Бизнесу нужно учить с детства. 12 лет — это поворотный момент

Бизнесу нужно учить с детства. 12 лет — это поворотный момент
17 Июля 2017

Как вырастить успешного предпринимателя и научить ребёнка мыслить системно.

Аркадий Морейнис, бизнесмен и автор курсов по основам бизнеса, уверен, что школьникам можно и нужно знать основные законы бизнеса - кто и чему будет учиться, мы и говорили.

- Аркадий, насколько вообще знания основ бизнеса востребованы среди школьников и их родителей?

- Далеко не все родители хотят или готовы к тому, чтобы их дети этому учились. Но среди определённой аудитории это находит живой отклик. Мы анализировали аудиторию. Меньшая доля родителей – предприниматели. Мы изначально думали, что будет наоборот, что именно бизнесмены с большим удовольствием приведут на курсы своих детей.

Оказалось, что как раз в таких знаниях для своих детей больше заинтересованы менеджеры, причём не обязательно высшего звена - офисные работники. Их объединяют другие устремления. Во-первых, чтобы ребёнок не потерялся в жизни, – это важно для этих семей. Оценки по ЕГЭ, конечно, нужны, важны, но к жизни это имеет довольно опосредованное значение.

Во-вторых, родители считают, что дети с определённого возраста должны не просить денег у родителей, а хотя бы учиться их зарабатывать. Ведь всегда странно выглядят юношеские реприманды «Я самостоятельный, дай денег, чтобы я доказал свою самостоятельность, буду жить отдельно».

- Каждый ли из детей, интересующийся бизнес-технологиями, готов в будущем открыть своё дело?

- Для нас опять же было неочевидно с самого начала, что эти дети, и их родители, выбрали для себя именно путь предпринимателя. Но они решили попробовать свои силы, посмотреть, что это такое.

В любом случае эти ребята могут в будущем оказаться в бизнесе, а для карьеры знать законы бизнеса важно. И это вообще подводит нас к мысли, что профориентация в современном мире – это вовсе не попытка проверить черты характера ребёнка на соответствие профессии и говорить «тебе надо быть лётчиком, а тебе – продавцом»… Это уже прошлый век, списки профессий меняются слишком быстро.

Профориентация - это ознакомление ребёнка с максимальным набором разных искусств и компетенций. И преподавание ему базовых универсальных жизненных знаний.

– Как вообще правильно учиться бизнесу?

– Мы учим всех вместе – и детей и взрослых, от 12 до примерно 45 лет. Дети учатся вместе с родителями, и часто дети сами понуждают пап и мам приходить на занятия, потому что начинают одолевать их вопросами.

И я думаю, что это важно. Потому что успешность обучения не в том, чтобы делать уроки и задания. А в коммуникации, общении, «всасывании» новых идей. Ведь бизнес отличается ещё от других наук и тем, что в нем нет правильных и заранее подготовленных ответов. Ответы можно получить только в жизни и в реальной работе.

Поэтому мы и пытаемся попробовать не просто дать основы, а потом провести тесты на усвоение знаний, а взять некую идею и довести её до выработки маркетинговой эффективности, до окончательного проекта и его сайта. Затем мы вывешиваем эти проекты на обсуждение, собираем лайки и комментарии.

- Какой реальный бизнес в итоге могут освоить подростки?

- Скажем, одна 14-летняя девочка с нашего первого потока занималась для себя хэнд-мейд, она делает браслеты, украшения. Возникла идея усовершенствовать проект и делать такие украшения – браслеты, ошейники – для собак и кошек.

Другие две девочки организуют детские праздники. Под девизом «Мы сами недавно были детьми, поэтому мы знаем, что нравится детям». И это все реально – уже есть каналы сбыта. Например, эти девочки договорились с компанией, которая организует свадьбы. Ведь часто бывает, что пока взрослые веселятся, детей нужно чем-то занять. И они реально могут зарабатывать.

Ещё одна 14-летняя девочка вместе с мамой сделала проект кукольного театра. Они пишут сценарий, приезжают к детям, там они все вместе шьют кукол, разучивают роли – а в конце показывают спектакль родителям. Причём оказалось, что эта штука отлично работает для стеснительных детей. Те, кто смущается выступать на сцене, участвовать в хороводах и прочих массовых выступлениях, в таком представлении оживает и с интересом включается. И даже название прижилось: «Детские праздники для стеснительных детей».

- В каком возрасте набираться таких знаний не рано и не поздно?

- Вообще 12 лет - это поворотный момент. В более раннем возрасте ребёнок обычно не готов системно мыслить. А с 12 лет уже можно учиться такой науке бизнеса. Ну а в 13-14 лет дети вполне готовы усваивать такие знания. Если подросток в этом возрасте не способен на это, то возникает вопрос, насколько развито у него логическое мышление, мотивация и так далее.

- Что значит понятие «бизнесмен» для ребёнка? Осознают ли дети, что за этим стоит реальное дело, или в голове - красивая картинка?

- Не бывает такого, что родитель решил, что его ребёнок должен учиться бизнесу, и отправил его на учёбу. Либо ребёнок высказывает согласие и желание на такое предложение, либо даже сам проявляет инициативу, хочет научиться. Это означает, что какая-то картинка в голове есть у всех. Причём красивых картинок, вроде того, что «я бизнесмен и буду кататься в Порше» – нет. То, что это тяжёлый труд, понимают даже не все взрослые. Но дети, по крайней мере, осознают, что это непросто, что это зарабатывание денег, а не кожаное кресло и дорогая машина.

- Что самое главное должен знать ребёнок, чтобы быть успешным в своей профессии?

- Я вообще пытаюсь меньше использовать слово «знать». Это странное слово, означающее, что надо просто выучить правила. Это как умные книжки «7 шагов к успеху», «22 золотых правила бизнеса» и так далее. Это не срабатывает.

Мы пытаемся учить понимать. Понимать правила, законы. Первое – это уметь считать деньги и понимать, можно ли на этом заработать или нет. Второе - иметь представление о маркетинге – как привлекать покупателя. У тебя может быть красивая идея, просчитанная на бумажке, но если ты не донесёшь её до аудитории, чтобы у тебя это покупали, у тебя ничего не получится. И третье: все нужно проверять на практике. А то, что ты пишешь на бумаге, - это гипотезы, которые нуждаются в проверке.

Высшее образование всем нам дало не набор конкретных знаний, а научило системно мыслить. Потом мы применяем свои навыки на практике. Скажем, я закончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. Но я не математик. Или посмотрите на физиков. Юрий Миллер, например, известный инвестор, миллиардер. Дерипаска. Абрамович. То есть это примеры того, когда мы применяем в жизни не сами знания, а умение мыслить.

- Наверное, бизнесменом может стать не каждый. Но что могут дать такие знания?

- Конечно, предпринимателем может стать не каждый. Для этого нужно иметь готовность принять много рисков. И нужна определённая доля упорства, ведь с первого раза ничего не получается.

Главное: «предприниматель» от слова «предпринимать». Ты можешь строить карьеру, предпринимая что-то новое. Это универсальное умение. Кому-то спокойнее - предпринимать в рамках компании. Кто-то хочет это делать в своём деле. В любом случае это предпринимательство.

Если человек не предприниматель, он будет в 9 утра уходить из дома, вечером приходить с работы и лежать на диване. Чтобы быть по натуре предпринимателем, нужно развить в себе определённые качества.

- Стоит ли готовить детей к каким-то конкретным профессиям, ориентироваться на будущее?

- Я считаю, что разговоры про востребованные профессии несостоятельны. В 90-е годы тоже делались прогнозы, какие профессии исчезнут через 10 лет. Но эти прогнозы не сбылись. Так что вся эта аналитика про профессии будущего – пустое.


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Телеграм актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~wTdiI
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *