Посетитель любого возраста должен видеть, ощущать, что ему рады в музее

Посетитель любого возраста должен видеть, ощущать, что ему рады в музее
14 Сентября 2017

Так сложилось, что должность директора Донецкого республиканского художественного музея Надежда Анищенко заняла в самый сложный момент для города и для республики. Шла гражданская война, город подвергался жесточайшим обстрелам и казалось, что в такой ситуации даже речи об искусстве быть не может. Ну кто придет наслаждаться живописью, если вокруг смерть, разрушения и никакой уверенности в завтрашнем дне? Оказалось, что придут. И очень многие. Но для этого нужно умело руководить таким учреждением культуры, как  художественный музей. Молодой, улыбчивой, бесконечно доброжелательной, всегда открытой для общения Надежде Сергеевне удалось повысить популярность музея и вывести его на новый виток развития. О том, как это получилось, Надежда Анищенко рассказала в интервью «Деловому Донбассу».

— Расскажите, как музей и коллектив выживал во время активных боевых действий, когда снаряды прилетали в район бульвара Пушкина? Что вдохновляло оставаться в городе?

— Самое главное, что ничего из ценностей в запасниках музея не пострадало во время войны.Донецкий республиканский художественный музей, как и все жители нашей республики, стойко переносит все тяготы военного времени. В нашем музее  коллекция играет очень важную роль. Это наша главная ценность, и мы несем ответственность за ее хранение и исследование, передачу будущим поколениям, популяризацию, доступность. В 2014 году, с началом активных боевых действий было принято решение демонтировать постоянную экспозицию музея - живописные полотна, графику, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства. Все музейные экспонаты надёжно хранятся в фондохранилище.  С 2016 года мы постепенно восстанавливаем Республику и у посетителей музея появилась возможность увидеть жемчужины музейной коллекции, шедевры русского и мирового искусства.

Хочу заметить, что возвращение работ из запасников в залы музея стало для дончан не просто  долгожданным подарком, а своеобразным символом восстановления и возрождения мирной жизни в нашем крае.

— Для вас должность директора донецкого художественного музея стала неожиданным поворотом в жизни, или это было закономерное развитие выбранного вами пути?

— Совершенно неожиданным и действительно поворотом, крутым поворотом... Но сегодня я уже не мыслю себя без любимого музея, без ставшего любимым дела. Каждую секунду каждого дня все мои (а иногда и моей семьи) мысли, идеи, планы, заботы, надежды связаны с Донецким республиканским художественным музеем. 

— С какими проблемами вы столкнулись, когда стали директором музея?

— К сожалению, ответы на этот вопрос займут большой объем. Но если выделить главные проблемы, то это – острый дефицит выставочных и экспозиционных площадей, дефицит пространства для активных детских локаций, состояние и размеры фондохранилища. 

— Расскажите  подробнее о таком направлении деятельности вашего музея, как сотрудничество с музеями Российской федерации.

— Одним из интересных и плодотворных направлений деятельности музея, которое сейчас активно развивается, стал культурный обмен, взаимодействие  Донецкого республиканского художественного музея с учреждениями культуры Российской Федерации.

В январе в нашем музее с успехом прошёл цикл лекций Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов Российской Федерации» (г. Москва):«Русское искусство конца XIX - начала XX века. Мастера и стили». Лектор Грибоносова-Гребнева Елена Владимировна (г. Москва), искусствовед, генеральный директор Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов». Состоялась лекция«Влияние Востока на европейский костюм», которую прочитала Сидоренко Елена Анатольевна (г. Москва), искусствовед, член Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов».

В марте жители нашего города смогли послушать лекции Ольги Калугиной – доктора искусствоведения, члена правления «Ассоциации искусствоведов» на темы «Скульптор Анна Голубкина» и «Памятники в реальном и историческом пространстве. Установка, снос, перемещение».

Это была отличная возможность для дончан услышать московских искусствоведов, задать вопросы, получить консультацию по интересующему вопросу.

Осенью прошлого года в музее прошли выставки «Антифашистская графика», «Курская дуга» Центрального музея Великой Отечественной войны (г. Москва). Ко Дню Победы в музее открылась выставка "Дети и война". Для экспонирования в наш музей на безвозмездной основе переданы материалы шести выставок из московского музея, которые мы  последовательно открываем и экспонируем в музее, а также передаём для показа в учреждениях образования и учреждениях культуры Донецкой Народной Республики.

Весной в музееоткрылись сразу две выставки российских художников. Это выставка живописи и графики Александра Новоселова(Санкт-Петербург) и выставка живописи Максима Фаюстова (Москва). Работы Александра Новоселова представлены лирическими пейзажами, жанровой  живописью. Особое место в творчестве петербуржца занимают полотна на тему Великой Отечественной войны и Донецкой Народной Республики.Главная тема работ Максима Фаюстова – сила и доблесть русских воинов.

Приятно сказать, что выставка творчества юных жителей Донецкой Народной Республики «Мама» сегодня проходит в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена.

Радостным и долгожданным событием для музея стало вступление восьми научных сотрудников Донецкого республиканского художественного музея в Общероссийскую общественную организацию "Ассоциация искусствоведов".

В феврале 2017 года сотрудник нашего музея принял участие в курсах повышения квалификации в Российском этнографическом музее (Санкт- Петербург) «Опыт учётно-хранительской работы РЭМ. Методика научного описания музейного предмета», а в марте два молодых сотрудника музея прошли стажировку в «Школе молодого музейщика» в Государственном  Русском  музее  (Санкт-Петербург).

— Сейчас в деятельности музея появилось такое направление, как регулярное проведение мастер-классов по живописи и разным видам декоративно-прикладного искусства. Кому принадлежит идея таких мероприятий?

— У нас много направлений работы, разных программ для разных аудиторий. И, задумывая что-то новое, мы каждый раз размышляем, для кого мы это делаем, кто наш посетитель или слушатель. Мы постоянно говорим о том, что музей должен стать комфортной средой для своих посетителей.

В деятельности музея появилось регулярное проведение арт-мастерских  по живописи и разным видам декоративно-прикладного искусства. Это направление работы сегодня очень популярно и востребовано в нашем музее. Приятно, что к нам приходят не только учащиеся школ с преподавателем, но и родители с детьми, бабушки с внуками. Участие в арт-мастерских способствует развитию сенсорных, эстетических и творческих способностей детей, освоению выразительности образов и "языка" искусства, позволяет реализовывать собственные творческие замыслы. И, что очень важно, гармонизирует эмоциональное состояние ребенка и взрослого.

Следует сказать, что сегодня в нашем "музейном меню" много интересных и нестандартных для музея предложений: музейные квесты, интересные игры, пленэры в экспозиции, детские проекты, на которых рисуют музыку, создают авторскую палитру запахов, перевоплощаются в героев музейных работ и многое другое. Успешные проекты – "Выходные в музее", "Кинопоказы в музее" (с учебными фильмами Русского музея), "Об искусстве по субботам" (для дошкольников и их родителей), Художественная студия народного художника Юрия Валентиновича Зорко.

— В запасниках нашего музея хранится много уникальных экспонатов. Расскажите о самых необычных из них.

— Сложно выделить в собрании музея "любимые и важные" из ... четырнадцати тысяч произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Гордостью собрания русского и украинского искусства ХVI-XX века является коллекция иконописи, портретная живопись ХVIII века, произведения таких классиков искусства как О. Кипренский, И. Шишкин, И. Айвазовский, В. Серов, В. Суриков, З. Серебрякова, К. Коровин, Р. Фальк, П. Глущенко, Т. Яблонская, С. Сорин. Высокий уровень имеет коллекция западноевропейского искусства ХVII -XIX веков, которая состоит из произведений художников Италии, Голландии, Франции, Германии, Испании, Польши. Коллекция западноевропейского искусства насчитывает около тысячи произведений живописи, скульптуры, графики. Работы художников Италии, Голландии, Германии, Франции, Австрии, Польши и других национальных школ показывают уровень и характер коллекции, дают  яркое представление о некоторые периодах и направлениях развития европейского искусства XVII-XX веков. В собрании музея имеются картины известных мастеров, произведения которых не встречаются в других музеях, например, Ш.А. Дюфренуа, П. Норта, Я. Амигони, И. Глаубера.

В собрании античного прикладного искусства Греции и Рима  представлена оригинальная керамика: вазы, посуда разнообразной формы и назначения, светильники, маленькая терракотовая пластика, изделия из стекла и бронзы. Коллекции античных произведений частично были переданы в музей в 1968, 1970, 1982 годах из Государственного Эрмитажа. В римском разделе коллекции  представлены предметы из стекла, бронзы, краснолаковой керамики. Среди них: стеклянные кувшины, стакан, пиала, чаши-пиалы, которые использовались для жертвоприношений, флаконы для ароматических масел - бальзамарии.Хочу подчеркнуть, что выставки из фондовых коллекций музея позволяют обратить внимание на те или иные музейные экспонаты и коллекции, порой открывая, в прямом и переносном смыслах,   их для посетителей.

Много ли сейчас посетителей на выставках в музее?

— Не буду скромничать. В последнее время в нашем музее многолюдно, а иногда и шумно! В два раза увеличилось количество посетителей. В 2016 году в первом квартале у нас было 13543 посетителей, в 2017 - уже 21520. Если же сравним посещаемость с 2014 -2015  годами, то цифра выросла в четыре раза. А вот по количеству экскурсий мы опередили даже 2012 и 2013 года.  Судите сами: в 2012-м – 333 экскурсии, 2013-й – 420 экскурсий, 2014-й – 86 экскурсий, 2015-й – 337 экскурсий, а в 2016-м уже 771 экскурсия.

Мы много делаем для того, чтобы быть интересным и востребованным музеем. Приятно, что наши усилия не проходят даром.

— Как, по вашему мнению, нужно популяризировать живопись среди молодёжи?

— Бытует мнение, что сегодня юное поколение не интересуется высоким искусством, что оно глухо к подлинному, прекрасному, вечному. Это неправда! Нужно хотеть и уметь создавать такие форматы музейных событий, которые будут интересны, которые смогут  увлекать и впечатлять.

Не разговаривать свысока о высоком! И, конечно, посетитель любого возраста должен видеть, ощущать, что ему рады (очень рады!)  в музее.

— Каковы ваши ближайшие планы по проведению мероприятий в музее?

— Конечно, в планах музея выставки из фондовых коллекций и привлечённые выставки,  в том числе из Российской Федерации, которые порадуют и удивят наших посетителей. А ещё – новые предложения для школьных каникул, экскурсионные модули с арт-терапевтическими компонентами, новые концерты проекта " Музей и Музыка".

В наших амбициозных планах – доказать, что музей – это модное,  «тусовочное» место, где можно замечательно  и с пользой провести время.

Ольга Стретта


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Вконтакте актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~ABDbD
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *