Непризнанный Север: экономика и жизнь

Непризнанный Север: экономика и жизнь
13 Октября 2017

Турецкая Республика Северного Кипра на сегодняшний день признана лишь двумя государствами: Турцией и такой же -  частично признанной - Абхазией. При этом, несмотря на международные санкции, экономика республики чувствует себя в целом неплохо и, более того, активно развивается. Причиной тому не только всемерная поддержка со стороны Турции, но и грамотное использование собственного экономического потенциала. И хотя проводить прямую параллель с республиками Донбасса здесь было бы не вполне корректно, опыт Северного Кипра может оказаться полезен при выработке стратегии экономического развития ДНР и ЛНР.

История современного Северного Кипра началась 15 июля 1974 года, когда при поддержке «чёрных полковников» с материковой Греции был свергнут президент Республики Кипр архиепископ Макариос, которому на протяжении пятнадцати лет удавалось поддерживать баланс интересов греческой и турецкой общин острова и не допускать перерастания то и дело вспыхивавших конфликтов в глобальное противостояние. Среди греков-киприотов была популярна идея воссоединения Кипра с Грецией (т.н. энозиса), которая в свете произошедших событий обрела вполне реальные перспективы.


В то же время, основанная на получившем в 1960 году независимость от Великобритании острове Республика Кипр, согласно Конституции, признавалась федеративным, двухобщинным государством, а подписавшие соглашение о её создании Великобритания, Греция и Турция являлись гарантами существующего порядка.

Через пять дней после государственного переворота, 20 июля 1974 года, Турция начала «миротворческую операцию на Кипре» (это официальный термин), официальными целями которой стали восстановление конституционного порядка и защита интересов турецкой общины острова. В рамках операции, получившей кодовое наименование «Аттила», на побережье высадились около 40 тысяч турецких военных при поддержке танков, артиллерии, авиации и приблизительно 10 тысяч вооружённых турок-киприотов.

Можно сказать, что киприотам в какой-то степени повезло. К моменту начала турецкой операции на острове уже находились миротворцы ООН, выполнявшие там задачи по недопущению эскалации межобщинного конфликта с 1964 года. В немалой степени благодаря им активные боевые действия шли всего четыре дня, хотя отдельные столкновения продолжались до конца августа. После этого остров был разделён на две части – южную греческую и северную турецкую – буферной зоной, ныне носящей название «зелёная линия». Тем не менее, потери только убитыми с обеих сторон составили около 2 тыс. человек, а число беженцев превысило 200 тыс.

Итогом вторжения стало создание Турецкого Федеративного Государства Кипр, занимающего примерно треть площади острова. Формально ТФГК объявлялось частью федерации, однако де-факто греческие власти Кипра (во главе всё с тем же архиепископом Макариосом, вернувшимся в страну после падения режима «чёрных полковников») никак не контролировали регион. В 1983 году ТФГК официально объявило о независимости и получило название Турецкая Республика Северного Кипра.

Долгое время единственной страной, на дипломатическом уровне признававшей Северный Кипр, оставалась Турция (одновременно не признающая власти Республики Кипр). С точки зрения ООН и всего «международного сообщества» на острове есть только одно легитимное правительство – то, которое контролирует южную его часть. Это существенно ограничивает внешнеторговые возможности ТРСК. Однако, как оказалось, признания со стороны Турции достаточно, чтобы республика могла не только решать большую часть своих внутри- и внешнеэкономических задач, но и активно развиваться.

В качестве денег в ТРСК используется турецкая лира. В порты республики заходят только турецкие корабли. Всё воздушное сообщение идёт через Турцию, причём турецкие авиакомпании летают на остров вопреки запрету Международной организации гражданской авиации -  ИКАО (той самой, которая возражает против полётов в Крым). Республиканские интернет-сайты «прописаны» в доменной зоне второго уровня, завязанной на турецкий национальный домен (.nc.tr), телефонные номера Северного Кипра также имеют турецкий международный код.

Соответственно, и вся внешняя торговля тоже идёт через страну-покровителя – за исключением… трансграничной торговли с южным соседом. Греки-киприоты охотно совершают шоп-туры в ТРСК, пересекая «зелёную линию»: цены на Севере заметно ниже, чем в Республике Кипр – члене ЕС. Никакой торговой блокады тут нет с 2004 года, когда Европейский Союз разрешил ввоз произведённых в ТРСК товаров при условии их соответствия европейским нормам. Кстати, на страны ЕС, официально не признающие ТРСК, приходится примерно четверть совокупного внешнеторгового оборота республики.

Основой экономического развития Турецкой Республики Северного Кипра можно считать два фактора: регулярная финансовая помощь со стороны Турции и либеральная модель экономики. Помимо этого, следует упомянуть отсутствие боевых действий на линии разграничения и минимум расходов на оборону и безопасность: последние, помимо местных сил безопасности, обеспечивает сорокатысячный турецкий контингент с танками, артиллерией и авиацией, дислоцированный на острове.

Основу экономики Северного Кипра составляет сектор услуг, в первую очередь, туризм и отрасли, связанные с ним. Здесь развит игорный бизнес: казино и игровые клубы пользуются популярностью как среди греков-киприотов, так и среди гостей острова из материковой Турции и других стран, где в этой сфере действуют жёсткие ограничения. Как и в предыдущие годы, основной турпоток идёт из Турции, однако число иностранных гостей постоянно растёт, в основном за счёт туристов из Великобритании, ЕС (главным образом, Германии), бывшего СССР и даже Японии. Это неудивительно: людей привлекают великолепный климат, развитая инфраструктура и действительно низкие цены. Интересный момент: в ТРСК действует безвизовый режим для жителей большинства стран планеты, а штамп о пересечении границы вам поставят не в паспорте, а на специальном вкладыше, избавив, таким образом, от возможных проблем, связанных с разного рода санкциями. Доходы республики от туризма последнее десятилетие растут в среднем примерно на 7% ежегодно и сегодня превышают 700 млн долларов в год.



Банковская система республики хорошо развита, причём работают как местные и турецкие банки, так и филиалы международных кредитных организаций. Жителям и гостям ТРСК доступны все виды банковских услуг, включая открытие и обслуживание счетов в иностранных валютах. Магазины, рестораны, гостиницы и другие предприятия принимают карты Visaи Mastercard. Функции центробанка выполняет Центральный банк Северного Кипра, по понятным причинам не занимающийся эмиссией национальной валюты, однако выступающий в роли регулятора и проводящий собственную денежно-кредитную политику.

Ещё одна сфера, в которой республика достигла впечатляющих успехов – образование. В крохотном государстве с населением меньше полумиллиона человек (половина довоенного Донецка) действуют одиннадцать (!) университетов, десять из которых частные. Численность обучающихся в них студентов - около 100 тыс. человек, при этом доля приехавших за образованием не из Турции постоянно растёт и составляет сегодня примерно 20%. Примечательно, что, как правило, языком обучения в местных университетах выступает английский, что способствует повышению уровня образования и конкурентоспособности выпускников на международном рынке труда.


Американский Университет Гирне (Girne American University, GAU)


Восточно-Средиземноморский университет (Eastern Mediterranean University, EMU)

Среди более традиционных отраслей экономики можно выделить лёгкую промышленность (в основном производство текстиля и пошив одежды), сельское хозяйство (здесь выращивают цитрусовые, виноград, картофель, другие овощи), добычу полезных ископаемых (медь, пирит, асбест, соль, мрамор, глина), строительство. Хорошим спросом у гостей ТРСК, благодаря высокому качеству и низким ценам, пользуются медицинские услуги местных частных клиник.

Трудности экономики Северного Кипра связаны, как и следует ожидать, с его непризнанным (точнее, частично признанным) статусом. Республика испытывает систематическую нехватку инвестиций, недостаток квалифицированной рабочей силы, регулятивные сложности с импортно-экспортными операциями. Потери и недополученные доходы приходится компенсировать Турции, помощь которой поступает в основном в виде дотаций госучреждениям и зарплат госслужащих.

При этом основные конкурентные преимущества экономики Северного Кипра – прозрачная фискальная система, более чем щадящее налогообложение, невысокая стоимость рабочей силы. Ставка НДС в республике составляет лишь 5%, здесь действуют относительно простые правила открытия и ведения бизнеса и очень привлекательные условия для иностранных инвесторов. Как и для тех, кто просто желает хорошо и с пользой провести здесь время и потратить деньги.

Всё это в совокупности позволяет местной экономике развиваться, несмотря на все ограничения. ВВП республики на протяжении последних трёх лет рос примерно на 4% в год –приличные темпы даже для развивающихся стран. В прошлом году показатель достиг 4,3 млрд долларов. Это выше, чем, например, ВВП Черногории – страны-члена НАТО и кандидата в члены ЕС с территорией, втрое превышающей площадь ТРСК, развитой туристической инфраструктурой, населением свыше 600 тыс. человек и не обложенной при этом никакими санкциями.

Донбасс обладает мощными природными, технологическими и людскими ресурсами: сельскохозяйственные условия и инфраструктура, промышленный потенциал, полезные ископаемые, высшие и среднетехнические учебные заведения. Поэтому, при создании необходимых условий, конечно, опыт Северного Кипра может быть использован в процессе становления и развития ДНР: максимальное использование имеющихся ресурсов, развитие сферы образования в частности и сферы услуг в целом, привлекательные условия для бизнеса и инвестиций. Как и в ТРСК, стоимость рабочей силы в Республике сравнительно невысока, однако квалификация и общий образовательный уровень населения здесь заметно выше. Это позволяет рассчитывать на достойные конкурентные позиции как в традиционных производствах, так и в высокотехнологичной сфере (IT), в сфере образования, здравоохранения и других областях.

Главным препятствием для экономического развития Республики по-прежнему остаются непрекращающиеся боевые действия и связанная с ними неопределённость, мешающая приходу инвестиций в регион. Помимо этого, сказывается неразвитость финансового сектора, фактическое отсутствие доступа к кредитным ресурсам со стороны бизнеса. Предприятия, работающие на внутреннем рынке, сталкиваются с недостатком платёжеспособного спроса. Развитие туристической отрасли могло бы стать одним из локомотивов экономического роста, однако в условиях войны можно говорить только о развитии внутреннего туризма. Северный Кипр, к счастью его жителей, избавлен от этих проблем.

Емельянов Денис, экономический обозреватель, эксперт «Делового Донбасса»


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Вконтакте актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~Qhw2C
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *