поддержку отечественных производителей и более эффективными методами, чем тарифные (таможенные пошлины и квоты), с меньшими потерями для благосостояния общества. Можно вводить субсидии, уменьшение налогов для отечественных производителей (и другие нетарифные методы регулирования).

Следующий аргумент — это защита молодых отраслей (отраслевой протекционизм). Достаточно часто можно встретить, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающимся странам. Однако, во-первых, достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в отношении молодых отраслей в значительной степени снижает стимулы к повышению их эффективности, и в результате период становления может затянуться на неопределенно долгое время. Наконец, в-третьих, и в случае с молодыми отраслями предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным средством поддержки, чем внешнеторговый протекционизм. Таким образом, и второй аргумент является «против» протекционизма. Более того, выдвижение подобных предложений в пользу протекционизма говорит о том, что государство просто не хочет разрабатывать проекты, вводить новые законы, заботиться о своих отраслях. Конечно, гораздо проще ввести пошлины на импорт, экспорт, чем вводить субсидии.

Еще аргумент — увеличение доходов государственного бюджета. Во многих случаях государство проводит политику протекционизма, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система находится в стадии становления и существуют значительные трудности со сбором внутренних налогов. Опять же, таможенную пошлину организационно собрать гораздо легче, чем, например, налог на прибыль. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при достаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма. Получается, что данный аргумент тоже в большей степени идет «против» протекционистской политики государства.

Еще один весомый аргумент - обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Этот аргумент в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Однако и этот на первый взгляд справедливый аргумент требует тщательного конкретного анализа. В частности, серьезные затруднения может вызвать само определение отраслей, необходимых для обеспечения национальной безопасности: к ним может быть отнесено производство вооружений, продуктов питания, компьютеров, одежды, автомобилей, энергоносителей и многое другое. Трудно назвать такую отрасль, которая не вносила бы свой вклад в обеспечение безопасности страны. Кроме того, стимулирование с помощью протекционизма производства стратегических невозобновляемых ресурсов (например, угля) может создать зависимость от импортных поставок в будущем (особенно для стран с малым запасом ресурсов). Целесообразнее создавать стратегические запасы этой продукции по более низким ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратегические отрасли можно защищать более эффективным, чем внешнеторговый протекционизм, способом (все те же субсидии).

Понятно, что у политики полного протекционизма минусов, несомненно, больше. А практически все плюсы можно заменить не менее эффективными методами. Конечно, развивающиеся и отсталые страны могут себе позволить в незначительной мере данную политику. Потому что они не в состоянии по-другому защищать свои отрасли производства. Не стоит забывать, что становление большинства высокоразвитых стран произошло именно благодаря протекционизму. Да и в настоящее время государственная защитная политика позволит национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям глобальной экономики.


НЕМНОГО  О
ПСИХОЛОГИИ  ПРОИЗВОДИТЕЛЯ:
от ВРЕМЕНЩИКА до ГОСУДАРСТВЕННИКА

Зарыв яблочную косточку
в землю весной,
глупо сидеть возле неё
с корзиной осенью
в ожидании первого урожая

А. Partial

Деньги – нерв экономики. Поскольку сами мы их печатать пока не можем, то непременно необходимо задуматься об их выгодном для нас привлечении. После решения этой задачи определяющее значение приобретет механизм грамотного и эффективного использования полученных инвестиций. И здесь форма собственности предприятия - государственная или частная может показать совершенно противоположные стратегические подходы к его управлению. Несмотря на совершенно одинаковую цель, стоящую перед любым производством, а именно получение прибыли, психология управляющего этим предприятием будет определять либо его скорый конец, либо стабильность и процветание.

Там, где временщики надеются на невидимую руку рынка, государственники рассчитывают на твёрдую руку государства.

Временщики считают, что надо просто «не мешать» бизнесу: понизить налоги, убрать контролирующие органы, распустить таможню и передать госсобственность «эффективным собственникам».

Государственники считают, что надо плотно управлять как минимум крупным бизнесом, не давая ему самоубиваться ради минутной прибыли, вручную расшивая все его важные проблемы и лоббируя его выход на внешние рынки.

Что касается крупного бизнеса, то деньги в модернизацию производства он не вкладывает и вкладывать не будет из-за неурегулированности проблемы собственности. Олигархи понимают, что свои предприятия они у государства украли и что рано или поздно придется их возвращать. Какой же им смысл тратиться на инновации, наоборот, нужно как можно больше выжать из нынешнего устаревшего оборудования, пока не отняли!

Это называется экономической «эффективностью», означающее получение максимальной прибыли при минимальных затратах ресурсов и времени. Работает только то, что дает немедленную отдачу, которую можно положить в собственный карман. А там хоть трава не расти.

После нас хоть потоп – естественная логика временщиков. Ну какая может быть модернизация или инновация, требующие затрат и времени, когда не известно, что будет завтра, но известно, что сегодня можно безнаказанно красть? Да еще когда государственное руководство само призывает к «эффективности» и закрывает глаза на повсеместное воровство чиновников и бизнесменов. Интересы человека, народа и государства в расчет просто не принимаются, главное «эффективность», то есть деньги, лучше краденые (быстрее и расходов меньше - воровать «эффективнее», чем работать).

Простая задача по микроэкономике: если бригада гастарбайтеров заменяет собой экскаватор, станет ли предприниматель тратиться на покупку экскаватора? Правильный ответ: нет, не станет, потому что рабский труд «эффективнее», в смысле дешевле. Так и с работягой на заводе: ну зачем хозяину-временщику покупать дорогой высокопроизводительный станок, если десяток-другой таких работяг за грошовую зарплату тот же объем продукции выпустят на технике довоенного еще образца?! Азиатские рабы и местные нищие работяги с их дармовым трудом «эффективнее» инновационной технологии, поскольку приносят сиюминутную прибыль.

Верный признак: если возросли продажи сверхдорого жилья, то это значит, что казенные деньги, официально предназначенные для реанимирования реального производства, дошли до временщика, то есть успешно разворованы. А средства какой-нибудь венчурной компании пошли не на финансирование прорывных технологий, а благополучно были размещены в банках для финансовых спекуляций.

Задача по поиску и воспитанию управленцев-государственников, людей патологически честных и умеющих работать на долгосрочную перспективу, для нас не менее трудна и масштабна, чем задача по привлечению инвестиций.


ЧТО  НАМ  ВЫБРАТЬ


Хотеть — значит уметь выбрать.
Уметь выбрать — значит уметь отказаться.

                         

                                                                                        Яльмар Сёдерберг.  «Доктор Глас»



Восстановление экономики Республики потребует колоссальной суммы вложений. Нет никаких сомнений, что самостоятельными усилиями данную проблему ДНР решить невозможно. Следовательно, остается единственный вариант – обратиться за внешней помощью. К друзьям. Которых немного.

Поэтому все усилия, направленные не только на поддержание местного производителя, но и его становление в виде современных высокорентабельных производств, будут обращены ко вполне конкретному адресату. И для него то и должны быть созданы такие условия, чтобы вложенные им инвестиции были выгодны не только нам, но и ему.

Приоритетным направлением реформирования отечественной экономики должно стать снижение налоговой нагрузки за счет предоставления льгот и преференций субъектам реального сектора экономики и инновационных разработок и программ.

При обосновании льгот и преференций необходим разумный и взвешенный подход к оценке эффективности предоставления тех или иных льгот. Также следует разделить три понятия: социальный эффект, экономический эффект, перспективный эффект, предполагающий экономическую отдачу в будущем времени.

При этом льготы и преференции следует предоставлять не только по тем налогам, от которых ожидается прямой экономический эффект, но и по тем, от которых будет получен либо социальный эффект, либо перспективный социально-экономический эффект.

Введение инвестиционной налоговой льготы, поощряющей инвестиции в основной капитал

С этой целью следует предусмотреть предоставление хозяйствующим субъектам льготы по инвестициям в основной капитал, которая была отменена в 2001 году в связи со снижением налоговой ставки налога на прибыль с 35% до 24%. 

Инвестиционная налоговая льгота освобождает от налогообложения части прибыли хозяйствующего субъекта и направлена на инвестиции в основной капитал, но не более чем на 50% от величины налогооблагаемой прибыли.

Стимулирование реального сектора экономики, в том числе за счет снижения издержек предпринимателей на оплату труда работников, частью которой являются взносы по обязательному страхованию работников

В расходах инновационных предприятий и предприятий реального сектора экономики наибольший удельный вес (по разным оценкам, от 50% до 70%) занимают расходы на оплату труда сотрудников, а, следовательно, и на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды социального страхования.

Действующая в настоящее время совокупная ставка страховых взносов в 30% является чрезмерной для данной категории налогоплательщиков. Практика установления пониженных ставок социального налога повсеместно используется в других экономически развитых и развивающихся странах.

Если взять для сравнения страны, близкие нам по основным макро- и микроэкономическим характеристикам, мы увидим, что во многих странах придерживаются практики постепенного снижения социальных страховых взносов.

Введение поощряющей ставки амортизации до 150% от стоимости приобретаемого оборудования

Повышенная ставка амортизации позволит предприятиям компенсировать потери от обесценения актива в результате инфляции и влияния конъюнктурных факторов. 

Мы видим, что величина амортизационных накоплений превысит величину первоначальной стоимости имущества, что даст возможность к концу срока начисления амортизации накопить сумму, которая позволит организации осуществить процесс воспроизводства в основной капитал с минимальным использованием заёмных ресурсов, а в отдельных случаях и вовсе отказаться от их использования.

Это будет своего рода вклад государства в поддержку отечественных предприятий в тяжёлых экономических условиях, когда приходится конкурировать с западными компаниями.

И если вы уже устали от моих скучных экономических выкладок, то я предлагаю закончить разговор об инвестициях и защите нашего производителя одной весёлой историей:

Ректор университета просмотрел смету, которую ему принёс декан физического факультета, и, вздохнув, сказал:

- Почему это физики всегда требуют такое дорогое оборудование? Вот, например, математики просят лишь деньги на бумагу, карандаши и ластики.

И, подумав, добавил.

- А философы, те ещё лучше. Им даже ластики не нужны.

Это я к тому, что у ДНР есть нечто, способное и самостоятельно решить многие экономические проблемы и это - мозги его населения.


Обозреватель «Делового Донбасса»    A.PARTIAL


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Viber актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~XEb7A
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *