Уроки рисования воздушных замков. Часть I

Уроки рисования воздушных замков. Часть I
30 Мая 2017
Мы предлагаем вам познакомиться с аналитическими материалами, касающимися концепции и программ «Схемы территориального развития Донецкой области», разработанными десять лет назад и интересной работой Донецкого института «ПромстройНИИпроект» «Современное состояние и перспективы использования производственных территорий Донецкой области».

Информационный портал «Деловой Донбасс» и его обозреватель A.Partial попытались разобраться в актуальности этих материалов в наши дни и сделать некоторые прогнозы о возможности использовании идей, заложенных в Схему территориального развития Донецкой области в процессе восстановления экономики Республики.


УРОКИ РИСОВАНИЯ
ВОЗДУШНЫХ ЗАМКОВ

Но Бендер не жалел краски. Он развернул перед смущенным шофером удивительные дали и тут же раскрасил их в голубой и розовый цвета.

Ильф и Петров
«Золотой телёнок»





М.К.Чюрлёнис «Замок»

«…Антилопы не было. На дороге валялась безобразная груда обломков: поршни, подушки, рессоры. Медные кишечки блестели под луной. Развалившийся кузов съехал в канаву и лежал рядом с очнувшимся Балагановым. Цепь сползала в колею, как гадюка. В наступившей тишине послышался тонкий звон, и откуда-то с пригорка прикатилось колесо, видимо, далеко закинутое ударом. Колесо описало дугу и мягко легло у ног Козлевича».

Это была самая первая ассоциация, пришедшая мне в голову в момент, когда я в очередной раз просматривал довоенные материалы территориального планирования Донецкой области на фоне одноименной карты с нанесенной на ней государственной границей Республики.

Тем не менее, читатель ошибется, если воспримет это мое печальное вступление как некую душещипательную эпитафию на могиле безвременно почившего Донбасса. Позволю себе напомнить известный афоризм, хотя и слегка попахивающий черным юмором, но сохраняющий определенную долю осторожного оптимизма: - «Даже если вас сожрал тигр, не поддавайтесь панике - у вас все равно останется два выхода из этой ситуации». А потому мы попробуем немного пофантазировать на тему реанимационных мероприятий по возвращению к жизни пациента, активно сопротивляющегося переезду из палаты в патологоанатомическое отделение.

Вначале мы вкратце познакомим вас с основными концептуальными и стратегическими положениями «Схемы планирования территории Донецкой области», последующий анализ которых позволит нам высказать некоторые предположения о ее жизнеспособности в условиях военных действий.

Прежде всего хочу обратить ваше внимание на то, что в разработке как концепции, так и самой схемы территориального планирования Донецкой области принимали участие крупнейшие проектные и научно-исследовательские организации Украины, в результате совместной работы которых была создана уникальная долгосрочная комплексная программа развития Донбасса на период до 2030 года.

В концепции к этой программе были сформулированы основные проблемы региона и определены стратегические приоритеты, что стало главным фактором для разработки первоочередных программ и мероприятий, учитывающих особенности региона во всех его сферах жизнедеятельности. Характерной особенностью этой программы стала идея интеграции экономики региона не только в структуру всей Украины - территория Донбасса рассматривалась как прочное связующее звено с экономикой России.

В числе основных приоритетов рассматривалось международное согласование программ экономического, территориального, планировочного развития, согласованного и эффективного использования смежных территорий, участие в экономическом развитии регионов, представляющих интерес, в первую очередь с Россией (Ростовская область и другие).

Не менее важным представлялось решение проблем по следующим направлениям, характерным для главного промышленного региона страны:

Региональная оценка влияния на эколого-гидрологическое состояние окружающей природной среды в угледобывающих районах, где происходит закрытие шахт, разработка схем инженерной защиты территорий, последовательное закрытие групп гидравлически взаимодействующих шахт.

Усовершенствование функциональной структуры землепользования путем выделения территорий с режимом преимущественного использования.

Экологическая реабилитация территорий с разработкой альтернативной хозяйственной деятельности.

Реструктуризация и инновационное развитие экономической базы на основе выделения приоритетных видов конкурентноспособных производств.

Развитие оздоровительно-рекреационной и туристской систем на базе ресурсов азовского побережья и ландшафтной зоны Северского Донца.


В соответствии с приоритетами планировалась разработка конкретных мероприятий преодоления депрессивности с привлечением международных субвенций для территории с показателями экономического развития ниже средних по региону. Часть проблем предполагалось решать на основе государственного финансирования, это касалось проблемных территорий, развитие которых совпадало с государственными приоритетами развития экономики, в этот список входили также природные парки и заповедники, курорты, международные аэропорты, старопромышленные регионы, нуждающиеся в реабилитации.

В направлении территориального развития главное внимание уделялось разработке программ по выявлению территорий, резервируемых для дальнейшего рекреационного использования, развития городов, транспортных коммуникаций, градостроительных нужд государственного значения.

С учетом определения территорий, имеющих высокую инвестиционную привлекательность, предполагалась разработка режимов развития населенных пунктов различных типов.

С целью повышения занятости населения разрабатывались программы реструктуризации промышленного комплекса и предприятий различных форм собственности, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, а также и личных подсобных хозяйств.

Для обеспечения нужд населения, привлекаемого для освоения резервных территорий, намечалось наращивание объемов жилищного строительства.

Как мы видим, в схеме планирования территории Донецкой области были тщательно проанализированы и учтены реальные проблемы Донецкой области, основной из которых является проблема реструктуризации угольной промышленности региона.

Учитывая нереалистичность программы реформ предыдущих этапов реструктуризации, которая растянулась на 14 лет, можно сделать вполне однозначный прогноз по самому ее негативному сценарию в случае дальнейшей реализации. С учетом подобного варианта развития событий, схема территориального планирования основной упор делает на разрешение целого ряда проблем, вызванных этим негативным сценарием. Предлагаемые программы направлены на уменьшение негативных последствий, таких как увеличение безработицы, деградация жилого фонда и коммунального хозяйства шахтерских городов и поселков, резкое ухудшение экологической обстановки и спровоцированная этими факторами массовая миграция трудоспособного населения.

Конечной целью всей «Схемы планирования территории Донецкой области» является обозначение основных направлений в промышленной структуре по населенным пунктам, а затем по отдельным территориальным прмышленным образованиям (промузлам и промцентрам), и в итоге предложение перспективных путей развития промышленности, инвестиционно привлекательные направления, объекты и территории.

Разработка Схемы вызвана необходимостью систематизировать градостроительную структуру с целью контролируемого использования территории области согласно правил землепользования и застройки.

Дело в том, что градостроительство и землепользование в прошлом осуществлялось на основе устаревших генеральных планов городов и, при отсутствии проектов землеустройства и землепользования, в нынешних условиях требуют актуализированной проектно-планировочной документации с ее дальнейшей детализацией.

Вместо популярного ранее способа инерционного развития всех населенных пунктов, когда в первую очередь решались «проблемы необходимости», то есть те, к которым могут быть привлечены инвестиции и которые кажутся перспективными с коммерческой точки зрения, Схема нацелена на цельную стратегию развития и решение глобальных задач.

Целевая стратегия рассматривает область единым организмом с территориями разнообразного стратегического преображения с развитой транспортной инфраструктурой.


На приведенной концептуальной схеме территориального планирования высокоурбанизированной Донецкой области закрепляется главенствующий статус Донецкого мегаполиса - своего рода агломерации[1] агломераций, непременными атрибутами которого является разработка единого генерального плана населенных пунктов агломерации, единое финансовое пространство, совместные проекты развития транспорта, связи, землепрользования и рекреационных зон.



[1] Агломерация (от лат. agglomero — присоединяю, накопляю): Городская агломерация — компактное скопление населённых пунктов. Региональная агломерация — компактное территориальное размещение городских населенных пунктов, объединенных интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями.

Планировочный каркас территории Донецкой области наглядно отображает производственные, экономические, транспортные и иные связи Донецкой агломерации с расположенными на территории Украины и России большими агломерациями и агломерациями второго порядка. Как видите, экономика Донецкой области своим планировочным каркасом наряду с другими областями и агломерациями Украины была прочно встроена в общий планировочный каркас Украины и прилегающей российской территории.

Конечно же, Схема планирования территории Донецкой области на момент ее утверждения была далека от идеала. Глубоко не вдаваясь в технические подробности и экономические расчеты, мы остановимся на том, что не было отражено должным образом в концепции и разработанных программах - на проблемах местного самоуправления, которые появились вследствие несовершенства административного деления и отсутствия цивилизованных отношений и сотрудничества в этой сфере.

Следует отметить, что раздробленность городского управления в агломерациях является серьезной проблемой городской политики во всем мире. Зарубежная практика демонстрирует разные подходы к организации структур власти в агломерациях. Но они все основаны на организации сотрудничества между административными единицами, на территории которых расположена агломерация. Оно осуществляется либо в форме делегирования части полномочий созданному межобъектному органу управления, либо в форме координации соответствующих решений, затрагивающих интересы сторон. При этом государство либо стимулирует такое сотрудничество, либо законодательно принуждает к таковому.

Мы специально акцентируем ваше внимание на двух аспектах, которые практически не учитывает Схема: проблеме инерционного развития населенных пунктов и проблеме управления агломерациями, поскольку без решения этих задач говорить об эффективности исполнения намеченных программ не представляется возможным.

К этому мы вернемся во второй части нашего материала, где дадим оценку перспективам восстановления экономического потенциала Республики в условиях блокады и непрекращающихся военных действиях.

А пока попробуем проанализировать соответствие планировочной структуры разработанной Схемы планирования территории Донецкой области ее нынешним территориальным и экономическим показателям.

К сожалению, не имея для сравнения последних статистических данных о состоянии промышленности и сельского хозяйства на территории Республики, мы вынуждены оперировать информацией из открытых источников, что конечно же отразится на степени точности нашего анализа.

Учитывая немалый удельный вес нашего региона в украинской экономике, а также наличие множества устоявшихся за многие годы производственных и иных связей, можно смело утверждать, что разрыв этих связей окажется равно губителен для всех органов единого организма.

Примерно 2/3 территории Донецкой области находятся вне юрисдикции Республики. Мы не контролируем Северную старопромышленную агломерацию, Северную новопромышленную агломерацию, Западную и Южную аграрно-промышленные агломерации, Северную рекреационную и Южную промышленно-рекреационную агломерации.

Уже само это обстоятельство свидетельствует о том, что относительно отлаженный механизм лишился значительной своей части и вышел из системы.

Не следует сбрасывать со счетов и то, что многие из промышленных предприятий, расположенных на территории Республики: а) прекратили свою деятельность по причине разрыва производственных связей либо в связи с отъездом собственников за территорию ДНР; б) разрушены в результате военных действий; в) демонтированы; г) не могут возобновить работу из-за отсутствия средств для повторного запуска либо отсутствия квалифицированного персонала.

Серьезные проблемы политического и юридического характера по поводу сбыта уже произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции сказываются соответствующим образом на наполнении бюджета, что неизбежно влечет за собой повышение градуса социальной напряженности.

В нашем анализе мы допускаем многонаправленность вектора политических устремлений Республики. Этих вариантов не так уж и много: а) Донецкая Народная Республика в существующих границах; б) Донецкая Народная Республика в границах Донецкой области; в) Донецкая Народная Республика в составе России.

В любом из этих случаев необходима серьезная корректировка Схемы территориального развития с учетом вновь возникших политических и экономических факторов. При этом нам следует сразу сформулировать для себя несколько аксиом, без которых дальнейшее существование Республики будет под очень большим вопросом:

1.       Восстановление экономики Республики даже в существующих границах потребует громадных капиталовложений.

2.      Самостоятельно восстановить свою экономику Республика не в состоянии.

3.      Даже при самом благоприятном для Республики стечении обстоятельств процесс восстановления займет десятилетия.

4.      Единственным государством, способным оказать нам помощь в восстановлении экономики, является Россия.

Таким образом, имея в распоряжении вышеперечисленные аксиомы, мы получаем практически доказанную теорему о северо-восточном направлении нашего вектора развития.

Теперь нам предстоит решать задачу со многими неизвестными, в ходе которой мы станем оперировать некоторыми положениями ранее разработанной Схемы, которые не могут потерять своей актуальности даже в наших неординарных и сложных обстоятельствах. Речь пойдет об областях народного хозяйства, не требующих значительных капитальных вложений и ориентированных на внутренний рынок Республики.

Научно-техническая база позволяет рассматривать Донецкую агломерацию в качестве перспективного инкубационного центра технического развития региона, инициатора создания технопарков. Преимущество технопарков перед специальными экономическими зонами в Донецком варианте видится в том, что они имеют возможность одновременно создавать привлекательные условия для инвесторов и максимально избегать коррупционных схем.

Наиболее привлекательными представляются программы, направленные на развитие и совершенствование агропромышленного комплекса. Учитывая постоянный внутренний спрос на сельскохозяйственную продукцию, с учетом максимального применения современных энергосберегающих технологий можно значительно снизить долю импорта в этой сфере экономики.

Анализ угледобывающей отрасли и металлургии будет представлен во второй части этой статьи. А также будут затронуты проблемы экологии, транспорта и других сфер нашей жизнедеятельности.


Обозреватель «Делового Донбасса»    A.PARTIAL


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Facebook актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~EtieX
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *