Коммерческий рост. Рынок коммерческих автомобилей в России переживает бурный подъем

Коммерческий рост. Рынок коммерческих автомобилей в России переживает бурный подъем
11 Сентября 2017

Музыка, флаги, шарики, улыбающиеся лица — на крупнейшей российской выставке коммерческих автомобилей Comtrans такого приподнятого настроения не было уже несколько лет. Более двух сотен компаний из 13 стран мира, которые приняли участие в Comtrans-2017, буквально излучали позитив.

Ещё бы, такой бурной динамики роста продаж коммерческих автомобилей, пожалуй, не было даже в лучшие годы до кризиса. Так, согласно данным аналитической компании «Автостат», по итогам июля продажи новых грузовиков в России скакнули более чем на 40% (6,6 тыс. единиц), а по результатам первых семи месяцев года результат оказался ещё более впечатляющим: рост почти на 45% (26,5 тыс.).

Показатели эти настоящий праздник для рынка коммерческих автомобилей в России после очень тяжёлых времён. Напомним, он начал драматически падать в 2014 года. По сравнению с рекордным 2013-м продажи за последние четыре года сократились более чем вдвое (с более чем 100 тыс. грузовиков до 50 тыс. с небольшим, см. график). И хотя нынешний объем продаж все ещё недотягивает до рекордных показателей 2013 года, участники рынка надеются, что уже в ближайшие год-два продажи коммерческих автомобилей снова пойдут на рекорд.

«Можно назвать две основные причины нынешнего оживления рынка, — рассказал “Эксперту” на выставке Comtrans-2017 генеральный директор совместного предприятия “Даймлер КамАЗ Рус” Хайко Шульце. — Во-первых, это общее оживление и стабилизация российской экономики, которой требуются новые объёмы автомобильных коммерческих перевозок. И второе — это отложенный спрос потребителей, которые из-за кризиса откладывали решение об обновлении своих автопарков. Российские компании больше не могут терпеть и откладывать закупки новых автомобилей, эксплуатация старых машин приносит убытки». «В 2015 году многие компании отложили закупку автомобилей из-за значительного роста их стоимости и цен на комплектующие к ним. Но сейчас, после некой стабилизации рынка и постепенного роста тарифов на услуги, они смогли продолжить обновлять парки коммерческих автомобилей»

     — соглашается Дмитрий Иевлев, генеральный директор ООО «Авто-ПЭК».


Российские автомобили держат оборону

Что касается традиционного противостояния иностранных и российских производителей на рынке коммерческого транспорта, то здесь в последние месяцы наметился новый тренд. Если в кризисные годы российским маркам удавалось неумолимо наращивать свою долю рынка, то в последние месяцы иностранная техника активно отыгрывает позиции.

Например, по итогам июля лидер рынка КамАЗ недотянул до среднерыночных показателей реализации новых грузовиков, он вырос лишь на 18% (до 2000 штук). А продажи ГАЗа и вовсе упали, в июле их динамика была отрицательной (–5%, 672 штуки). Зато иностранные компании жмут на педаль газа: вышедшая на третью строчку по продажам грузовиков в России марка Volvo в июле увеличила их в два с половиной раза (до 530 единиц), Mercedes, Scania, Man выросли почти в два раза каждая (445, 438 и 415 шт. соответственно), идущая следом марка DAF показала прирост в 1,7 раз (344 штук). Во многом улучшающиеся позиции иностранцев связаны с укреплением рубля. Если после падения его курса цены на импортные машины казались заоблачными и люди приобретали российские марки, то сейчас стоимость иностранных автомобилей становится более приемлемой, и покупательский спрос смещается в их сторону.

На выставке Comtrans российские производители продемонстрировали, что намерены решительно отстаивать свою долю рынка и даже бороться за ее увеличение. Например, КамАЗ выставил на своем стенде новый грузовик с принципиально новой кабиной К5. Как заявляют разработчики, новая кабина отвечает мировому уровню, при ее создании была сделана ставка на эргономику, удобство и комфорт водителя. Кроме того, российское предприятие представило новые грузовые автомобили семейства КамАЗ-5490 Neo (например, его газодизельную модификацию КамАЗ-54901, КамАЗ-54909 с подключаемым передним гидроприводом колес, гибридный автомобиль КамАЗ-65208 с мусоровозной надстройкой). Важной премьерой для ведущего российского производителя грузовиков можно назвать и представленный новый камазовский двигатель нового типа — рядный Р6.

Активно развивает свою продуктовую линейку и ГАЗ. Главная новинка этой компании на выставке — новая линейка коммерческих автомобилей «ГАЗель Next» полной массой 4,6 тонны. По сравнению с действующей линейкой «ГАЗель Next» (полной массой 3,5 тонны) новая модель отличается повышенной грузоподъемностью (с 1,5 до 2,62 тонны), увеличенным объемом кузова и бортовой платформы, улучшенной эргономичностью, более высоким уровнем активной безопасности. Конструктивно «ГАЗель Next 4,6» получила новый задний мост, усовершенствованную тормозную систему (с дисковыми тормозными механизмами на всех колесах и с системами ABS и ESP) и другие доработки. По заявлению руководства ГАЗа, на платформе «ГАЗель Next 4,6» будет выпускаться полная линейка коммерческих автомобилей: бортовые автомобили с однорядной и двухрядной кабинами, шасси под специальные надстройки, грузовой фургон с объемом кузова 15,5 кубометра и фургон-комби, а также несколько моделей микроавтобусов. Продажи представленного на выставке бортового автомобиля «ГАЗель Next 4,6» начнутся в первом квартале следующего года.

Громкое заявление о своем наступлении на рынок легких коммерческих автомобилей сделал на выставке Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). Компания представила новый легкий коммерческий автомобиль УАЗ «Профи» грузоподъемностью 1,5 тонны, который уже начали называть «убийцей “ГАЗелей”». Сможет ли новый ульяновский продукт если не убить, то хотя бы ощутимо потеснить на рынке знаменитую газовскую модель — вопрос пока открытый. Однако УАЗ демонстрирует действительно серьезные намерения.

Начать с того, что УАЗ «Профи» имеет широкий спектр надстроек, которые позволят удовлетворить самые разные потребности клиентов в сфере перевозки грузов, доставки товаров, строительных работ и т. д. Например, промтоварный фургон УАЗ «Профи» с одинарной кабиной и типом привода 4×2 — это универсальный тип фургона, предназначенный для перевозки мебели, стройматериалов, бытовой химии, а также разнообразных напитков и продуктов питания. Многофункциональный фургон УАЗ «Профи» с полным приводом представляет собой фургон арочного типа, установленный на шасси с двухрядной кабиной. На его основе могут быть представлены различные специальные типы транспортных средств, например автомобиль первой помощи для МЧС, автомобиль для выездных бригад, обеспечивающий обслуживание электрических сетей и газопроводов. Есть в модельной линейке нового автомобиля даже авторефрижератор с типом привода 4×2, он представляет собой изотермический фургон с дополнительно установленным холодильным оборудованием, предназначенный для перевозки продуктов питания и прочих товаров. Все новые автомобили УАЗ оснащены новым поколением бензинового двигателя Заволжского моторного завода ZMZ-PRO (мощность до 160 л. с.), который агрегируется с коробкой передач корейского производства. УАЗ заявляет, что стоимость самых доступных модификаций «Профи» составит 649 тыс. рублей, что делает машины весьма привлекательным предложением на рынке.

Зарубежный натиск

Впрочем, не намерены уменьшать натиск на российский рынок и иностранные марки: все ведущие мировые производители коммерческих автомобилей в этом году представили на выставке примечательные новинки.

Например, компания MAN представила на выставке новый магистральный тягач MAN TGX, который имеет улучшенные характеристики в плане топливной эффективности, надежности и экономичности. Компания также продемонстрировала представителя новой серии грузовых автомобилей — автопоезд на шасси MAN TGS 28.360 6×2-2 BL-WW с кузовом Schmitz Cargobull, которую уже эксплуатирует крупнейший российский продовольственный ритейлер — сеть «Магнит». В частности, у созданной по новому техническому заданию клиента модификации полноценная спальная кабина заменена на укороченную, что позволило значительно увеличить длину кузова грузовика. Наконец, MAN устроила на выставке и мировую премьеру в виде нового автобуса MAN Lion's Coach.

Scania, в свою очередь, выставляет на своем стенде семь единиц техники, среди которых три седельных тягача нового поколения. Грузовики представлены в трех типах кабин: базовая G, кабина R повышенной комфортности и флагманская кабина S с ровным полом.

Помимо признанных мировых автопроизводителей российский рынок коммерческого транспорта активно осваивают и китайские компании. Например, FAW привезла два новых самосвала, которые получили ряд усовершенствований (в частности, новую кабину), а также обновленные двигатели, которые теперь соответствует экологическому стандарту «Евро-5». Как говорится в пресс-релизе FAW, за первые семь месяцев текущего года продажи FAW в России выросли на 50%, и в ближайшее время эта китайская марка рассчитывает на многократное увеличение реализации своих грузовиков в нашей стране.

Примечательно, что с ростом рынка многие иностранные компании продолжают развивать производство своей техники на территории России. Так, на пресс-конференции совместного предприятия «Даймлер КамАЗ» его руководство рассказало, что немецкая сторона в ближайшее время намерена довести объем инвестиций в России до 200 млн евро. Mercedes в этому году планирует произвести в России около 3000 грузовиков — больше, чем в рекордном 2013-м (тогда было выпущено 2600 машин). Совместное предприятие также строит в России завод по производству кабин, который начнет выпускать продукцию в 2018 году.

Улучшенные характеристики коммерческих автомобилей —дополнительный стимул для их покупки. «Производители коммерческого транспорта улучшают многие эксплуатационные характеристики автомобилей, например показатели экономичности и экологичности, что является еще одним стимулирующим фактором для обновления автопарков. Стандарты качества перевозок и требования к подвижному составу ужесточаются, следовательно, появляется необходимость в замене устаревшей техники», — говорит Марат Зайнетдинов, генеральный директор логистической компании Nawinia Rus.

Процесс электрификации

Наконец, на выставке была очень заметна еще одна тенденция в области развития коммерческих автомобилей, связанная с их «электрификацией». На Comtrans было как никогда много машин, работающих исключительно на электричестве. В частности, Mitsubishi Fuso (входит в корпорацию Daimler) объявила, что начинает официальные продажи в России нового грузовика Canter eCell, который передвигается с помощью электромотора. Грузоподъемность этой машины составляет три тонны, пробег от одной зарядки — 100 километров. Производитель утверждает, что стоимость эксплуатации такой машины на 64% ниже, чем у обычной машины с двигателем внутреннего сгорания. 

Потребители благосклонно оценивают идею использования электротранспорта в коммерческой сфере. «Пока более перспективным видится использование газомоторного топлива, чем электродвигателей. Но при увеличении запаса хода, снижении массы аккумуляторной батареи и развитии сети зарядных станций в черте города вполне возможно переключиться на электромобили в перспективе двух-трех лет», — говорит Александр Павлов, директор по операциям компании FM Logistic.

Примечательно, что от глобальной тенденции электрификации коммерческого транспорта пытаются не отставать и российские производители. КамАЗ представил на выставке новую модель электробуса КамАЗ-6282. Как заявляют разработчики, в ней используются литий-титанатные (LTO) аккумуляторные батареи со сроком службы десять лет. Для их зарядки требуется всего четыре часа, одной зарядки хватает на 100 километров пробега при скорости 75 км/ч. При этом есть возможность быстрой зарядки: батареи могут наполняться энергией на 80% всего за шесть минут от троллейбусной сети 380 вольт.

А ГАЗ представил модель электрического микроавтобуса «ГАЗель Next». Этот электромобиль оснащён электродвигателем максимальной мощностью 98 кВт, который разгоняет автобус до 90 км/ч и обеспечивает запас хода 120 км. Минимальное время зарядки — менее трёх часов; как рассказали на стенде ГАЗа корреспонденту «Эксперта», новый автобус имеет универсальную электрическую платформу, на основе которой в ближайшем будущем могут создаваться бортовые грузовики и фургоны, передвигающиеся без традиционного топлива.

Алексей Грамматчиков


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Телеграм актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Источник:  http://expert.ru
Короткая ссылка на новость: /~PWc1z
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: