Новое путешествие в волшебный мир музыки барокко

Новое путешествие в волшебный мир музыки барокко
31 Мая 2017

Уже второй раз за этот концертный сезон в Донецк приехали потрясающие музыканты, исполняющие музыку в стиле барокко – скрипач Андрей Решетин и клавесинистка Ирина Шнеерова, давшие концерт на сцене Донецкой филармонии. Несмотря на то, что в музыкальной сокровищнице эпохи барокко, длившейся более полутора веков, огромное количество произведений, любимых меломанами, наши гости из Петербурга постарались для ценителей классического искусства из Донбасса и порадовали их уникальной концертной программой, составленной из творений как знаменитых, так и мало известных композиторов той эпохи.

Андрей Решетин и Ирина Шнеерова не просто музыканты высочайшего уровня, но и исследователи, глубоко изучающие период барокко и творчество композиторов, радовавших посетителей аристократических салонов тех далеких лет.

Скрипач-виртуоз  Андрей Решетин – руководитель коллектива, который называется «Солисты Екатерины Великой». Он же – организатор фестиваля, регулярно проходящего с 1998 года, цель которого – синтезировать российское музыкальное пространство с музыкой Европы и востока. Кроме того, скрипач основал фонд возрождения старинной русской музыки. Несколько лет он работал в рок-группе «Аквариум». Но неимоверная любовь к классике взяла верх. Сейчас Андрей Решетин может часами говорить о музыке и тайнах русской истории – невероятно интересной, полной тайн и загадок.  Ирина Шнеерова – тоже участница «Солистов Екатерины Великой» – одна из основателей ансамбля «Мьюзик Петрополитана», лауреат многих международных конкурсов. Клавесин изучала в Амстердаме у Густава Элтхайда, одного из самых выдающихся музыкантов в этом жанре. Была единственной русской студенткой профессора. Садясь за инструмент, она полностью погружается в волшебный мир звуков, будто растворяясь в музыке эпохи барокко. Даже внешне она чем-то напоминает аристократичную даму тех лет.

Барокко называют музыкой галантного века. А с итальянского это слово переводится, как странный, причудливый. В сравнении с эпохой Возрождения, стиль барокко принес в архитектуру, живопись и музыку элементы роскоши. По словам ведущей концерта, в вокальной музыке – это сложные пассажи, колоратуры, а в инструментальной музыке – возможность импровизировать.  Даже слово фантазия в период барокко стало относиться к музыкальному жанру.

У большинства зрителей, пришедших на концерт в Донецкую филармонию, музыка барокко ассоциируется с нетленными произведениями Баха и Генделя. Конечно же, программа вечера не обошлась без их музыки. Но были и абсолютно новые имена и новые произведения, открытые нашими гостями из культурной столицы России. Одно из них – Доменико Дололио, итальянский композитор 18-го века, чью музыку Ирина Шнеерова и Андрей Решетин исполнили первыми из наших современников. На концерте прозвучало анданте для скрипки и баса катиноо (особая партитура для клавесина, где прописаны только басы, а остальная музыка обозначена цифрами, символизирующими аккорды, что дает исполнителю возможность импровизировать). Этот композитор был известен при дворах двух русских императриц – Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, любивших музыку и делавших всё для развития искусства в России.

Еще одним абсолютно новым именем в музыке стал для зрителей  граф де Сен-Жермен – одна из самых таинственных и загадочных личностей 18-го века. Это о нем поется в знаменитой арии из оперы Чайковского «Пиковая дама». Путешественник, дипломат, алхимик, полиглот, говоривший на всех европейских языках, он утверждал, что ему 300 лет. Своей самоуверенностью он поверг в шок даже другого знаменитого авантюриста тех лет, Джакомо Казанову, заявившего, что граф – прирождённый обманщик. Но наши гости окрыли одну из загадок де Сен-Жермена. Оказывается, он ещё и музыку писал, причём, на достаточно хорошем уровне, достойном профессионала. Кроме сонаты до-минор для скрипки и клавесина, прозвучавшей на концерте в Донецке, граф написал оперу, партитура которой не дошла до нас, 6 сонат для скрипки и баса кантиноо, множество песен на французском, немецком и итальянском языках. После этого номера в зале долго звучали аплодисменты. Даже сквозь века в сердца людей проник исключительный вкус и безупречный стиль, с которыми загадочный композитор не расставался и на нотных листах.

Английский композитор 18-го века Генри Пёрселл удивительным образом соединил национальный английский фольклор с традициями, бытовавшими в академической музыке того века. Его любили и уважали на родине. За свою короткую жизнь он сочинил очень много музыки. Это и инструментальные произведения, и духовная музыка для органа, и оперы. Смерть Пёрселла стала трагедией для всей Англии и его хоронили под его же музыку. В концертной программе, представленной на Донецкой сцене гостями из Петербурга, прозвучало несколько произведений Генри Пёрселла для клавесина и для скрипки и клавесина.

Музыку немецкого композитора эпохи барокко Фердинанда Тица тоже открыли наши гости. Он приехал в Россию во времена царствования Екатерины Великой и сумел покорить своим творчеством императрицу. Стал автором многих камерных концертов и организовал первый русский струнный квартет. В программе концерта прозвучала его соната для клавесина и скрипки фа минор.

Многие из произведений сопровождались бесценными комментариями Андрея Решетина. О композиторах и их творениях он рассказывал профессионально и доступно одновременно, не перегружая свою речь специфическими музыкальными терминами и перемежая подробности создания произведений с интереснейшими историческими фактами. Зал замирал, слушая маэстро, и тогда, когда он играл, и тогда, когда он говорил. Скромный, уравновешенный, интеллигентный, в руках со скрипкой Андрей Решетин превращался в ураган эмоций и зал почти физически ощущал исходившую от него мощную энергетику.

В конце гостей из Петербурга приветствовал директор Донецкой  филармонии Александр Парецкий. По сложившейся доброй традиции, они получили от гостеприимного хозяина цветы и сувениры, которые обязательно будут напоминать музыкантам о Донецке, о той теплоте, с которой их встретили зрители. А нам, меломанам, влюбленным в барокко, остается надеяться, что путешествие в огромный мир этого привлекательного музыкального стиля продолжится и состоятся новые встречи, как со старыми знакомыми, так и с исполнителями, ранее не бывавшими в Донбассе.



Ольга Стретта


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Вконтакте актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~4PtgT
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *