Внучатая племянница легендарного тенора Сергея Лемешева – прима Донбасс Оперы

Внучатая племянница легендарного тенора Сергея Лемешева – прима Донбасс Оперы
15 Февраля 2017

Примадонна «Донбасс Оперы», заслуженная артистка Фатьма Касьяненко не просто певица с великолепным голосом. Она – щедро одарённая природой, многогранная личность с необычной судьбой. О таких, как Фатьма, обычно пишут книги, снимают фильмы и сериалы. Но нам придется уложиться в формат статьи, рассказав об уроженке Кавказа, которая является внучатой племянницей всемирно известного тенора, о том, как девочка, рано потерявшая маму, покорила Москву, но любовь привела её в Донецк, где она обрела семейное счастье и не покинула город, ставший родным даже во время боевых действий… Впрочем, обо всём по порядку.

Истоки

Многих поклонников Фатьмы Касьяненко интересует, правда ли то, что певица – из рода всемирно известного тенора Сергея Лемешева. Об этом я спросила у самой примы и получила утвердительный ответ. Бабушка Фатьмы по маминой линии была двоюродной сестрой Сергея Яковлевича. Поэтому, Донецк может смело гордиться тем, что на сцене «Донбасс Оперы» блистает двоюродная внучка легендарного певца.

Фатьма тоже всегда гордилась тем, что среди её родных есть такая легенда оперной сцены, как Сергей Яковлевич Лемешев, но никогда не пользовалась родством с ним и всего в жизни добивалась сама.

Она родилась в городке Рустави, в шести километрах от Тбилиси. Семья была музыкальной. Мама и папа будущей певицы обладали замечательными голосами, но так случилось, что не связали жизнь с искусством. Мама, обладательница великолепного сопрано, стала инженером-конструктором и работала на предприятии с прозаичным названием «Химволокно», а отец, тенор по призванию и механик-электрик по профессии, любил петь даже во время работы. Неудивительно, что у таких родителей появились на свет две одарённые дочери – Ариза и Фатьма.


Фатьма с сестрой Аризой Бенин

Обеих девочек с ранних лет обучали музыке и, как только позволил возраст, отдали в музыкальную школу. Старшая успешно осваивала фортепиано, а младшая – скрипку. Сестёр привлекало и академическое пение.

Когда Фатьме исполнилось 17, в её жизни произошла трагедия – умерла мама. Пережить боль утраты помогла старшая сестра, которая тогда уже училась в Москве. Ариза забрала к себе в столицу и младшую, без труда поступившую в училище имени Гнесиных.

Серебристое лирико-колоратурное сопрано Фатьмы покоряло и педагогов, и тех, кто слышал, как девушка разучивает первые арии и романсы. Среди тех, кого очаровал этот волшебный голос был и паренек из Донецка, тоже студент, одаренный музыкант. А когда он увидел хрупкую, изящную как фарфоровая статуэтка девушку и заглянул в её бездонные глаза, то понял, что нашел свою вторую половинку. Полюбила и Фатьма.

Вместо поступления в Московскую консерваторию была свадьба. Вместо покорения столичных сцен – рождение дочери, пелёнки-памперсы и бессонные ночи. Но ни бытовые сложности в семейной жизни, ни материнские заботы не убили в сердце Фатьмы страстного желания петь на оперной сцене. Поддерживал её и любящий муж, понимавший, что такой алмаз, как голос его красавицы-жены, требует дополнительной огранки в консерватории, чтобы засиять на лучших оперных сценах.

Донецк навсегда в сердце

Молодая семья с крошечной дочерью приехала в Донецк, ставший для Фатьмы вторым родным домом. Ведь столица Донбасса была не только родиной её мужа, но и местом, где она познакомилась со своим педагогом и сделала успешную творческую карьеру.

За окном стояли лихие 90-е с полным набором всех экономических сложностей. Но на семейном совете было решено, что молодая мама будет поступать в донецкую консерваторию. Вступительные экзамены были сданы без особых сложностей и Фатьме посчастливилось попасть в класс к народному артисту Украины профессору Николая Семёновичу Момоту, бывшему не только звездой оперной сцены, но и замечательным педагогом, владевшим методиками, позволяющими молодому певцу научиться всем техническим приемам итальянского бельканто.

Целеустремленность, трудолюбие, желание стать оперной певицей и большая поддержка со стороны родных помогли Фатьме успешно совмещать учёбу с семейной жизнью. Сразу после окончания консерватории в 1999 году Фатьма Касьяненко стала солисткой Донецкого академического театра оперы и балета.

Роли

Первой ролью Фатьмы Касьяненко на сцене донецкого театра оперы и балета стала Розина в опере Россини «Севильский цирюльник». Она же была и пропуском на работу в театр. Но только Розина добивалась поставленных целей по принципу, как в её арии: «Сто разных хитростей и непременно всё будет так, как я хочу…», а Фатьма опиралась только на сто процентов таланта и трудолюбия, помогавшего совершенствоваться в вокальном мастерстве с каждым выходом на сцену.

После Розины Фатьма спела череду великолепных партий в операх Верди, Пуччини, Доницетти. Её отличительной чертой стало то, что она может преподносить музыкальные материал не просто на высоком техническом уровне, успешно преодолевая самые сложные моменты в партитурах, но и проживать роли своих героинь, покоряя зал незаурядным драматическим талантом. Нюансы характеров видны в каждом жесте, движении, повороте головы, в интонациях, с которыми поется та или иная фраза.

Самыми любимыми у донецких зрителей стали роли Фатьмы в «Травиате» и «Риголетто». В характере парижской куртизанки Виолетты Валери, главной героини «Травиаты», Фатьма сумела отыскать черты, позволившие представить её как женщину, абсолютно лишенную порочности. Несмотря на небезупречное прошлое, её Виолетта осталась чиста духовно и былые ошибки абсолютно не испортили её, не сломали внутреннего стержня, позволившего молодой женщине остаться сильной духом и совершить поступок, достойный восхищения. Есть этот стержень и в характере юной Джильды, дочери шута Риголетто. Сколько бы зрители не слушали эту оперу с участием Фатьмы, они не устают восхищаться и блистательным исполнением самых сложных арий, и актерской игрой, особенно потрясающей в последнем действии, когда Джильда идёт на верную смерть ради спасения любимого.

Фатьма в партии Джильды

Привлекало зрителей имя Фатьмы Касьяненко на афишах и когда она пела партию Адины в «Любовном напитке» Доницетти, и Наннетту в «Фальстафе» Верди, и Мюзетту в «Богеме» Пуччини. Хороши были и роли в опереттах, неотъемлемой части репертуара «Донбасс Оперы» - Адель в «Летучей мыши» Штрауса, Стасси в «Сильве» Кальмана, Валентина в «Весёлой вдове» Легара. Фатьма Касьяненко быстро стала примой донецкой оперы и многие даже стали побаиваться, что она может поменять столицу Донбасса на столицу Украины, а может быть и на саму Белокаменную. Однако, этого не произошло. Певица беззаветно полюбила Донецк и доказала, что способна остаться верной своему городу в любых обстоятельствах.

Война и творчество

Настал роковой 2014-й. Начались обстрелы Донецка, сопровождавшиеся гибелью людей, разрушениями, горем и бедами. Город, оказавшийся под огнем, покидали даже мужчины. Но Фатьма Касьяненко осталась. Осталась даже несмотря на то, что летом 2014-го у неё родился долгожданный сын. На вопрос, что заставило остаться в Донецке, певица, не задумываясь, отвечает:

- Корни, которые я здесь пустила более 20-ти лет назад. Они и не дали мне выехать из моего родного Донецка. Не буду скрывать, что у меня были предложения по поводу работы. Предложения выгодные, с хорошей зарплатой и условиями. Например, в Польше обещали сразу предоставить квартиру. И в Якутии тоже. Но я отказалась. Здесь мой дом.

Фатьма с сыном

- За жизнь новорождённого сына страшно не было?

- Страшно, конечно, было. Мы живем в районе шахты Абакумова, где были постоянные обстрелы. Невозможно было даже просто погулять с ребенком из-за не стихавших пулеметных очередей. Выносить малыша на свежий воздух удавалось не больше, чем на 15-20 минут.

Нашу семью очень выручил мой педагог Николай Семёнович Момот и его супруга. Их квартира находится в Ворошиловском районе, и они приютили нашу семью на время, пока город подвергался самым жестким обстрелам. Это стало для нас настоящим спасением. Вскоре после того, как мы переехали к ним, в нашу квартиру попал снаряд, повредив все три комнаты. Если бы мы были дома, то, как минимум, получили бы серьезные ранения. Всегда будем с благодарностью вспоминать эту неоценимую помощь.

- Фатьма, что давало вам силы и вдохновение выходить на сцену и петь в столь страшное время, когда казалось, что мир вокруг рушится?

- Вы знаете, самым главным источником вдохновения в это время стал мой сын. Его рождение привело к тому, что в моем организме мобилизовались все внутренние ресурсы, появилась такая самоотверженность, что хватало сил и на быт, и на малыша, и на творчество. Произошла и переоценка ценностей, появилось чувство патриотизма. Видя каждый день страшные события, я горела желанием хоть как-то помочь людям. Сделать это я могла, только даря нашим зрителям свое творчество, чтобы они могли хоть на 2-3 часа отвлечься от того, что происходит вокруг, забыть об ужасах войны и насладиться чарующей и исцеляющей классической музыкой.

- На военный сезон 2014-15 годов пришелся и ваш юбилей, 15-летие творческой деятельности?

- Да, и я рада, что удалось его отметить. В мае 2015-го я спела Розину в «Севильском цирюльнике», а в июне был концерт, в котором принимала участие моя сестра Ариза Бенин. Я давно хотела представить её донецким зрителям и очень благодарна ей, что она решилась приехать в Донецк в такое время и разделить мою радость. Ариза всегда была для меня примером для подражания, а когда в 17 лет мы потеряли маму, она стала мне наставником, опекуном, самым родным и близким человеком.

- Да, тогда у вас с сестрой был замечательный концерт, который очень понравился зрителям. А ваша сестра не боялась ехать в Донецк, охваченный военными действиями?

- Страх был, но сомнений ехать или нет у нее даже не возникало. Она хотела помочь жителям Донбасса. Когда сестра с мужем приехали в Донецк на машине, они увидели все ужасы войны, разрушения и поняли, что даже в России люди не до конца понимают, что происходит у нас. После концерта мои родные попросили у администрации слайды с фотографиями памятников, пострадавших при обстрелах, и организовали в Москве, при поддержке Международного союза музыкальных деятелей, фотовыставку. Это было в 2015 году. А осенью 2016-го состоялся наш с сестрой концерт в Москве, после которого мне вручили золотую медаль, диплом и звание заслуженного деятеля музыкальных искусств от Международного союза музыкальных деятелей за то, что я служила искусству во время войны.

- Во время военных действий вы пели не только в спектаклях, идущих в репертуаре театра много лет, но и в премьерах?

- Да, наш театр радовал зрителей новинками, несмотря ни на какие сложности. Я очень рада, что удалось спеть партию Марфы в «Царской невесте» Римского-Корсакова, которую наш театр представил в концертном исполнении, хотя постановка получилась и не совсем концертной. Мы обыгрывали мизансцены. Были и декорации, но не получилось пошить шикарные костюмы. Надеюсь, что когда экономическое положение в нашем государстве станет лучше, эти составляющие появятся. Но зрителям понравилась, и такая версия «Царской невесты». Они соскучились по русской опере. А я с радостью пела партию Марфы. Её образ мне близок и понятен.

Была за это время и еще одна работа – Оскар в «Бале-маскараде» Верди. Но этот образ дался мне сложно в плане драматургии. В моем характере превалирует женственность, поэтому было тяжело вжиться в образ озорного мальчишки-подростка. Мой Оскар получился мягким, благородным, с большой долей аристократизма. Думаю, что это нормально, ведь каждый исполнитель вносит в трактовку роли что-то свое.

Еще одной новой работой за время войны в Донбассе для меня стала роль Виолетты в оперетте «Фиалка Монмартра».

- О чём вы сегодня мечтаете?

- Сегодня у меня, как и у всех жителей Донецка и всего Донбасса только одна мечта – чтобы не стреляли, чтобы мы не боялись за жизнь своих детей, своих родных и близких.

На этом мы завершаем интервью. Маленький сын Фатьмы настойчиво требует внимания. Голос у двухлетнего Матвея Касьяненко громкий. Продолжит ли он семейную творческую династию, время покажет. Его старшая сестра Полина уже готовится показать всем, что талант передается по наследству. У девушки хороший голос и прекрасные актерские данные. Сейчас 24-летняя Полина Кадирова, дочь Фатьмы Касьяненко, учится на актёрском отделении донецкой музыкальной академии имени Прокофьева. Недавно, три месяца назад, она стала мамой. Но это ей не мешает покорять творческие вершины. Может быть, через несколько лет, мы сможем увидеть на сцене концерт, участие в котором примет семейное трио сопрано: Фатьма Касьяненко, Ариза Бенин и Полина Кадирова. А пока зрители ждут появления на афишах имени их любимицы, заслуженной артистки Украины Фатьмы Касьяненко и спешат купить билет на спектакль с её участием, чтобы на 2-3 часа окунуться в волшебство классического искусства.


Ольга Стретта


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Вконтакте актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~Y8mgV
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *