«Лодочник» - недетская сказка о победе любви над смертью

«Лодочник» - недетская сказка о победе любви над смертью
27 Октября 2017

Если вам неожиданно предлагают не сложную, но высокооплачиваемую работу, обещая при этом, что на свою зарплату вы сможете купить квартиру в центре города с евроремонтом и машину, не спешите радоваться. Ведь вы даже не подозреваете, кто ваш работодатель! А еще не торопитесь подписывать контракт, не прочитав все пункты, даже если начальство очень настаивает на этом. Впрочем, пьеса Анны Яблонской «Лодочник», поставленная на Новой сцене донецкой муздрамы, не об этом. Премьера состоится сегодня и зрители, успевшие купить билеты,  покинут зал в восторге, как это было с представителями СМИ, посетившими пресс-показ спектакля накануне.

То, что драматургия такого автора, как Анна Яблонская вызовет интерес донецкой публики, можно было не сомневаться. Ведь все произведения этой необыкновенно одаренной женщины, так рано и так трагически ушедшей из жизни, поражают  зрелым, нетривиальным взглядом на вещи. Окружающий мир, привычные картины, события и ситуации преподносятся в ее пьесах, которых она успела написать более двадцати, под интересным углом зрения.


Анна Яблонская – русскоязычный украинский драматург и поэтесса, родилась в Одессе в 1981 году. Ее отец Григорий Яблонский сначала был ветеринарным врачом, а затем журналистом и фельетонистом. Печататься он начал в «Литературной газете» и его афоризмами восхищались многие читатели этой периодики. Анна начала писать стихи еще будучи школьницей. Девочке было только 14 лет, когда вышел ее первый поэтический сборник. Впоследствии произведения юной поэтессы печатали многие одесские журналы, среди которых «Фонтанка», «Дерибасовская-Решильевская». Интерес к драматургии Анна проявила в старших классах школы. Одной из первых пьес молодого автора стала «Дверь», поставленная впоследствии режиссером Натальей Князевой на сцене театра «Тур де Форс». Пьесы Анны Яблонской ставились на сценах Москвы, Петербурга. Режиссеры и актеры ценили ее за изящный слог, хоть тексты зачастую и не лишены нецензурной лексики.

В январе 2011-го ее пьесе «Язычники» была присуждена премия «Искусство кино». На ее вручение Анна и прилетела в тот роковой день, когда произошел теракт в аэропорту Домодедово, одной из жертв которого она стала. Ей было только 29 лет. Гибель такого талантливого автора стала трагедией не только  для театральной общественности и ценителей литературы.  Эта смерть оставила вдовцом мужа Анны Артема Машутина и сиротой ее маленькую дочь.

Как бы банально это не звучало, но можно смело утверждать, что Анна Яблонская продолжает жить в своем богатом творческом наследии. Поэтому пополнение репертуара Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра спектаклем «Лодочник» стало логичным, а премьера – ожидаемой.

Ставить столь необычный материал взялся режиссер Василий Маслий. И уже этот факт говорит о том, что у спектакля имеется  своеобразный знак качества. А именно, драматургическая основа будет изучена до самых глубин и ее сценическое воплощение станет многогранным, близким для людей разных возрастов и жизненных кредо. Жанр пьесы постановочная группа определила как «недетская сказка». История, в которой деревья занимаются трудоустройством спивающихся неудачников, а электрические столбы разговаривают, делая замечания главному герою насчет ненормативной лексики, действительно сказочная. Но, по словам самого режиссера, есть там элементы хоррора и даже лирическая линия.


Василий Маслий преподносит события пьесы без надрыва, гротеска, излишней эмоциональности. С большим вкусом и изрядной долей  душевности. Не лишен спектакль и юмора. Черного юмора, не опошлить который помогает  стремление режиссера и актеров  ни на йоту не отступать от нравственных критериев. Всё это в сочетании с замечательным оформлением сцены художника-постановщика, заставляет зрителей погрузиться в особый мир спектакля, где привычная реальность граничит с потусторонней. Именно здесь, прямо перед любителями театра, сидящими в первом ряду, плавает по бассейну лодка, перевозящая души с одного берега реки Стикс на другой, а бетонная стена набережной превращается то в больничную палату, где лежит в коме возлюбленная главного героя, то в офис, где вершит свои темные дела сама смерть.

Состав актеров, занятых в спектакле, просто блестящий. Главную роль  лодочника, названного в пьесе Сторожем,  играет Павел Бодров. Зрители со стажем помнят этого актера по спектаклю «Энеида», завоевавшему более 10-ти лет назад массу премий, в том числе и престижную Шевченковскую. Тогда еще молодой актер ярко заявил о себе, воплотив на большой сцене образ бравого казака Энея. Потом творческая карьера актера повернулась так, что он радовал зрителей другого театра. И вот, этой осенью, он наконец вернулся в родную муздраму, где простор для развития и роста просто огромен. Сегодня Павел Бодров уже зрелый, опытный актер, способный играть разноплановые роли. Образ спивающегося Сторожа-лодочника у него получился достаточно ярким. Для достоверности, в нужный момент, актер даже сделал стойку на голове, чем вызвал аплодисменты зрителей, до этого заворожено наблюдавших за сюжетными перипетиями. Герой, сыгранный Павлом Бодровым, доказывает, что даже если человек упал на самое дно, у него остается возможность выбора дальнейшего пути: пробить это пресловутое дно и уйти еще ниже, или собрать все внутренние резервы и всплыть, подняться назло всем обстоятельствам. Нужна только двигающая сила. И для Сторожа-лодочника этой силой становится старая, внезапно воскресшая любовь, ради которой он даже умудряется перехитрить саму смерть. По словам актера, он с большой радостью и полной отдачей работал над этой ролью, а затрачиваемые физические усилия каждый раз приводят к потере почти двух килограммов веса. Зрители рады тому, что Павел Бодров вернулся в донецкую муздраму и будут с интересом ждать его новых работ.

Если говорить о главной женской роли, то по логике событий, это должна была бы стать Ольга, возлюбленная лодочника, но ее появление в спектакле скорее эпизодично, хоть в нем и заключается основной сюжетный ход и весь смысл событий, происходящих в дальнейшем. Сыгравшая Ольгу, названную автором просто «Женщиной», Инна Гвоздикова, предстала лирико-трагической героиней. Она, еще молодая, но полностью разочарованная в жизни, неустанно ищет только одно – своего принца на белом коне. И для встречи с ним готова даже на рискованную экскурсию на другой берег реки Стикс. Трагедия многих женщин современности представлена автором на саркастическом уровне, но в сценическом воплощении она преподносится актрисой без насмешки над своим персонажем, порой даже вызывая сочувствие и жалость.


А главной ролью по яркости персонажа можно назвать «Женщину с косой» -  смерть, роль которой досталась Елене Перелыгиной. К работе над образом она подошла с изрядной долей юмора, представив свою героиню стервозной бизнес-леди, упивающейся властью над людьми. В модном у воротил большого бизнеса мужском костюме, с брошью в виде косы, она была необычайно органична, поражая кошачьей пластикой, зловещей улыбкой и даже голосом с металлическими нотками. Но, видимо, денег от бизнеса по перевозке через Стикс не хватало даже «Женщине с косой» и она была вынуждена искать дополнительные источники дохода, трудясь заведующей реанимационным отделением и обманом завлекая недостающих клиентов для прогулки по реке, якобы на экскурсию.

Не обошелся звездный состав без заслуженной артистки ДНР Марии Марченко. Мастерица комедийных ролей, женщина в полном расцвете сил, предстала в «Лодочнике» в образе старушки – «Женщины с ведром». У тех, кому не чуждо чувство юмора, смех вызвало уже само появление эдакой деревенской бабульки, распевающей старый хит Аллы Пугачевой «Паромщик». Персонаж не просто комедийный, а созданный с большой долей сарказма и черного юмора  с примесью грусти. С радостью, с песней плывет бабушка с ведром на другой берег Стикса, сетуя, что одна вырастила троих детей, а на ее похороны никто не приехал, и выла по ней только верная собака Жучка.

Перевозчика Хароныча, сбежавшего от своей работодательницы, названного в пьесе Йогом, сыграл фееричный Виталий Юсупов. Только он мог так посмеяться над мошенниками и шарлатанами, обманывающими доверчивых людей, мечтающих оздоровиться с помощью йоги и прочих нетрадиционных методик. С абсолютно серьезным лицом Йог читал лекцию о правильной пище и здоровом образе жизни слушателям – электрическому столбу и Сторожу, едва оправившемуся от алкогольной зависимости. Наверняка, именно так ассоциируют своих клиентов многочисленные мошенники, открывающие свои фирмы под видом оздоровительных клубов. Но в спектакле Йог оказался парнем не плохим, с доброй душой. Ему не чужды страдания Сторожа, и он переступает через страх перед Женщиной с косой, в стремлении помочь главному герою.

Иосиф Лауреат – так автором назван один из клиентов лодочника, сыграть которого довелось яркому и колоритному заслуженному артисту Украины Сергею Лупильцеву.  Догадаться, кого имела ввиду Анна Яблонская, вводя в пьесу такого героя, не трудно – имя Иосиф и информация о том, что данный гражданин – лауреат Нобелевской премии в области литературы, прямо указывают на Иосифа Бродского. Но Сергей Лупильцев не стал играть именно его, хоть присущие поэту черты и примерил на своего героя. В целом получился колоритный, собирательный образ одессита, любящего  пофилософствовать и готового на маленькие хитрости. Небольшое интервью «Деловому Донбассу» актер дал сразу после пресс-показа:

— Сергей Георгиевич, как вы восприняли эту пьесу? Для вас подходит такая драматургия?

— Пьеса очень интересная, мне она понравилась. Я знаю творчество автора и «Лодочник» - одна из лучших пьес Яблонской, к сожалению так рано ушедшей от нас. К работе над этим материалом мы приступили с энтузиазмом и интересом. Я думаю, что у нас спектакль получился. Насколько – судить зрителям. Но главное, что у нас осталось чувство удовлетворения.

— Как вы преподносили вашего персонажа, как комического героя или играли реального человека?

Персонаж известный, лауреат Нобелевской премии и этим всё сказано. Тем более названо имя Иосиф и мы сразу понимаем, о ком идет речь. Поэтому играть историческую личность, поэта Иосифа Бродского, мне было не очень интересно. К тому же, люди, знавшие его, начнут сравнивать – похож, не похож. Прежде, чем начать работу над ролью, я посмотрел пару интервью, которые он давал в США. И в результате сыграл свое представление, как бы повел себя поэт, окажись он в этой ситуации, почерпнув какие-то его национальные черты, в частности картавость. Но, повторяю, мой герой – не конкретно Иосиф Бродский, а обобщенный персонаж с легким одесским юмором и колоритом.

— Много лет назад на большой сцене нашего театра шел спектакль «Невеста утреней зари» по пьесе А. Касоны. Как по-вашему, не перекликается ли тематика этих пьес?

Я был занят в том спектакле, играл роль дедушки. В то время я назвал его гимном смерти. А здесь у нас – гимн любви. Ведь в итоге любовь побеждает смерть, а не смерть помогает влюбленным, как в той истории. У Касоны – чисто западный подход к смерти. Она в его пьесе – персонаж положительный, со своими чувствами, своим внутренним миром. А у Яблонской – славянский подход к смерти, к темным силам. Здесь идет откровенный стёб над смертью, которую русский герой обманывает.

— Менее месяца назад у нас прошел фестиваль «Мизансцена», в жюри которого сидели и вы. Поделитесь уже продуманными впечатлениями и, возможно, пожеланиями на будущее?

— Фестиваль меня впечатлил. Это было очень интересно, тем более, что впервые малые театральные формы были представлены у нас в таких масштабах. Были, конечно, спектакли, немного шокировавшие меня и даже вызвавшие неприятие. Но наши ребята, ездившие в Москву, отсмотрели много таких постановок. Я, как актер старшего поколения, не воспринимаю, когда на сцену тащится грубость и садизм. Поэтому победа спектакля «Биография» - абсолютно заслужена. Вот это и есть современный театр. Ребята сыграли очень четко и на высоком профессиональном уровне.

Слухи об этом фестивале уже пошли по театральному миру, который очень тесен, несмотря ни на что. И если ранее кто-то боялся ехать в Донецк из-за событий, которые у нас разворачиваются, то теперь эти страхи уйдут и у нас не будет отбоя от желающих участвовать.

— Расскажите, что сейчас у вас в работе и в каких новых ролях мы вас увидим в новом сезоне?

— Не будем загадывать, мы – актеры, люди суеверные. Могу сказать, что сейчас к нам приезжают пара режиссером из России.  Они будут ставить у нас спектакли. Но об этом позже.  А пока могу сказать, что впереди у меня сказка, «Мэри Поппинс», роль констебля. Надеюсь, что этот спектакль станет хорошим подарком к Новому году для наших маленьких зрителей.

Рядом с маститыми мастерами комфортно себя чувствовали и молодые артисты, Дмитрий Федоров, сыгравший медбрата из больницы, где лежала Ольга, и Анна Афанасьева, перевоплотившаяся в неформалку Маргошу, дочь главного героя.

А вот любимца публики Ивана Бессмолого к молодежи уже и не отнесешь. Еще несколько лет назад он стал ведущим артистом, для которого любая роль становится не работой, а возможностью проявить себя и извлечь из глубины души еще какие-то качества, не известные даже ему. В оригинале пьесы есть только говорящий электрический столб, но в донецкой постановке Иван играет персонажа, названного Хранителем, защищающего и поддерживающего главного героя в сложных ситуациях. У него мало реплик, но визуальные эффекты впечатляют. Пластика, мимика выражают отношение к происходящему лучше любых слов.

Итак, сегодня, 27 октября, премьера спектакля «Лодочник». Билетов к кассе уже нет. И желающим посмотреть эту постановку  остается только ждать последующих показов. Не вызывает сомнения, что аншлаги «Лодочнику»  гарантированы.

Ольга Стретта


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Вконтакте актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~eqvkO
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *