В донецком художественном музее открылась выставка Москва и москвичи

В донецком художественном музее открылась выставка Москва и москвичи
2 Мая 2017

27 апреля в Донецком республиканском художественном музее открылась выставка «Москва и москвичи», посвящённая 115-й годовщине со дня рождения известного московского графика Василия Николаевича Сигорского. Впервые за последние 20 лет жители Донецка получили счастливую возможность увидеть работы этого незаурядного автора, хранившиеся в фондах нашего музея.

Открытие вернисажа прошло необычно, с выдумкой и творческим подходом. Вместе с солнечным светом и первым теплым днем в зал музея пришли артисты Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра. Ничто не может рассказать о Москве 50-70-х годов минувшего века лучше, чем песни той эпохи в исполнении замечательных артистов-вокалистов из донецкой муздрамы. Так решили в музее, коллектив которого в последние годы тесно дружит с театром. И не ошиблись. Концерт был собран из номеров мюзикла «Истории нашего двора», не сходящего со сцены муздрамы уже 8 лет. Мастерство солистов и бессмертные хиты настроили любителей изобразительного искусства, посетивших открытие выставки, на романтический, ностальгический лад, и на экскурсию по экспозиции они отправились в особом расположении духа, будучи готовыми созерцать работы Сигорского и впитывать их неповторимое очарование.


В коллекции Донецкого художественного музея насчитывается свыше ста работ выдающегося мастера. Они были подарены Донецку вдовой художника Лидией Васильевной Перовой-Сигорской в 1986 году. Большая часть этих произведений – оригинальная графика. Есть авторские литографии, серии этюдов, выполненные маслом, эскизы и варианты жанровых композиций. Главная тема всех произведений мастера – приметы ушедшего XX столетия. В их числе мирная жизнь, длившаяся многие десятилетия, трудовые будни горожан, развитие культуры и спорта, в частности и массового. Художник отображает все стороны жизни большого города и его жителей.

Москва всегда занимала в творчестве Василия Николаевича особое место. Сигорский, будучи влюблённым в столицу России, постоянно искал возможность отобразить на своих полотнах неповторимый облик этого бессмертного и нестареющего города. По мнению искусствоведов, ему удалось решить поставленную задачу.

На картинах, представленных на выставке, показана Москва 50-х, 60-х и 70-х годов минувшего века.

— Это было необыкновенное время, время великих успехов и преобразований, прежде всего в науке, - рассказала гостям музея экскурсовод, - Это время, когда все люди смотрели в небо, когда советский человек проложил дорогу в космос. Это время, в котором было много души, время хороших книг, фильмов и красивых чувств.

Сигорский родился в 1902 году в Чите в семье священнослужителя. Вскоре его отца назначили на должность секретаря духовной консистории Вологды. Туда же переехала и вся семья. Именно в Вологде Василий Сигорский закончил школу и начал учиться рисованию. Держать карандаш и делать первые мазки красками он учился в частной студии Волковой. В 1918 году, несмотря на юный возраст, он стал одним из организаторов Вологодских художественных мастерских, превратившихся для Сигорского и в первое место работы. Писать в те годы приходилось, в основном, политические плакаты, лозунги ко дням первых революционных праздников. Мечты о профессиональном образовании не покидали молодого человека. Но реализовать их мешала гражданская война. Поэтому, вместо поступления в профильный ВУЗ, Василий Николаевич в 1919 году ушел добровольцем на фронт, воевать на стороне Красной армии.

Через год он вернулся в Вологду, где и продолжил трудиться в художественных мастерских. Сразу же ему представилась счастливая возможность принять участие в выставке молодых вологодских художников. Работы Василия Сигорского заметили специалисты и через год, в 1921 году, он уехал в Москву на учебу, в высшие художественно-технические мастерские (с 1928 года – высший художественно-технический институт). Педагогом одаренного студента стал известный художник Роберт Фальк, популярный среди творческой молодежи, мечтавшей попасть на обучение в его мастерскую. Ведь интересы этой неординарной личности выходили далеко за пределы изобразительного искусства и распространялись на философию и музыку.

Благополучно получив диплом о высшем образовании, Василий Сигорский начал работать в полиграфии. С увлечением и огромным удовольствием он занимался оформлением книг. Сотрудничал с издательством «Молодая гвардия», редакциями популярных в те годы журналов и газет.

В 1932 году он стал членом московского отделения Союза художников, а с 1936 года – членом Союза художников СССР. С таким опытом ему уже могли доверить оформление советского павильона в Париже на всемирной выставке. Через 2 года он стал участником всесоюзной выставки «Путь социализма», где представил творческие работы после командировки по Волге.

Когда началась Великая Отечественная война Василий Николаевич не стал отсиживаться в тылу, а сразу уехал на фронт, где выпускал боевые листы, политические плакаты. В 1943 году его направили в Орел и Брянск, только что освобожденные советскими войсками, где он принимал участие в создании альбома «Города РСФСР в Великую Отечественную войну». В этот период Василий Сигорский написал ряд портретов советских солдат, хотя обычно не работал в этом жанре.

Вернувшись с фронта в августе 1945 года, Василий Николаевич начал освящать в своем творчестве тему восстановления разрушенной войной жизни. Он много ездит по стране. Бывает в Поволжье, Подмосковье. Состоялась и командировка на строительную площадку Куйбышевской ГРЭС в 1947 году. В дальнейшем на его полотнах оживают рабочие цехов металлургических заводов. Появляется и целая серия произведений «Ось Магнитки».

Рядом с явными творениями в жанре соцреализма на картинах Сигорского появляются с любовью запечатленные памятники старины и архитектуры Ростова, Ярославля, Кинешмы, Костромы. Всю жизнь пишет Василий Николаевич и поэтические белые вологодские ночи.

В 1956 году Сигорский приступил к созданию серии работ «Москва». Работа над ней не прекращалась до последних дней жизни художника. Вместе с творческой организацией «Автобус», объединявшей в основном молодых художников, он ездил по столице, стараясь запечатлеть образ стремительно менявшегося города. На своих графических работах Василий Николаевич, побывавший на фронтах гражданской и Великой Отечественной, стремился отразить мирный, красивый и жизнерадостный город, светлые лица его жителей, замечательную атмосферу. В основном Сигорский работал в технике акварели, позволявшей передать легкость и обилие света. Такой он видел Москву даже в дождливые и пасмурные дни просто потому что любил её.

Пропитанные светом и оптимизмом работы Василия Сигорского позволили посетителям выставки не просто совершить экскурс в историю великого города, пережившего множество испытаний на протяжении столетий своей истории, но и понять, что значит искренне любить свой город. Да не только город, но и жизнь во всех ее проявлениях. Хочется порекомендовать всем дончанам обязательно найти время и сходить в донецкий художественный музей не только на выставку «Москва и москвичи», но и на другие необычные вернисажи в большой экспозиции.


Ольга Стретта


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Телеграм актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~y1cmm
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *