Возрождённая опера «Турандот» — буря реалистичных страстей в сказочном мире

Возрождённая опера «Турандот» — буря реалистичных страстей в сказочном мире
20 Февраля 2017

На сцену «Донбасс Оперы» пришла сказка. Нет, это был не привычный музыкальный детский спектакль, а самая настоящая фиеста – грандиозная постановка, рассчитанная на взрослых зрителей – опера Пуччини «Турандот». О том, что коллектив театра занимается восстановлением этого спектакля, постоянным зрителям было известно заранее, и они с нетерпением ждали премьеры восстановленной сказки о своенравной китайской принцессе, о трех загадках и о самой сильной и верной любви, которая в состоянии преодолеть любые преграды и растопить самый холодный лёд в женском сердце. И вот это день наступил. Отрешившись от всего, любители оперы пришли в театр, чтобы погрузиться в сказочный мир древнего Китая. И о проведённом времени не пожалели.

Содержание сказки Карло Гоцци, на основе которой Джузеппе Адами и Ренато Симони создали либретто оперы, известно каждому второму школьнику. Но Пуччини писал оперу «Турандот», рассчитывая на то, что слушать ее будет более взрослая аудитория. Поэтому, по его заказу либреттисты основательно переработали литературный первоисточник, и персонажи приобрели более зрелые черты характеров, позволявшие им чувствовать несколько иначе и совершать поступки, которые оценят зрители любого возраста.

В центре сюжета «Турандот» - традиционный, для классической литературы, любовный треугольник - своенравная принцесса, именующая себя «Дочерью неба», страстно влюблённый в неё принц Калаф и маленькая, хрупкая рабыня Лиу, любящая Калафа той жертвенной любовью, которая становится, порой, даже сильнее, чем присущий любому живому существу инстинкт самосохранения, когда ради объекта обожания человек готов отдать жизнь. На взаимоотношениях этих трех персонажей и строится опера. Партию Турандот пела хорошо знакомая зрителям и любимая ими заслуженная артистка Татьяна Плеханова. Вся жизнь обладательницы одного из самых красивых и сильных сопрано связана с музыкой. Для Татьяны Плехановой музыка не только профессия, но и часть ее существования, неотъемлемая частичка души, без которой певица не смогла бы даже глубоко дышать и радоваться красоте окружающего мира. Историю каждого своего персонажа она пропускает через свое сердце и разум, а выходя на сцену, проживает судьбу героинь. Поэтому каждый создаваемый певицей образ полон ярких красок, которые дополняют красоту бессмертной музыки оперных шедевров. Не стала исключением и партия Турандот. На наших глазах гордая и даже, на первый взгляд, кровожадная китайская принцесса, без тени сожаления отправляющая на плаху влюбленных в нее принцев, превращается в обыкновенную влюблённую девушку. Меняется не только наряд Турандот, но и она сама. Весь ее внутренний мир из недоступного, ослепительного золота, как платье в первом и втором акте оперы, превращается в более светлый, сияющий. В этом мире уже не место льду, которым ранее было скованно сердце Турандот, здесь любовь имеет все шансы прорасти и зацвести.

Полным антиподом принцессы Турандот предстаёт рабыня Лиу – милая, безгранично нежная и скромная. Даже сам композитор явно питал большую симпатию к этому персонажу, чем к главной героине, и это чувствуется в чертах характера, присущих Лиу. На первом показе возобновлённой оперы партию Лиу исполнила Светлана Таран-Малеева, для которой участие именно в этом спектакле, в этой роли стало дебютом. Вообще, сценический опыт у этой певицы достаточно большой. Прежде, чем стать солисткой, она работала в хоре нашего театра. А в сезоне 2014-15 годов стала одной из тех, кто не покинул в беде свой родной город. Тогда Светлана вытянула на своих плечах солидную часть репертуара, принимая участие не только в оперных спектаклях, но и в концертах. Благодарные зрители успели полюбить ее и оценить незаурядные вокальные данные. Партия Лиу гармонично легла и на голос Таран-Малеевой, и удалась в драматическом плане. Героиня в трактовке Светланы предстала перед зрителями не юной, неразумной девочкой, влюбившейся в принца из-за неопытности, а вполне зрелой личностью, прекрасно осознающей всю безнадежность своего положения. Лиу любит безответно, понимает, что никогда не получит от принца никаких знаков внимания, кроме той мимолетной улыбки, которая навсегда сковала ее сердце самым сильным чувством. Она остается рабыней, положение которой обязывает ее ходить со склоненной головой. Истинная натура Лиу вырывается наружу лишь в сцене пытки и смерти героини, когда ей больше нечего терять.


Партию Калафа исполнил Евгений Бойко, тенор с сильным голосом красивого тембра. Первой большой работой этого исполнителя стала партия графа Ричарда в постановке оперы Верди «Бал-маскарад», где он заявил о себе как солист, способный исполнять ведущий репертуар. Впоследствии он подтвердил это ролями в других спектаклях. А когда речь зашла о восстановлении «Турандот», то Евгений Бойко оказался единственным солистом, способным на должном уровне спеть очень непростую партию Калафа. На сегодняшний день в программке напротив персонажа Неизвестный принц (Калаф) значится только одно имя – Евгений Бойко. На первом показе возобновлённой «Турандот» певец отлично справился с партией принца. А ожидаемая и любимая всеми ария «Никто не спит в Пекине», «Nessun dorma», в начале третьего акта, была исполнена на таком высоком уровне, что крики «Браво!» и аплодисменты зазвучали раньше, чем певец успел ее допеть. Покоренная донецким тенором трудная нота вызвала шквал восторга у зрителей.

Яркими и запоминающимися получились в этом спектакле и другие персонажи, которые нельзя отнести к второстепенным, даже несмотря на то, что партии этих героев относительно невелики. Свергнутый татарский царь Тимур, отец Калафа, был величественным, даже невзирая на своё незавидное положение и слепоту после ранения. Заслуженный артист Юрий Алексейчук и спел и драматически обыграл образ своего персонажа так, что переживания Тимура затронули зрителей ничуть не меньше, чем страсти, бушующие в отношениях между главными героями. Тимур представлен и отцом, переживающим за сына, рискующего потерять жизнь, и царем, лишившимся короны, но сохранившим величие и великодушие, и добрым господином, искренне любившим свою рабыню и тяжело переживавшим трагическую гибель Лиу. Особенно проникновенно Юрий Алексейчук сыграл в сцене гибели Лиу, когда Тимур скорбит по поводу потери девушки, бывшей ему не рабыней, а верным другом, на чью руку он мог опираться, блуждая по миру во тьме.


Смог благополучно поменять амплуа и Евгений Удовин, спевший партию Альтоума, китайского императора, отца Турандот. А самыми колоритными стали три министра: Пинг (лауреат международного конкурса Владислав Лысак), Панг (Александр Левчишин) и Понг (Владимир Хамраев). Комические персонажи больше похожи на характерные маски, с забавными выходками и ужимками. Но на самом деле их клоунские манеры – лишь способ выжить в столице, при дворе императора, где царят жёсткие законы и легко в один момент лишиться и благосклонности «Сына небес», и головы.


Примечательной чертой спектакля стало и то, что хор, изображающий народ Пекина, выглядит не серой массой. Своя роль и свои творческие задачи поставлены режиссером перед каждым артистом. Шесть лет назад режиссёром-постановщиком «Турандот» был россиянин Александр Лебедев, подаривший нашему театру еще и постановку оперетты «Мистер Икс». Режиссером возобновленной постановки стала Оксана Антоненко. Сейчас она является главным режиссёром «Донбасс Оперы», но в недалёком прошлом она была солисткой нашего театра. Личный сценический опыт бесценен для режиссера, бывшего в прошлом оперной певицей. Удачные режиссёрские работы Оксаны Антоненко доказывают, что талантливый человек талантлив во всем, а многие ее поклонники уверены, что она могла бы сочетать и два вида деятельности, периодически выходя и на сцену.

Заслужил свою долю аплодисментов дирижёр Юрий Парамоненко, стараниями которого оркестр звучал замечательно и придраться не смогли даже самые строгие критики, сидевшие в зале и привыкшие искать недостатки в работе солистов и музыкантов.

Хочется надеяться, что спектакль надолго займет место в репертуаре «Донбасс Оперы» и в ближайшее время истинные ценители, любящие сравнивать, как поют ту или иную партию разные исполнители, смогут сделать это. Многие зрители, выходившие из зала после окончания спектакля, рассуждали на тему, как партию Лиу может спеть Фатьма Касьяненко, а партию Турандот — Элона Коржевич или Наталья Нарожная. Интересно было бы сравнение исполнения партии Тимура сыном Юрия Алексейчука Максимом. Так что, уважаемая «Донбасс Опера», ждём новых показов возрождённой «Турандот» с другими исполнителями. А еще будем рады увидеть и услышать новые, давно ожидаемые премьеры.


Есть и отличная новость для любителей балета. Уже 26 февраля состоится показ возобновленного одноактного балета «Вальпургиева ночь» в рамках вечера балета.

Ольга Стретта



Публикуем в Телеграм актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~bi8xe
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *