«Донбасс Опере» - 85 лет. Театр, переживший две войны, празднует юбилей

«Донбасс Опере» - 85 лет. Театр, переживший две войны, празднует юбилей
17 Октября 2017

В минувшее воскресенье «Донбасс Опера» отметила свой 85-летний юбилей. Подарки на этом празднике получили и виновники торжества, и гости, и зрители, посетившие большой гала-концерт.

История театра уходит корнями в 1932 год, когда на базе Луганского театра оперы  и балета, а также Передвижной оперы Правобережной Украины в Виннице был создан Донецкий театр оперы и балета. Этот факт подтверждается документами Наркомпроса Украины, где предлагается с 15 марта 1932 года передать Передвижную оперу в распоряжение Донецкого театрального треста. Распоряжение было выполнено. Художественным руководителем и режиссером коллектива стал заслуженный артист Николай Боголюбов. За дирижерский пульт встал Александр Ерофеев.   1 сентября 1932 года в Луганске театр открыл свой первый сезон оперой Бородина «Князь Игорь».  Творческая жизнь в театре кипела и уже к 1935 году в его репертуаре были такие масштабные спектакли как «Аида» Верди, «Кармен» Бизе, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Севильский цирюльник» Россини. Балетная труппа радовала зрителей «Раймондой» и многими другими зрелищными постановками.

В 1936 году, когда началась генеральная реконструкция Донецка, именовавшегося тогда Сталино, стартовало и строительство нового театра по проекту известного архитектора Л. И. Котовского. Параллельно началось и формирование труппы. К 1940 году  определилась творческая группа, принесшая славу  театру. Среди ведущих мастеров были дирижеры Е. Шехтман и А. Ковальский, режиссер А. Здиховский, исполнители Юрий Сабинин, Надежда Лотоцкая, Александр Мартыненко, Павел Никитенко, Тамара Собецкая, Тамара Подольская.

Свой первый спектакль в Донецке, в новом здании, Донецкий русский музыкальный театр дал 12 апреля 1941 года. Опера Глинки «Иван Сусанин» собрала аншлаг и была встречена с восторгом. Зрители высоко оценили труд Заслуженного артиста РСФСР Иосифа Лапицкого, занимавшего должность директора и художественного руководителя театра. Мэтр, будучи не просто выдающимся оперным режиссером, но и последователем системы Станиславского сумел поднять труппу на высочайший уровень. С полной отдачей служили искусству и артисты, приехавшие в Донецк из Москвы, Киева, Ленинграда, Луганска, Винницы. К ним присоединились и солисты Сталинской областной филармонии. Весна 1941-го ознаменовалась чередой премьер: опера Гуно «Фауст» - 4 мая, опера Леонкавалло «Паяцы» - 22 мая, опера Россини «Севильский цирюльник» - июнь.

С началом Великой Отечественной войны часть труппы была эвакуировала в Киргизию, где проводила концерты в госпиталях. Не раз донецкие артисты выступали перед работниками промышленных предприятий и жителями сёл. В это же время шла работа над новыми спектаклями. Артисты, не успевшие эвакуироваться, продолжали работать в оккупации.

Лишь в январе 1944 года коллектив воссоединился. Эвакуированные артисты вернулись в родной город. Сезон 1944-45 года они открыли оперой «Князь Игорь». Примечательно, что знаменитые «Половецкие пляски» в этом спектакле поставил балетмейстер Большого театра, заслуженный артист РСФСР  Касьян Голейзовский.

В 1947 году театр переименовали в Сталинский государственный русский театр оперы и балета. А в 1977 Донецкий театр оперы и балета получил звание академического.

За период 60-х и 70-х годов 20-го столетия Донецкий театр оперы и балета подарил миру искусства целую плеяду выдающихся оперных певцов и танцовщиков балета. Старшее поколение зрителей помнит потрясающие голоса народных артистов Украины Валентина Землянского, Николая Момота, Раисы Колесник, Тамары Лагуновой, Геннадия Каликина. Потрясали пластикой, выразительностью и филигранной техникой артисты балета Елена Зельдина, Александр Бойцов, Ирина Матияш. Трудно назвать имена всех тех, чье упоминание на афишах сразу же вызывало очереди у касс. Был и период, когда на сцене Донецкого театра блистал сам золотой тенор, Анатолий  Соловьяненко.

Лихие 90-е театр переживал трудно. Затянувшийся ремонт, отъезд ведущих солистов на работу в ближнее и дальнее зарубежье создавали большие сложности для творческой деятельности. Но были и светлые моменты, как создание Школы хореографического мастерства Вадима Писарева в 1992 году, проведение первого международного фестиваля «Звезды мирового балета». Когда завершился ремонт, труппа театра формировалась почти заново. Основой были корифеи, собиравшие вокруг талантливую молодежь. Восстанавливался репертуар, выдавались премьеры. Снова были полные залы. В 1999 году произошло событие, придавшее коллективу гордости и, одновременно, обострившее чувство ответственности – театру присвоили имя Анатолия Борисовича Соловьяненко.

В 2000-е театр буквально расцвёл. Новое поколение артистов доросло до звание прим оперы и балета. Уровень спектаклей становился всё лучше и лучше и производил впечатление даже на искушенных зрителей, у которых было с чем сравнивать. В 2012-м театр вышел на новый, международный уровень, реализовав грандиозный проект по постановке оперы Вагнера «Летучий голландец». Всё шло замечательно, пока дорогу творчеству не попыталась перекрыть политика: евромайдан, обернувшийся катастрофой для страны и гражданской войной в Донбассе. Казалось, что в роковом 2014-м, когда Донецк поливали огнем артиллерии бывшие сограждане, театральный сезон просто не может открыться. Но нет! Не таков донбасский характер! Несмотря на отсутствие финансирования, невыплаченные зарплаты, уехавших подальше от войны сотрудников, артисты вышли на сцену и под грохот канонады порадовали зрителей бесплатным показом оперетты «Летучая мышь». Потом были вечера балета, детские сказки, оперы, декорации которых не пострадали при пожаре на складе в результате обстрела. Репертуар снова восстанавливали. Уже к следующему сезону труппу начали пополнять новые солисты и артисты балета. Несмотря на военные действия,  коллективу выплачивались зарплаты. Театр начал жить полноценной и наполненной творческой жизнью. «Донбасс Оперу» поддержали коллеги. В 2014-м всемирно  известная оперная прима Анна Нетребко перевела на счет «Донбасс Оперы» миллион рублей. А баритон из Петербурга Владимир Вьюров регулярно, на благотворительной основе, пел на донецкой сцене в таких спектаклях, как «Риголетто» (Риголетто). «Травиата» (Жорж Жермон), «Царская невеста» (боярин Григорий Грязной).

В начавшемся раньше привычного времени 85-м юбилейном сезоне театр порадовал любителей классического танца грандиозной премьерой балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» и фестивалем «Звезды мирового балета», длившемся 4 дня и познакомившим донецкую публику с гостями из дальнего зарубежья.

К юбилею «Донбасс Опера» пришла с весомыми достижениями, которые были оценены в Донецкой Народной Республике.  Более сорока человек, сотрудников коллектива, получили награды. Заслуги пятерых работников оценили благодарностями от председателя Народного совета ДНР. 15 человек  наградили грамотами и благодарностями  от Министерства культуры ДНР. Свои благодарности вручило сотрудникам и руководство театра. Четверых сотрудников наградили грамотами от Главы ДНР.  

Ведущий танцовщик балета Роман Белгородский получил звание заслуженного артиста республики. Еще одной заслуженной артисткой ДНР стала прима оперной сцены, обладательница красивого меццо-сопрано Анна Максудова. Артистка оркестра Елена Коваленко получила звание заслуженного работника культуры. Почетные знаки и документы, подтверждающие звания, юбилярам вручил исполняющий обязанности министра культуры ДНР Михаил Желтяков

Театральная жизнь не терпит предательства. Если артист перестает служить честно профессии, искусству, то его, несомненно, ждет уход со сцены и забвение. И это – не о вас, потому что присутствующие здесь не бросили свой театр и своих зрителей даже в это сложное военное время. Вы пришли в театр, чтобы служить людям, дарить им добро, и большое спасибо вам за это! - обратился Михаил Желтяков к обладателям званий и всему коллективу «Донбасс Оперы».

Поздравила «Донбасс Оперу» с юбилеем и заместитель председателя Народного Совета ДНР Ольга Макеева, известная как тонкий ценитель искусства:

От всей души поздравляю вас с 85-й годовщиной со дня основания театра. С днем рождения. Что для нас значит «Донбасс Опера»?  Это – один из культурных символов Донбасса, его жемчужина. Каждый театральный сезон оставляет целое море впечатлений и эмоций, без которых невозможна наша жизнь. Классические постановки в исполнении артистов театра оперы и балета учат нас сопереживать, верить, любить и ценить жизнь.

Торжества завершились большим гала-концертом. А творческая жизнь театра продолжается и впереди новые встречи, новые спектакли, новые впечатления.

Ольга Стретта


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Вконтакте актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~ly2RZ
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *