Концерт и премьера документального фильма к юбилею Александра Ханжонкова

Концерт и премьера документального фильма к юбилею Александра Ханжонкова
8 Августа 2017

8 августа весь мир кино будет отмечать юбилей человека, навсегда вписавшего свое имя в историю «важнейшего из искусств», нашего великого земляка Александра Ханжонкова. Ровно 140 лет назад в поселке Верхне-Ханженковский, в семье сотника Войска Донского, помещика Алексея Петровича Ханжонкова, родился сын Александр, которому было суждено стать впоследствии сценаристом, режиссером, организатором кинопромышленности и  одним из пионеров русского кинематографа. Но родители даже не предполагали, что их сына ожидает такая интересная судьба и, как водилось в семьях с казачьими корнями, видели Сашу военным.

В 1896 году 19-летний Александр Ханжонков окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище и поступил на службу в привилегированный первый Донской полк. Тогда это воинское подразделение было расквартировано в Москве и юный подхорунжий смог окунуться во все прелести столичной жизни. В эти годы и появилось увлечение зарождавшимся искусством кино.

За 9 лет военной службы Александр Ханжонков заработал чин подъесаула. Возможно, он сделал бы блестящую военную карьеру, но помешали проблемы со здоровьем, из-за которых Александр Алексеевич был вынужден уволиться в запас. Как было положено, он получил выходное пособие – 5 тысяч рублей. По тем временам это была более чем солидная сумма. Ханжонков потратил её достаточно своеобразно, вложив в московскую компанию «Гомон и Сиверсен». Сначала наш земляк был там лишь пайщиком, но вскоре компания влилась  в его  собственное предприятие.

На базе «Гомон и Сиверсен» Ханжонков начал выпускать киноленты. Уже весной 1906 года Александр Алексеевич  создал на паях Торговый дом «Э. Ош и А. Ханжонков». Деятельность этого предприятия была широкой и предусматривала не только организацию съемок российских фильмов, но и прокат зарубежных картин на территории Российской империи. В конце 1906 года Ханжонков учредил фирму «Ханжонков и Ко» вместе с еще тремя вкладчиками из числа московских купцов. Компания развернула широкую торговлю кинематографическими лентами, волшебными фонарями, а также машинами и приборами для съемок фильмов.

В 1907 году, после занятий только кинодокументалистикой, Александр Алексеевич решился на то, чтобы начать съемки собственной постановочной картины. Первый опыт оказался неудачным, и эта лента так и осталась незаконченной. А вот повторная проба себя в качестве режиссера и сценариста принесла автору успех. Фильм «Драма в таборе подмосковных цыган» был оценен и зрителями и критиками. Это подарило Ханжонкову дополнительное вдохновение и его предприятие стало выпускать по нескольку фильмов в год, в числе которых были и художественные и документальные ленты. Самыми известными из них стали «Ванька-ключник», «Песнь про купца Калашникова», «Русская свадьба 19-го столетия». Чаще всего сюжетной основой работ нашего земляка становилась русская классика, народные сказки и даже мелодраматические коллизии русских романсов. Но были и мощные постановочные ленты на историческую тематику, как «Оборона Севастополя», вышедшая на экраны в 1911 году. Роли в фильмах исполняли актеры театральной труппы Введенского народного дома Пётр Чардынин, Александра Гончарова, Андрей Громов, Иван Мозжухин. В качестве режиссера приглашали молодого специалиста Василия Гончарова.

После успеха фильмов, производимых в своём ателье, Александр Ханжонков решил не останавливаться на достигнутом и создал на базе предприятия научный отдел, снимавший образовательные киноленты. В число освещаемых в них тем вошли такие направления как медицина, ботаника, зоология, география, этнография, сельское хозяйство. Среди фильмов были и агитационные, пропагандировавшие здоровый образ жизни. Например, в ленте «Пьянство и его последствия» были не только документальные кадры, наглядно демонстрировавшие, какие врожденные уродства могут быть у детей алкоголиков, но и игровые сцены с впечатляющими, по тем временам, спецэффектами. В одной из таких сцен актёр Иван Мозжухин изображал алкоголика в состоянии белой горячки, видевшего, как из бутылки вылезает чёртик.

Октябрьскую революцию Ханжонков встретил в Крыму, где его компания выпускала фильмы до ноября 1920 года. После разгрома армии Врангеля, Александр Алексеевич уехал в Константинополь. Впоследствии, он жил в Милане и Вене. В 1922 году на вилле, арендованной в Бадене, пытался снимать звуковые фильмы. Реализовать планы помешали финансовые проблемы.


В 1923 году на связь с нашим земляком вышли представители акционерного общества «Русфильм» и предложили ему вернуться в СССР. Нарисованные ими радужные перспективы свободы творчества заставили мэтра принять приглашение. Реальность оказалась не столь прекрасной. Сначала, после скорого закрытия «Русфильма», он работал консультантом в «Госкино», а затем заведующим производством  в «Пролеткино». В 1926 году обнаружились финансовые злоупотребления в этой организации. Вместе с виновными в растратах был арестован и Ханжонков. Но доказательств его причастности к преступлению найдено не было и вскоре он был отпущен на свободу. Большой радости это не принесло, ведь вместе со свободой он получил запрет на работу в области кинематографа и был лишен всех политических прав. Пребывание в заключении, нервное напряжение, невозможность заниматься любимым делом привели к тому, что здоровье Александра Алексеевича резко ухудшилось, и он вынужденно переехал из Москвы в крымскую Ялту.

Реабилитировали мэтра лишь в 1937 году, после его письма министру кинематографии СССР Борису Шумяцкому. Ханжонков получил персональную правительственную пенсию, что дало возможность ему и его супруге избежать страшной смерти от постоянного недоедания.

Последние годы жизни Александр Алексеевич, будучи прикованным к инвалидной коляске,  занимался написанием мемуаров. Во время немецкой оккупации он не покидал Крым. Скончался легендарный режиссер, продюсер, сценарист 26 сентября 1945 года и был похоронен в Ялте на Поликуровском кладбище. Памятники легенде российского кино можно найти в Макеевке, Ялте и в Ростове-на Дону.

В Макеевке, на родине мэтра, уже много лет регулярно проходят «Дни Ханжонкова». До начал войны в Донбассе на празднование дня рождения Александра Алексеевича приезжали звезды российского кино первой величины. В этом году в рамках юбилейных торжеств прошло мероприятие в Донецке, привлекшее внимание любителей истории кино и ценителей музыки. 6 августа во внутреннем дворе республиканской библиотеки им. Крупской состоялось выступление Концертного оркестра духовых инструментов Донецкой филармонии с тематической программой «Музыка кино». Зрителям, заполнившим дворик до отказа, продемонстрировали и документальные фильмы о нашем знаменитом земляке -  «Киномагнат из Нижней Крынки» режиссера Романа Рудина.  Это была премьера. А вот художественный фильм «Жизнь за жизнь», снятый кинокомпанией «Ханжонков и Ко» более века назад, стал экскурсом в те благодатные времена, когда кино было наивным, добрым и даже бушевавшие на экране страсти не вызывали в душах зрителей ответной агрессии, как многие боевики или фильмы ужасов.


Концертный оркестр духовых инструментов Донецкой филармонии был, как всегда, на высоте. Мызыканты дарили своё искусство с полной отдачей. Казалось, что играть на пределе возможностей им не мешает даже летний зной. Впрочем, невероятная жара не помешала прийти на праздник и зрителям, среди которых были пожилые люди и мамы с маленькими детьми.

Следующее выступление оркестра под управлением дирижера Михаила Мартыненко пройдёт 13 августа. Площадкой для концерта станет площадь Ленина. Полюбившиеся концерты у фонтана возобновляются.

Ольга Стретта


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Facebook актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~eO5uT
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *