«Турандот» возвращается в Донбасс-оперу

«Турандот» возвращается в Донбасс-оперу
13 Января 2017

В феврале на сцене Донбасс Оперы зрителей ожидают две премьеры. В репертуарной афише снова будут такие названия, как опера Дж. Пуччини «Турандот» и балет на музыку Э. Грига «Пер Гюнт».

Оба спектакля не показывали несколько лет. «Турандот» любители оперы слышали в последний раз в конце 2013 года. Сейчас эта сказочная постановка возрождается силами нашего театра. В середине февраля она будет презентована меломанам именно в том виде, в каком была создана российским режиссером Александром Лебедевым в 2011 году. Сохранятся декорации, сценография, костюмы. Новыми будут только некоторые исполнители, в том числе и главных партий.

Восстановлением «Турандот» занимается певица и режиссёр Оксана Антоненко, которая в 2011 году была ассистентом Александра Лебедева.

Многие, кто мало знаком с оперой, могут удивиться и спросить: «Сказка для взрослых? Это как?». Чтобы понять, насколько актуальной остается эта сказка сегодня и почему стоит послушать оперу «Турандот», следует обратиться к истории её создания.


История написания «Турандот»

В основу либретто положена известная сказка Карло Гоцци о гордой китайской принцессе Турандот, не желавшей выходить замуж по воле отца и отправлявшей на эшафот всех женихов, которым не удавалось отгадать три её загадки. Сказку Гоцци часто ставили и продолжают ставить на сценах многих драматических театров мира.

В 1919 году на один из таких спектаклей в театре Макса Рейнгардта случайно попал и Джакомо Пуччини. Сказочная, но такая трогательная и, одновременно, острая драматическая история произвела на композитора неизгладимое впечатление и сразу появился замысел о написании оперы на этот сюжет.

«Турандот» понравилась и либретистам Джузеппе Адами и Ринато Симони, давшим Пуччини свое согласие на сотрудничество. Однако, сюжет пришлось основательно перерабатывать. На этот раз великий композитор не только писал музыку, но и принимал активное участие в переработке литературного первоисточника, легшего в основу сюжета. Некоторые искусствоведы находят в окончательном варианте либретто влияние творчества Шиллера и даже Шекспира.

История любви китайской принцессы Турандот и татарского принца Калафа осталась основой сюжета оперы. Но побочная линия, повествующая о влюблённой в Калафа рабыне Адельме, претерпела кардинальные изменения. Если в сказке Гоцци эта героиня была хитра и коварна, в либретто она нежна, бесконечно женственна и готова пожертвовать собой ради спасения любимого.

В соответствии с характером было изменено и имя: вместо гордой Адельмы перед зрителями предстала милая и трогательная Лиу, которой композитор подарил мягкую и лиричную вокальную партию.

По воле рока Пуччини не успел дописать «Турандот». Работа над оперой длилась с лета 1920-го до самой смерти композитора в 1924 году. За этот период он успел создать более трех четвертей от запланированного объема оперы. Незавершенными остались, в частности, последний дуэт Калафа и Турандот и финальная сцена.

Заканчивал работу над «Турандот» друг Пуччини Франко Альфано. Эта версия оперы ставится сегодня чаще других и в такой редакции премьера «Турандот» состоялась 25 апреля 1926 года в Милане.

Позже выяснилось, что свои варианты финала этой оперы писали и такие композиторы, как Лучано Берио и Хао Вэйя. В 2002 году премьерой спектакля в редакции Берио дирижировал В. Гергиев, а в 2008-м состоялась постановка варианта Вэйя.


Премьера «Турандот» в Донецке

В Донецке этот спектакль впервые поставили в 2011 году. Режиссёром стал приглашённый специалист из Санкт-Петербурга Александр Лебедев, ставивший до этого на донецкой сцене оперу «Фальстаф» и оперетту «Принцесса цирка». Несмотря на сказочный сюжет, он сумел найти такие грани в сюжетной линии, что повествование приобрело динамику, а за отношениями героев с интересом наблюдали зрители всех возрастов.

В оформлении спектакля постановочная группа решила не зацикливаться на модных в Европе тенденциях минимализма и великолепие древнего Китая, где происходят события оперы, было отражено как в декорациях, так и в костюмах.

В 2011-м главную партию исполнила заслуженная артистка Татьяна Плеханова, покорившая ценителей оперы не только великолепным голосом и высоким мастерством, но и умением вживаться в образ, превращаться на сцене на время спектакля в свой персонаж. Не стала исключением и партия Турандот, в которой Татьяна Плеханова превратилась в своенравную и гордую китаянку, не сумевшую, в итоге, совладать со своими чувствами. Скорее всего, и в восстановленном спектакле петь Турандот будет наша прима. Хотя кроме неё, разучивать эту партию поручили Элоне Коржевич и Наталье Нарожной.

По словам представителей Донбасс Оперы, обе эти певицы выражали желание петь партию Лиу. Но зрителям, не пропускающим ни одной премьеры, будет интересно услышать их именно в роли Турандот. Наталья Нарожная и раньше пела партии из репертуара для лирико-драматического сопрано. А обладательница лирического голоса Элона Коржевич тоже имеет подобный опыт: с ролью Амелии в опере Верди «Бал-маскарад» она справилась замечательно, хотя этот музыкальный материал рассчитан на лирико-драматическое сопрано. А значит, певице покорится и Турандот.

Партию принца Калафа в премьере пятилетней давности исполнял приглашенный солист, рекомендованный испанским импресарио Леонорой Гаго. Сейчас, в восстановленном спектакле, зрители увидят и услышат донецкого тенора Евгения Бойко. Евгений уже успел позитивно зарекомендовать себя в спектакле «Бал-маскарад», где с блеском спел партию главного героя графа Ричарда. Нет сомнения, что и с ролью Калафа он справится на достойном уровне.

Партию Лиу - рабыни, влюбленной в Калафа, поручили сразу четырём исполнительницам. В постановке версии 2011 года образ Лиу примеряла только заслуженная артистка Фатьма Касьяненко. Остальные певицы эту партию на донецкой сцене еще не пели. Для совсем юных Екатерины Алексейчук и Мэри Саргсян это будет абсолютно новая работа. Зрителям обе певицы уже знакомы. Закончив консерваторию совсем недавно, они уже запомнились зрителям по ярким ролям. Мэри пела партию пажа Оскара в «Бале-маскараде», а Екатерина с шиком сыграла роль Нинон в оперетте «Фиалка Монмартра».

В небольшой, но яркой роли татарского царя Тимура заявлены три исполнителя. Двое из них – родственники, Юрий и Максим Алексейчуки, отец и сын. Ценителям оперы будет интересно сравнить их голоса. Поэтому придется посетить, как минимум, два спектакля, в одном из которых будет петь Юрий Алексейчук, а в другом его сын Максим, успешно продолжающий творческую династию.


В репертуаре премьера восстановленного спектакля «Турандот» заявлена на 18-е число. Те, кто успеет купить билеты, подарят себе и близким настоящий праздник, окунувшись в старую добрую сказку.

Ольга Стретта


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Телеграм актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~UrLKV
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *