Воронежский хор подарил дончанам магию народной песни

Воронежский хор подарил дончанам магию народной песни
2 Декабря 2016

1 декабря в Донецке побывал уникальный коллектив – Государственный академический Воронежский русский народный хор имени К.И. Массалитинова. Концерт состоялся на сцене Донбасс Опера и, по сложившейся традиции, прошел при аншлаге. В зале сидели люди разных поколений, с восторгом принимавшие каждый номер, превращаемый исполнителями в маленький спектакль.

В течении полутора часов артисты представили на суд зрителей более двух десятков песен и танцев, среди которых были народные произведения, родиной которых является именно Воронежская область, звучавшие аутентично, и известные песни в авторской обработке. Порадовали и вокалисты, и мастера народного танца из хореографической группы коллектива.

После этого яркого и незабываемого зрелища интервью нашему сайту дал художественный руководитель коллектива народный артист Российской Федерации профессор Вячеслав Николаевич Помельников. Именно с его приходом многие музыкальные критики связывают новый импульс в развитии Воронежского хора. Одаренный музыкант, талантливый педагог, прекрасный композитор и дирижер, Вячеслав Николаевич руководит Воронежским хором с 1983 года. По словам солистов и музыкантов, он сумел поднять исполнительский уровень коллектива на абсолютно новую высоту. К заслугам худрука относится и такое достижение хора, как получение почетного звания «академический» в 1986 году.

Одним из ключей к успеху стала грамотная кадровая политика, проводившаяся Вячеславом Помельниковым. Например, на должность главного хормейстера он пригласил блистательного специалиста, заслуженного деятеля искусств Воронежской области Федора Андреева. А главным балетмейстером стал заслуженный деятель искусств Российской Федерации Юрий Копытин. Это благодаря ему в хоре умеют замечательно танцевать не только представители хореографической группы, но и вокалисты.

Более широким стал и репертуар Воронежского хора. Реализуя в жизнь свои творчески замыслы, художественный руководитель включил в программу произведения по мотивам народного музыкального и танцевального фольклора всего Центрального Черноземья.

Гастрольная деятельность хора более чем активна. Коллектив побывал со своими выступлениями во многих странах Европы и Америки. Не остался без внимания даже африканский континент. Всегда желанными гостями были воронежцы и на Кубе.

Итак, начинаем беседу с Вячеславом Помельниковым:

С каким настроением вы ехали сюда?

—С особым. Мы любили и будем любить Донбасс и Украину. Все мы – потомки одного народа, населявшего Киевскую Русь. Мы и сегодня один народ. Разделить нас невозможно, как невозможно разделить, например, мою семью – супруга родом из Ровенек Ворошиловоградской области. Поэтому сейчас, когда наши браться и сестры оказались в беде, мы ехали к ним, как к родным людям, чтобы помочь и поддержать своим присутствием, своими песнями.

Сегодня приехала только половина всего нашего творческого состава. Но я думаю, что это не помешает нам зарядить зал неповторимой энергетикой народных песен и танцев. Надеюсь, что зрителям концерт понравится. В Донецке мы не были более 25-ти лет. И надеемся, что этот визит откроет новую страницу в нашей дружбе и между нашими регионами начнется сотрудничество, в том числе и в части обменных гастролей наших творческих коллективов.

Сейчас у нас, в Донбассе, идёт война. А ваш коллектив тоже родился во время войны?

—Совершенно верно, датой рождения нашего коллектива стал суровый 1943 год, переломный в Великой Отечественной войне. Этот хор был не похож ни на один другой коллектив. Прежде всего, коллектив всегда выделялся звучанием. Вся женская группа у нас альтовая, с низкими, грудными голосами. В первые годы существования хора главной темой всех его программ была Великая отечественная война. Они выезжали в прифронтовые зоны, активно участвовали в концертах для раненых бойцов в госпиталях. Часто это были очень опасные поездки, связанные с риском для жизни артистов, ведь линия фронта находилась почти рядом. Тогда же блистала и народная артистка СССР Мария Мардасова, заряжавшая солдат своей кипучей творческой энергией. Её частушки по сей день звучат в нашем репертуаре. В те далекие годы тексты писали для бойцов и о бойцах, которые вели труднейшую борьбу с фашизмом. Выступления хора вселяли веру в победу и на фронте, и в тылу. По инициативе артистов хора, на их личные сбережения, был построен танк Т-34 «Русская песня», который в боевом марше прошел от Дона до Дуная.

Так прошло два года. Наконец, такая трудная Великая Победа была одержана. И артисты получили возможность петь не только о военных подвигах советского солдата. Репертуар начал стремительно расширяться. Сначала он пополнился народными песнями Воронежской области и появились первые программы, основанные на уникальных традициях южнорусского фольклора. Огромный вклад в это внес первый художественный руководитель хора, композитор и знаток народного творчества Константин Массалитинов, чьё имя носит сейчас хор.

Ему удалось восстановить и сохранить крестьянскую песню?

—Да, это было целью его жизни. Его стараниями это искусство было возведено до уровня симфонической музыки. Константин Массалитинов научил певцов и музыкантов относиться к исполнению народной музыки с таким же вниманием, трепетом и профессионализмом. Наш коллектив стремится не просто поддерживать и развивать народную песню, но и привлекать к ней как можно большую аудиторию, вызвать интерес к нашему историческому прошлому, к культурным традициям родного края. А без знания своей истории, без уважения традиций, оторвавшись от корней, невозможно двигаться вперед. В таком случае есть только один путь – в пропасть, в никуда.

Ваш хор иногда сравнивают со знаменитым хором имени Пятницкого. Насколько такие сравнения уместны?

—Очень даже уместны. Ведь нас можно считать земляками, так как корни первого крестьянского хора в России идут из воронежской земли, Воронежской губернии. Именно у нас в начале минувшего столетия М. Е. Пятницкий собрал свой коллектив, прослушивая и принимая туда простых людей из крестьян. После этого русские песни зазвучали в концертных залах столицы. А мы, наш Воронежский хор, уже позже стали продолжателями благородных начинаний Пятницкого, занимаясь сохранением фольклорного наследия. Ведь сегодня, в век скоростей и высоких технологий очень важно донести до зрителя неповторимую красоту народных песен и наигрышей, задор русских плясок.

Хор имени Пятницкого был собран из простых людей, не имевших никакого музыкального образования. А насколько строги требования к уровню квалификации к участникам вашего коллектива?

—На сегодняшний день у всех наших хормейстеров и музыкантов – высшее музыкальное образование. Они закончили консерваторию и сначала планировали посвятить себя академической музыке, но потом поддались очарованию народного искусства. Их стараниями подобраны солисты с уникальными голосами великолепного тембра и, конечно, с музыкальным образованием. Ведь на слух мы новые произведения уже не заучиваем. Я пишу партитуру, и артисты хора читают её. Заканчивают они музыкальное училище, так как отделение народного вокала есть только там, а в консерватории обучают только академическому или джазовому вокалу. У танцовщиков и танцовщиц за плечами институт культуры. Кстати, наш балетмейстер Павел Шостак родом из Украины. Он внёс в пляски и хороводы нашего коллектива невероятную виртуозность, которую отмечают зрители разных городов и стран. Даже многие специалисты отмечают уникальность наших трюков, вертушек, дробушек.

Любой творческий коллектив – большая семья. Как вы подбираете кадры, чтобы не было конфликтов, чтобы все люди ладили между собой?

—Этим моментам приходится уделять пристальное внимание. Ведь все артисты — это творческие люди с повышенными амбициями. И к борьбе с возникающими конфликтами интересов надо подходить тонко. Я предпочитаю гасить все зарождающиеся споры и разногласия в самой начальной стадии. Для этого веду беседы с артистами, чьи амбиции начинают выходить за рамки дозволенного. Говорить стараюсь всегда наедине. В присутствии коллектива никогда не устраиваю никаких «разборов полетов». Люди понимают то, что я до них доношу. У нас нет лидеров, которые могли бы подавлять своим авторитетом боле скромных, но не менее талантливых людей. Поэтому могу с уверенностью сказать, что психологический климат у нас в коллективе благоприятный.

Есть ли хоровой коллектив, который вы считаете достойным своего уровня?

—Я бы не стал сравнивать наш коллектив с другими хорами. Давайте лучше расскажу о том, какой хор мне просто очень нравится – это украинский коллектив, хор им. Веревки. Они достигли вершин в исполнении украинских народных песен. Я часто слушаю их записи.

Поднимается ли сейчас в России престиж народного искусства или народных ремёсел?

—Знаете, в советские времена песни из нашего репертуара записывались на грампластинки, выходившие миллионными тиражами, хор снимался в музыкальных фильмах, а радиотрансляции концертов велись на всю страну. Сейчас, увы, всё изменилось. И виновато в этом телевидение, создавшее огромную пропасть между народом и народным искусством. Там много разных передач на все вкусы, но народные песни, танцы или передачи, пропагандирующие эти искусства, практически отсутствуют. Хоть по уровню воздействия народное искусство ничуть не уступает по силе симфонической музыке или опере. К счастью, интерес к своим корням у российского народа просыпается. Все концерты нашего хора и подобных коллективов проходят при аншлагах, собираются зрители самых разных поколений. Это очень радует, вселяет оптимизм и даёт надежду на то, что наш народ находится в состоянии духовного возрождения.


Ольга Стретта



Публикуем в Вконтакте актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~NszOX
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *