«Опаленные войной» - выставка открылась в Донецком художественном музее

«Опаленные войной» - выставка открылась в Донецком художественном музее
12 Сентября 2017

Выставка графических работ донецких художников-фронтовиков, открывшаяся в Донецком республиканском художественном музее 8 сентября, в День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков, привлекла большое внимание жителей Донецка. На открытие пришли люди разных возрастов. Ведь тема вернисажа актуальна для каждой семьи, живущей в Донбассе. Так или иначе та страшная война опалила каждого. Тот, кто был в годы Великой Отечественной ребенком, пережил все ужасы фашисткой оккупации. Многие потеряли своих близких, отдавших жизни за победу на фронте. Те, кто родился после Великой Победы, знали о войне с фашизмом по рассказам близких. Даже сегодняшнее поколение школьников хранит память о своих прадедушках и прабабушках, ковавших победу. Пришедшие на открытие выставки вместе с педагогами ученики донецкой школы №14 тоже бережно хранят память о своих родных, воевавших на фронтах Великой отечественной или ковавших победу в тылу. Они с интересом смотрели концерт артистов донецкой муздрамы, а затем, затаив дыхание, слушали рассказ экскурсовода.

Церемонию открытия выставки «Опаленные войной» организовали так, что в ней не было ни пафоса, ни лишних слов. Всё было сказано артистами, вложившими максимум эмоций в свои номера. По стилистике концертная программа напоминала выездные выступления артистов военных лет, скрашивавших фронтовую жизнь солдат и офицеров Красной армии своим искусством. Прозвучали такие легендарные произведения, как «Синий платочек», «Жди меня,  и я вернусь», «На безымянной высоте». Несколько номеров было посвящено непосредственно Донбассу. Начался концерт со знакового шедевра «Спят курганы темные». А в конце артисты подарили песни о нашем крае, написанные уже в наши дни, когда Донбасс снова в огне. Проникновенно и задушевно была исполнена «Молитва за Донбасс», а песня «Живи, Донбасс!» стала тем оптимистичным гимном, который дарит надежду на прекрасный завтрашний день, на победу добра над злом, света над тьмой.

Смотреть экспозицию «Опаленные войной» не просто. Эмоции, которые вызывают произведения Романа Ефименко, Ивана Кириченко и Евгения Хмелькова, доводят посетителей выставки до состояния катарсиса. По лицу одних текут очищающие душу слезы. Другие переживают впечатления внутри и их лица кажутся застывшими масками. Кто-то даже хватается за сердце и спешит взять таблетку валидола.

Особенно трудно смотреть произведения из «Бухенвальдского цикла» Романа Ефименко. Сам художник-фронтовик три года был узником самого страшного фашистского лагеря смерти и принимал активное участие в движении Сопротивления, выполняя задания интернационального подпольного лагерного комитета. Его рисунки из «Бухенвлаьдского цикла» - не вымысел и не фантазия художника, а страшная документальная правда: виселицы, дымящиеся трубы крематория, изможденные военнопленные, запряженные в телегу вместо лошадей, везущие тела умерших товарищей в крематорий. Есть в этих рисунках не только пугающие подробности самой большой фабрики смерти, но и портреты, на которых застыли мужественные лица людей сраженных, но не покоренных, готовых к борьбе против зла, даже находясь на пороге смерти, в аду на земле, сотворенном руками нелюдей в нацистской форме. Около автопортрета Романа Ефименко каждый посетитель выставки задерживается надолго. С простого листа бумаги смотрят  глаза истощенного, изможденного тяжелейшей работой человека. Сверлящий взгляд, мужество и отвага в каждой черточке заключенного Бухенвальда под номером 12600 просто поражают. Ком в горле вызывает работа «Дети в Бухенвальде». На первом плане - личико ребенка, измученного изуверами-фашистами, за ним тоненькие фигурки его товарищей по несчастью, живым выглядит только лицо малыша на первом плане. За ним лица пепельного цвета, будто высеченные в каменном барельефе.

Совсем иные эмоции вызывают портреты Ивана Кириченко из серии «Мои боевые соратники». Для самого художника война закончилась в Болгарии. Он много рисовал и пейзажи этой красивой страны. Но для выставки организаторы отобрали  портреты воинов-героев, воинов-победителей, сразивших наповал мировое зло под названием фашизм.


Евгений Хмельков родился в 1925 году, поэтому на фронт попал лишь в конце войны и встретил победу в Берлине.  Серию своих работ он так и назвал – «Берлин 1945-го». Кроме портретов  советских воинов-победителей, художник делал зарисовки городских пейзажей, сохранившихся памятников. Встречаются среди его работ этой серии и жанровые картинки из жизни Берлина в мае 1945-го: «Расчистка руин», «Регулировщица».

Нельзя забыть и невозможно переоценить подвиг людей, победивших коричневую чуму. И эта выставка стала еще одним напоминанием о том, что нельзя забывать болезненные уроки истории, а тем более переписывать свое прошлое.

Ольга Стретта


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Вконтакте актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~T2DEV
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *