К вопросу об акционерных обществах. Часть первая

К вопросу об акционерных обществах. Часть первая
14 Марта 2017

Уважаемые читатели! Портал «Деловой Донбасс» продолжает публикацию цикла аналитических материалов, посвящённых истории экономического развития ряда государств. В данной публикации представлена история возникновения и становления акционерных обществ в Голландии, Англии и Донбассе.





Где это все? Где частный капитал?
Где первое общество взаимного кредита?
Где, спрашиваю я вас, второе общество взаимного кредита?
Где товарищество на вере?
Где акционерные компании со смешанным капиталом?
Где это все? Безобразие! 

   Зицпредседатель Фунт
Ильф и Петров «Золотой теленок» 



Акционерные общества ДНР в условиях войны, блокады и непрекращающихся обстрелов? Да вы с ума сошли нам жить не на что, а на сайте умничают! Страшно подумать: Донецкая Народная Республика и воротилы биржевых сделок всякие брокеры-шмокеры, трейдеры, корнеры, сейлзы, аналитики, делатели денег из воздуха и прочий биржевой бестиарий? У кого-то могут возникнуть серьезные сомнения в целесообразности такой постановки вопроса.

Благодаря распространенному в народе мнению, что все эти биржевые спекулянты являются алчными и бессердечными паразитами-кровопийцами на теле любого социально ориентированного государства, предлагаемые на ваш суд материалы могут выглядеть слишком уж неуместными, но мы постараемся в меру своих сил и убеждения ослабить категоричность подобных суждений. Мы рассматриваем проблему акционерных обществ лишь в свете того, насколько они будут способствовать развитию и благополучию нашего отечественного производителя, а основная заслуга торговцев акциями как раз и состоит в повышении ликвидности рынка и этот фактор, несомненно, помогает предприятию-эмитенту.

Для ведения своей деятельности каждому предприятию необходимо рассчитывать на различные источники финансирования.Это могут быть как собственные средства предприятия в виде чистой прибыли, так и разнообразные фонды – резервные и амортизационные.

Как правило, для стратегического развития этих средств явно недостаточно и тогда предприятие вынуждено привлекать внешние источники финансирования, к которым относятся: банковские кредиты, обладающие свойствами срочности, возвратности и платности; займы в виде облигаций; выпуск бессрочных ценных бумаг – акций.

К внешним источникам финансирования предприятие прибегает в том случае, если оно не желает ограничивать свою деятельность, учитывая свои возможности, но ему не хватает собственных ресурсов финансирования.

Определенное соотношение, которое устанавливается между внешними источниками и собственными средствами цель финансовой политики любого предприятия. Например, соотношение капитала акционерного общества к задолженности в виде займов по облигациям и кредитов.

От ежедневного торгового оборота акций на рынке ценных бумаг зависит размер возможных SPO - дополнительных размещений акций, деньги от которых идут непосредственно самой компании. Крупные институциональные покупатели значительно более склонны к покупкам акций, если есть возможность их быстрой реализации на открытом рынке. Высокая ликвидность привлекает инвесторов, а польза инвестирования как для компании, так и в целом для экономики несомненна.

К тому же большой объём рынка конкретной акции позволяет компании брать кредиты под залог собственных акций, так как большой оборот означает для кредитора возможность быстрого обращения залога в деньги, что значительно повышает его ценность и, как следствие, влияет на размер кредита, саму его возможность и процентную ставку.

Инвестор же может получить доход с акций двумя способами: за счет роста курсовой стоимости акций и за счет дивидендов.

Основным доходом инвестора по акциям является рост курсовой стоимости акций. Если дела у компании идут хорошо, ее выручка и прибыль растет, компания развивается, выплачивает дивиденды, которые тоже растут, это положительно отражается на цене акций и она растет. Инвестор, видя такое положение вещей и оценив перспективы, покупает акции компании. Если дела компании продолжают идти так же хорошо, цена акций вырастает, тогда инвестор может продать акции по цене дороже  и получить прибыль.

Второй источник дохода — дивиденды — это часть прибыли, которая компания выплачивает акционерам. Дивиденды могут выплачиваться раз в год, раз в полугодие или квартал. Размер дивидендов рекомендуется советом директоров и утверждается на общем собрании акционеров.

Доходность акций складывается из роста курсовой стоимости акций и дивидендов. Доходность акций показывает, какой доход в процентом или номинальном выражении принесли акции. Доходность в общем смысле рассчитывается как сумма прибыли, деленная на сумму вложенных средств.  Так как по акциям можно получить не только прибыль, но и убыток, то доходность может быть отрицательной.

Акционерный капитал и его увеличение, если смотреть с позиции руководства предприятия, не только сокращает возможные риски, но и понижает контроль с его стороны, а также доходы. А задолженность повышает доходы и контроль руководства, но, в то же время, увеличивается риск.

Кроме облигаций и акций на финансовых рынках могут быть в обращении инструменты производные – это права на будущую куплю или продажу, как акций, так и облигаций, но на тех условиях, которые будут согласованы в настоящем времени.

На валютном и товарном рынках также имеют место разнообразные производные инструменты, благодаря которым не только открываются большие перспективы проведения сделок, но и появляется возможность более эффективно управлять рисками.




НЕМНОГО ИСТОРИИ
или КАК ПРЕВРАТИТЬ
ПРЯНОСТИ
В ЗОЛОТО ДЛЯ АКЦИОНЕРОВ


– Пиастры! Пиастры! Тысяча чертей!

«Капитан Флинт»
- попугай Джона Сильвера







Первая в мире акция голландской Ост-Индской компании

Основанию первой в истории акционерной компании предшествовала жесткая конкуренция среди голландских купцов, вспыхнувшая после успехов братьев де Хаутманов, которые исхитрились умыкнуть у испанцев секретные карты морского пути в Индию и Юго-Восточную Азию. Правительство страны быстро поняло, что их соотечественники соперничают не только друг с другом, но и с теми же испанцами, и это плохо влияет на прибыль. Государство решило объединить компании этой направленности в одну с капиталом в 6,5 млн флоринов. Она и получила название «Голландская Ост-Индская компания».

Ост-Индская компания считается старейшей акционерной фирмой в мире. Руководил ею совет из 17 купцов: восемь из Амстердама, четверо из региона Зеландия, и по одному из Мидделбурга, Делфта, Хорна, Роттердама и Энкхейзена. Официальный устав компании гласил, что её акционером может быть каждый желающий. Акции можно было передавать по наследству.

Стоит отметить, что подобный раздел акционеров по регионам был вовсе не данью равноправию, а идеальной схемой контроля: реальную власть имели восемь купцов из Амстердама. Со временем большая часть акций оказалась в руках потомственных держателей, и Ост-Индская компания стала семейным делом.

Англичане и французы не остались в стороне. Елизавета Английская подписала Королевскую Хартию о создании «Компании по торговле с Ост-Индией» с уставным капиталом в 68 373 фунта стерлингов. Компания получила право монопольной торговли со всеми странами, лежащими от мыса Доброй Надежды к востоку вплоть до Магелланова пролива. В отличие от голландской, английская ОИК была организована на облигационной системе. Купцы, желающие участвовать в бизнесе, покупали облигации компании, то есть обычные долговые расписки. Естественно, по облигациям выплачивались фиксированные вознаграждения, но и только. Владелец облигации не имел права на пропорциональный процент от прибыли предприятия, и кроме того — он являлся обычным вкладчиком, а не совладельцем предприятия. То есть удалось плавание или нет — владелец облигации мог требовать свои деньги плюс процент. Сама успешность плавания его не интересовала.


Проблема была в том, что в Англии тех времен фондовый рынок отсутствовал как класс. Его просто не было. По сути это была обычная складчина купцов, и по-настоящему рисковали уставным капиталом только основатели компании - но они же получали дивиденды. К тому же облигации чаще всего были краткосрочными займами, тогда как по-настоящему двигают любой                            бизнес-проект лишь «длинные деньги».



Герб голландской Ост-Индской компании в Батавии

Голландский подход кардинально отличался от английского. В Амстердаме к тому времени был сформирован фондовый рынок, где торговали и своими, и иностранными акциями и облигациями, а также долговыми обязательствами, как частными, так и государственными. Поэтому созданная в 1602 году голландская ОИК для привлечения больших капиталов продавала не облигации, а акции. Принципиальное различие между акцией и облигацией состоит в том, что владелец акции является одним из собственников предприятия, принимающим на себя риск его деятельности. Кроме того, если облигация имеет срок погашения, то акция — бессрочна.

Соответственно, в случае убытков владелец акции также терпит убытки, но в случае дохода владелец акции имеет права на пропорциональное получение прибыли. Это не значит, что голландцы не использовали облигации. Естественно, что людям, не желающим нести риски, вполне продавались привилегированные акции предприятия, которые, по сути, являлись облигациями. Однако основной упор был сделан именно на акционеров, то есть пассивных или активных совладельцев ОИК.


Отсюда и разница в привлеченных деньгах. Как указывалось выше, уставной капитал британской ОИК составил 68 373 фунта стерлингов. Уставной капитал голландской ОИК был чуть ли не в десять раз больше — 1,4 миллиона гульденов деньгами собственно основателей и 5 миллионов гульденов, собранных через продажу акций. Общая собранная сумма составила 6 424 588 гульденов.





Верфь Ост-Индской компании. Голландия

Гульден того времени относился к фунту стерлингов как 10 к 1, то есть голландцы располагали 642 тысячами фунтов, если считать в английской валюте.

Забегая вперед, надо сказать, что после захвата Вильгельмом III Оранским Англии в 1688 году британская ОИК была реорганизована именно по голландской схеме, и это привело к тому, что англичане в конце концов выиграли конкурентную борьбу у голландцев.

В среднем плавание из Англии или Голландии в Индию или к Островам Пряностей и обратно длилось 2–4 года. Эти рейсы включали в себя несколько остановок по пути следования. Кораблям угрожали шторма, неизвестные течения, мели, ветра, пираты и каперы, неприветливые азиатские правители, да и вообще — совершенно неизвестные условия азиатского рынка на момент прибытия. Снарядили экспедицию, допустим, за перцем, а он не уродился, зато гвоздики или муската в избытке. Закупили его, вернулись в Европу — а там падение цен на эти товары, и либо придется продавать по меньшей цене, либо ждать, пока цена поднимется.

По сути, здесь лучше всего работал именно испанский подход — с госмонополией и активной поддержкой государства. Но англичане, как мы помним, на начало XVII века были бедной страной и не могли позволить себе налаживать инфраструктуру за счёт государства.

Голландское правительство за счет активно функционирующего фондового рынка могло помочь кредитами или скупкой товара, однако тоже было не готово по-крупному вкладываться в развитие инфраструктуры и развитие компании.


Оставался один вариант — и голландцы, и англичане решили отжимать и завоевывать уже существующую инфраструктуру — либо португальскую, либо испанскую, либо местную. Однако на Островах Пряностей нормальной инфраструктуры не существовало. Бюджет голландской ОИК в 10 раз превышал бюджет англичан, именно поэтому голландцы в конечном итоге смогли закрепиться в Индонезии гораздо раньше — у британцев банально не хватало средств.



Лондонская фондовая биржа

Кроме того, голландцы ради еще большей капитализации компании создали вторичный рынок ценных бумаг ОИК, то есть позволили инвесторам заниматься спекуляциями и перераспределением капиталов.

Это еще больше увеличило капитализацию и кредитоспособность ОИК. По сути, голландцы по примеру своего государства начали торговать долгом компании, имея на этом твердые 4–5% процентов прибыли. В долгосрочной перспективе это решение имело ужасные финансовые последствия, но в 1605–1630 годах весь комплекс мер позволил голландцам резко вырваться вперед в конкурентной гонке.

Если в период 1603–1612 годов англичане вложили в развитие компании 400 тысяч фунтов, то голландцы — 2,5 миллиона фунтов, гигантские деньги, сравнимые на тот момент со всем бюджетом Англии! Естественно, что финансы были главной причиной поражения англичан на первоначальном этапе. Из-за недостатка средств они не смогли собирать большие конвои и включать в эскорт большое количество хорошо вооруженных кораблей; они не смогли отстроить нужную им инфраструктуру; не смогли нанять большие армии; не смогли спонсировать масштабные завоевания территорий.



АКЦИОНЕРЫ ДОНБАССА:
от НОВОРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
до ПРОДАМЕТА




Все было прекрасно. Синицкий уже представлял себе пышную шараду, значительную по содержанию, легкую в чтении и трудную для отгадки. Сомнение вызывала последняя часть -- "ция".
  -- Что же это за "ция" такая? -- напрягался старик. -- Вот если бы "акция"! Тогда отлично вышло бы: индустриализакция.

Ребусник Синицкий
Ильф и Петров «Золотой теленок» 




Великий князь Алексей Александрович Романов

- привилегированный акционер NewRussiaCompanyLimited

Благодаря высоким таможенным пошлинам на ввозимые иностранные товары, русская промышленность находилась в монопольном положении и могла держать цены на свои изделия на достаточно высоком уровне, не опасаясь ни кризиса, ни конкуренции. Это состояние дел привело к тому, что, нацелившись на Россию, иностранцы предпочли быть там не купцами, а банкирами.

Приливу иностранных капиталов содействовало и то обстоятельство, что в 90-е годы финансовое хозяйство России значительно оздоровилось. Финансовая реформа С. Ю. Витте позволила установить твердое денежное обращение, что избавляло иностранцев от риска потери на колеблющейся нетвердой валюте. Во ввозе иностранного капитала были заинтересованы и сами отечественные капиталисты, которые получали солидную прибыль от участия в смешанных иностранно-русских акционерных компаниях.[1]

В направлении иностранных вложений происходили значительные изменения. В 60-80-е гг. иностранные предприниматели предпочитали помещать средства преимущественно в железнодорожные займы. Именно в это время в Донбассе были проложены основные железнодорожные линии. В руках иностранцев была сосредоточена половина акционерного и три четверти облигационного капитала русских железных дорог. С 80-х гг. правительство стало выкупать частные железные дороги и к началу XX в. около 2/3 железных дорог находилось в ведении государства.


[1]В этой главе использованы материалы историко-патриотического клуба на сайте «Патриот Донбасса». Иностранный капитал


Акция Западно-Донецкого каменноугольного общества и Донецкого общества железоделательного и сталелитейного производств

Затем иностранный капитал устремился в промышленность. В 1869 г. возникает первое в Донбассе акционерное общество с иностранными капиталами — «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства», основанное англичанами с первоначальным капиталом в 300 000 фунтов стерлингов, постепенно доведенным до 1 200 000 фунтов стерлингов. К 1900 году в Донбассе действовало уже 12 металлургических заводов, 11 из которых были построены в большинстве своем на средства иностранных предпринимателей. Это заводы Юзовский, Дружковский, Петровский, Донецко-Юрьевский, Никополь-Мариупольский, Русский Провиданс, Константиновский, Ольховский, Макеевский, Краматорский, Торецкий.

Донбасс также был основным промышленным районом приложения иностранных капиталов в каменноугольной промышленности. 74% всех иностранных капиталов, действовавших в угольной промышленности России (к 1900 г.), было вложено здесь. Так, в 1872 г. было образовано первое акционерное каменноугольное общество — «Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности», в создании которого был заинтересован французский капитал. К 1900 году происходит концентрация угольной промышленности, уменьшение количества угольных предприятий, т. к. более мелкие и слабые были поглощены более сильными и крупными. Из существовавших в 1878 г. 142 шахт остается 84. Акционерных обществ было 44, 25 из них было основано на средства иностранцев. Основная масса капиталистов, вложивших свои средства в угольную промышленность, была французского и бельгийского происхождения. Эти общества добывали свыше 70% от всей добычи угля в Донбассе. Характерной особенностью развития угольной промышленности было то, что большинству акционерных обществ запрещалось приобретать недвижимость для других целей, нежели обеспечение производства. И если вокруг металлургических заводов возникали поселки, которые затем вырастали в города, то вокруг угольных шахт такого не было. Прибыльность каменноугольных и металлургических предприятий колебалась от 14% до 20%, иногда до 40% с дивидендных бумаг.

Акция Прохоровских рудников

Иностранцы вкладывали свои средства и в другие отрасли промышленности: машиностроительную, стекольную, соляную, содовую, производство зеркал и т.д. В этот период возникли стекольный завод в Константиновке, содовое предприятие в Бахмуте, бельгийское общество «Донецких стекольных и химических заводов» в Сантуриновке, «Донецкий бутылочный завод», «Анонимное общество огнеупорной и керамической продукции», машиностроительный завод Боссе и Геннефельда вблизи Юзовки и др.

Правления 19-ти акционерных обществ находились в Брюсселе, Париже, Лондоне и Берлине, остальные располагались в основном в Санкт-Петербурге. Акции основной части обществ котировались на иностранных биржах. Финансовыми операциями по вложению капиталов в южную промышленность занимались главным образом римские, брюссельские и немецкие банки. Однако, ввод иностранных капиталов имел и отрицательные последствия, так как нужно было обеспечить «услуги за услуги». Например, Франция выторговала впоследствии за свои займы некоторые уступки в торговом договоре с Россией 16 сентября 1905 г. В определенную зависимость попадали отдельные банки и предприятия. Проценты на вложенные иностранные капиталы вывозились за границу, а не шли на развитие российской промышленности.


Акция Западно-Донецкого каменноугольного общества и Донецкого общества железоделательного и сталелитейного производств

Иностранные капиталисты, опекаемые царским правительством, на льготных условиях строили металлургические и машиностроительные заводы, угольные шахты и другие предприятия. Только за 14 лет (с 1888 по 1902 гг.) в Донбассе возникло 112 иностранных акционерных компаний с основным капиталом в 316 млн. руб. Примечательно, что прибыль иностранных промышленников, обосновавшихся в бассейне, в 3-4 раза превышала доходы владельцев таких же предприятий в Западной Европе.

Исторически Донбасс формировался, как целостный промышленно-хозяйственный комплекс, основанный на замкнутых производственных циклах: от криворожской руды и никопольского марганца, по Константиновской и Донецкой каменноугольным железным дорогам, через рутченковский кокс к юзовскому металлу и далее – в мариупольский порт и горловский (никитовский) и славянско-святогорский транспортный узел.

К концу XIX века правления 19 донецких АО находились в Брюсселе, Париже, Лондоне и Берлине, но из 11 металлургических заводов всего 5 действовали на основании иностранных уставов. Финансовые потоки промышленного Донбасса рубежа веков проходили, главным образом, через римские, брюссельские и немецкие банки. Но и через учрежденные после 1860 года Государственный, «Азово-Донской», «Северный», «Петербуржский международный» и «Земельный» банки. Деловой Донбасс возник из миротворческой, но твердой внешней политики князя Александра Горчакова, взвешенных экономических реформ графа Сергея фон Витте, колоссальных международных инвестиций (в 1900 г. 74% иностранных капиталов, вложенных в российскую угольную промышленность действовали в Донбассе), жесточайшей эксплуатации трудовых резервов и природных ресурсов Донецкого края и всей России, и интернациональной экономической - промышленной и финансовой - активности англичан (валлийцев), французов, бельгийцев, американцев, германцев, евреев, русских и украинцев (наследников казаков).

С первых десятилетий своего существования Донбасс претендовал на особую роль в политических и экономических коллизиях Юга России. Эта установка была заложена в самой логике возникновения развитого промышленного региона в малоосвоенных степях бывшего Половецкого поля.

Судите сами:

только в 1857 году в Петербурге было учреждено Главное общество железных дорог, а к началу 1870 –х гг. бывший станционный смотритель Самуил Поляков, занявшись железнодорожными концессиями, стал владельцем Курско-Харьковско-Азовской и Козлово-Воронежско-Ростовской железнодорожных магистралей, ставших основными транспортными артериями Центра и Юга России;

в 1870-1890 гг. открылось движение по Константиновской (Никитовской), Донецкой каменноугольной и Екатериненской железным дорогам, соединившим внутренние районы Донбасса и Донецкий каменноугольный - с Криворожским железорудным и Никопольским марганцеворудным бассейнами;

в 1867 г. в Лондоне было создано «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства» (Джона Хьюза и Джона Гуча), 1869 г. общество заключило контракт с правительством империи на организацию производства в Донецком бассейне, а к 1900-му году в Донбассе уже выпускали продукцию Юзовский, Дружковский, Петровский, Донецко-Юрьевский, Никополь-Мариупольский, Русский Провиданс, Константиновский, Ольховский, Макеевский, Краматорский, Торецкий металлургические заводы;

в 1872 г. было образовано французско-бельгийское АКО «Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности», а в 1878 г. в Донецком бассейне выдавали «на-гора» уголь 142 горное предприятие;

в начале 1880 г. есаул войска Донского Иван Иловайский начал разработку рудника из пяти шахт, добывающих коксующийся уголь (шахты, кстати, были названы по именам детей Иловайского: помните песню о коногоне? - «о, шахта, шахта ты, Мария, зачем ты душу отняла?» – так эти слова о руднике предприимчивого есаула!), в середине 1880- х гг. Иловайский построил Макеевский трубный завод, а в 1895 году его сын Дмитрий уже выступал инициатором создания «Российского Донецкого товарищества каменноугольной и заводской промышленности»;

в 1870 г. новороссийский генерал-губернатор Павел Коцебу предложил заложить в устье Кальмиуса морской порт, способный принимать крупнотоннажные суда, а уже 29 августа 1889 г. в районе бывшей Зинцевской балки близ Мариуполя пароход «Медведица» принял на борт до 1000 тонн груза угля и металла для поставок на рынки Константинополя и Петербурга.


В результате, к началу XX века горнопромышленный Юг вытеснил демидовский Урал с позиций главной промышленной базы Российской империи и превратился в основной центр металлургической, чугунолитейной, сталепроволочной и рельсоизготовительной, химической (включая производство кислот и соды компанией Любимова и Сольвея недалеко от Лисичанска и

Азово-Донской банк в Юзовке

киноварной ртути – на предприятии Александра Ауэрбаха близ Никитовки) и угледобывающей промышленности страны.[1]


[1]«Патриот Донбасса». Иностранный капитал

В 1901 году, на XXYI съезде горнопромышленников Юга России была сформулирована программа по созданию синдикатов в сфере «железоделательной промышленности». В ее исполнение, в 1902 году в Донбассе было создано акционерное общество «Продамет», центральная контора которого находилась в Петербурге. «Продамет», в конечном счете (впрочем, без жесткой системы управления), объединил 30 обществ, занимающихся изготовлением металла и металлоконструкций, с основным капиталом в 900 тыс. руб. А в 1906 году возник трест «Продуголь» (во главе его стояли предприниматели Авдаков и Олоньин; правление находилось в Париже, финансовые средства треста проводились через «Азово-Донской банк»), контролировавший добычу 75% каменного угля в Донецком бассейне. И в первые десятилетия XX века «Продамет» и «Продуголь» фактически монополизировали ключевые отрасли экономики Российской империи.


Окончание статьи "К вопросу об акционерных обществах" - в следующей публикации.


Обозреватель «Делового Донбасса»    A.PARTIAL


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Facebook актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~mIgWM
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *