Учебники по «Истории Донбасса» в ДНР пишут лучшие учителя региона

Учебники по «Истории Донбасса» в ДНР пишут лучшие учителя региона
27 Октября 2016
2016 - 2017 учебный год – уже третий по счету, успешно стартовавший на территории ДНР. Шаткое перемирие – не более, чем фикция, но несмотря на это дети Донбасса ходят в школу, а не сидят в подвалах, как этого хотели нынешние власти Украины. Не секрет, что новые учебные программы республики базируются на образовательных стандартах России. И если преподавание точных наук, в свете политического конфликта в Донбассе, особым изменениям не подверглось, то с преподаванием, например, истории, все иначе.

Нашему изданию удалось побеседовать с завучем Донецкой общеобразовательной школы № 3, учителем истории Татьяной Чабан, и узнать о том, как сегодня преподают этот предмет школьникам и по каким учебным пособиям его изучают.

-Татьяна, Сергеевна, предмет «История Украины» сейчас заменен «Историей родного края». Что представляет собой эта дисциплина, по каким учебникам ее изучают в ДНР, и кто сейчас, так сказать, пишет «историю Донбасса»?

- «История родного края» - это комплексный курс Истории России и истории Донецкого региона. На данный момент учебников по данному предмету нет. Учителя выходят из ситуации, используя материалы старых учебников, конспекты и различные творческие формы работы. Часто темы перекликаются с «Историей Украины»: программа 7 класса практически осталась прежней (История Киевской Руси), 10-11 класса (История Российской империи и СССР в ХХ веке). Программы же по «Истории Донбасса» пишут местные историки и опытные учителя региона. Ждем выхода новых учебников, они уже анонсированы.

-Как вы оцениваете качество российских учебников и полностью ли обеспечена ими ваша школа?

- Качество российских учебников достаточно высокое по отдельным предметам, но проблема в другом. Сейчас наша школа переживает переходной период, в некоторых моментах разница в украинских и российских программах очень большая, учебники из России не адаптированы к нашим программам, особенно в старших классах. Что касается начальной школы, то там очень интересные учебники. Лично мне они напомнили учебники советского образца. Особенно по чтению: те же сказки, рассказы, стихи - классика советской педагогической школы.


- Как к переходу на российские учебные программы отнеслись преподаватели и учащиеся?

-Переход все еще продолжается по отдельным предметам. Например, по биологии 8 и 9 классов, но эта задача вполне выполнимая и решаемая. Тяжелее, конечно, учителям. Это связано с тем, что наработанные методические пособия (различные карты, таблицы, раздаточный материал), приходится делать заново. Но, повторюсь, задача выполнимая и учителя успешно с ней справляются.

 

- Достоинства и недостатки российских учебников по истории.

-Российские учебники хорошо оснащены фактическим материалом, подбором документов. Недостатки, конечно же есть, но они довольно субъективные. Мне, например, не хватает в учебниках подбора специальной терминологии с объяснениями, иллюстративного и картографического материла. Но эти же недостатки я могу отметить и в ряде старых украинских учебниках.


- Сталкивались ли вы в Донецке с проукраински настроенными коллегами, которые не уехали из города? Продолжают ли они работать в школах?

-Сталкивалась и сталкиваюсь. И они продолжают работать в школе. Однако, хочу отметить, что свою политическую позицию ученикам они не демонстрируют, ведут себя максимально корректно, не привлекая детей к дискуссиям по этому поводу.


- Насколько сложно старшеклассникам, заставшим еще «Историю Украины» перестаиваться на восприятие новых учебных программ?

-Не сложно, потому что старшеклассники, которые застали историю Украины в 7-8 классах на данный момент изучают историю России и СССР в ХХ веке. Материалы этого курса очень похожи и в украинских программах, и в российских. Разница только в подаче материла и акцентах. Ведь события Второй мировой войны одни и те же, а вот оценка и анализ событий разный, но это уже другая история. Здесь все зависит от учителя и от того, как он это объяснит.


- Что вы думаете по поводу создателей исторических мифов и какой из них считаете самым нелепым?

-Исторических мифов много и нелепых в том числе. Многие родились по вине моих же коллег-историков. Приведу простой пример. Сейчас в Украине много разговоров о том, что советизация западноукраинских областей в 1939-1940 гг. была чистым злом: и насильственная коллективизация, и репрессии, и гонения на УГКЦ. И все, больше не о чем мои коллеги не говорят. Так сказать, «забывают» упомянуть, что вместе с советской властью на западноукраинские земли пришли бесплатная медицина и бесплатное образование, рабочее и социальное законодательство. Да и сами украинцы, которые были в основном безземельными крестьянами, не сильно расстраивались из-за коллективизации, которая коснулась помещиков-поляков, немцев и австрийцев. Вот так и рождаются мифы.


- Что можете сказать о высказывании одного из политиков о том, что на уроках НВП учат как убивать, а на уроках истории - кого убивать? Считаете ли вы это правильным? Если нет, то чему, по вашему мнению, должна учить история?

-На уроках НВП учат как защищать свою Родину и быть мужчиной, а на уроках истории учат думать. Учат сравнивать, анализировать, делать выводы. Ведь история единственная не прикладная наука в школьном курсе, но от этого ее роль становится еще больше. Главная задача учителя истории, на мой взгляд, заставить детей мыслить, максимально владея фактами и знаниями, чтобы самостоятельно делать выводы, чтобы их убеждения и взгляды формировали не СМИ, интернет и толпа на майдане, а полное осознание ситуации, важности исторического момента, в котором они живут, а также значимости их взглядов и действий.


Автор:Ксения Белашова


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Viber актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~qtfSf
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *