Лечить нельзя угробить

Лечить нельзя угробить
24 Октября 2017

После принятия Верховной Радой медицинской реформы запятую в нужном месте этой фразы украинцы будут ставить в зависимости от толщины своего кошелька. Обозреватель «Делового Донбасса» Александр Панарин разбирался в проблеме. 

В минувший четверг под диктовку Международного валютного фонда 240 заботливых слуг украинского народа проголосовали за то, что они назвали медицинской реформой. Давайте попробуем разобраться, что она принесет этому самому народу.

В чем суть медреформы

Главные положения медицинской реформы:

— разделение на платные и бесплатные услуги;

— вводится оплата за услуги и договорные отношения с медучреждениями;

— вводится понятие гарантированного пакета - это некий объем обязательств государства касательно медуслуг и лекарств;

— создается независимый от поставщиков (больниц, местной власти, Минздрава) заказчик медицинских услуг - Национальная служба здоровья Украины;

— отменяется привязка к месту регистрации пациента.

Этапы большого пути в неизвестность

Планируется поэтапное внедрение медреформы. С 1 января 2018 года - реформа коснется только первичного звена медпомощи. То есть, для оказания медуслуг семейными врачами пациенты должны будут подписать с ними декларации (договора).

В 2018-2019 годах программа медгарантий будет внедряться на вторичном и третичном уровнях.

Полностью реформа заработает в 2020 году.

Разработчики реформы предполагают несколько ключевых изменений, которые ощутят на себе украинцы уже в 2018-2019 годах. В частности, в Украине ежегодно будет приниматься «программа государственных гарантий медобслуживания населения». Государство должно сформировать перечень бесплатных медицинских услуг, оплачиваемых из госбюджета. Медреформа предполагает, что теперь в Украине будет два основных принципа оплаты медуслуг - или пациентом за счет собственных средств, или государством из госбюджета.

Программа медгарантий будет ежегодно утверждаться вместе с госбюджетом на следующий год. Это надо понимать так: будут деньги в бюджете – что-то оплатят, нет – выкручивайтесь сами.

Государственные и коммунальные медучреждения получают законное право вводить платные услуги.

Чтобы получить бесплатно услуги из программы медгарантий пациентам необходимо будет подписать либо с семейным врачом, либо с терапевтом или педиатром «декларацию о выборе врача» - по сути, это будет договор об оказании медуслуг. Только этот врач получает право выдать пациенту направление на оказания услуг на вторичном (консультации узких специалистов) или третичном уровне (оперативное и другое сложное лечение) бесплатно, если эти услуги включат в программу медгарантий.

Наиболее радикально реформаторы прошлись по «Скорой помощи». По их замыслу в бригаду скорой помощи войдут только парамедики. От нынешней бригады скорой помощи они отличаются «сокращенным» уровнем подготовки, фактически – фельдшеры. В их обязанности входит доставка пациента в специализированное лечебное учреждение соответствующего профиля. Специализированные бригады (кардиологические, акушерско-гинекологические и т.д) ликвидируются. Так что пациент с острым сердечным приступом или роженица с тяжелой патологией до больницы могут попросту и не доехать, что увеличит и без того высокую смертность населения в Украине.

Кто, за что и сколько платит

Минздрав Украины, который возглавляет гражданка США Ульяна Супрун, до сих пор не обнародовало расценки на платные медицинские услуги.

Глава Комитета здравоохранения Верховной Рады, член фракции Блок Петра Порошенко Ольга Богомолец говорит: «Министерство здравоохранения не обнародовало расчет себестоимости медицинской помощи по одной причине — чтобы люди не увидели реальных цен. Я видела эти цены, они ужасные, они неподъемные для людей. То есть операция на сердце, операция по замене сустава — это сотни тысяч гривен. После ознакомления с ценами вы поймете, почему Минздрав до сих пор официально не утвердил модель расчета медицинской услуги, не обнародовал цены на медицинские услуги и не предоставил перечень того, за что после «реформы» государство уже платить не будет…».

Украинские СМИ опубликовали добытые в министерских кабинетах примерные расценки отдельных полностью платных медицинских услуг:

Так, например, диагностика нарушения ритма сердца у ребенка будет стоить 65 тысяч гривен. Репротезирование двух клапанов сердца — почти 190 тысяч гривен. Аневризма сердца — почти 154 тысячи гривен. Стеноз — более 163 тысяч. Шунтирование аорты — 130 тысяч гривен. Коронарный тромбоз — 103 тысячи. Лечение цирроза печени — 111 тысяч.

Самое дешевое в этом списке — удаление фурункулов (7000 гривен).

Операция по удалению камня в желчном пузыре будет стоить от 34 до 51 тысячи гривен. Лечение острого панкреатита — почти 72 тысячи.

Травматология окажется тоже не дешевой. Например, открытая рана локтя «вытянет» из карманов пациентов около 54 тысяч, а открытая рана предплечья — 33,5 тысячи гривен.

По сути все приведенное выше буквально означает то, что бесплатно украинцев примет только врач первичного звена — «семейный доктор» или педиатр, окажет первую медпомощь, а также бесплатно даст обезболивающие тем, кто нуждается в снижении боли при тяжелых и смертельных заболеваниях. На все остальное – готовьте свои кровные гривни. Из врачей практически создают предпринимателей. То есть врач, глядя на пациента, будет думать, сколько на нем он может заработать.

Подводя итог, можно констатировать: медицинская реформа — это фактическая ликвидация гарантированной Конституцией Украины бесплатной медицины.

А как это действует в соседней России

Чиновники Минздрава РФ не первый год говорят о необходимости доплачивать за медицину, так как «денег нет», правда, как это сделать — единого мнения не сложилось. Уже сейчас по факту медицина далеко не бесплатная. Граждане жалуются, что записаться к врачу, выбить направление на анализы, обследование или операцию — задача не из легких. По просьбе «Ленты.ру» директор компании «Факультет медицинского права» (оказывает юридические услуги в медицинской сфере) Полина Габай объяснила, что закон сегодня гарантирует россиянам и как это получить.

Сколько ждать лечения?

Еще пару лет назад невозможно было однозначно определить законный срок ожидания того или иного вида бесплатной медицинской помощи (МП) в рамках программы государственных гарантий. И лишь в последние годы их включили в федеральную программу госгарантий. Данные сроки могут быть уточнены или измены территориальными программами, однако, только в сторону уменьшения.

Ниже перечислим федеральные сроки ожидания медицинской помощи, действующие в 2017 году на основании Постановления правительства РФ от 19.12.2016 № 1403. Для сравнения приведем данные по Москве. Напомним, что любая экстренная медицинская помощь оказывается безотлагательно.

Вид медицинской помощи

Сроки ожидания медицинской помощи (федеральные)

Сроки ожидания медицинской помощи (московские)

первичная медико-санитарная помощь в неотложной форме

не более 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию

не более 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию

специализированная (за исключением высокотехнологичной) медицинская помощь

не более 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию

не более 20 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию

прием врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми

не более 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию

не более 24 часов с момента обращения пациента (МП по неотложным показаниям оказывается указанными врачами в день обращения пациента)

проведение консультаций врачей-специалистов

не более 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию

не более 10 календарных дней со дня обращения пациента (при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме)

проведение диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи

не более 14 календарных дней со дня назначения

не более 10 календарных дней со дня назначения (при оказании МП в плановой форме)

проведение компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи

не более 30 календарных дней со дня назначения

не более 26 календарных дней со дня назначения (при оказании МП в плановой форме)

Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме

не более 20 минут с момента ее вызова

не более 20 минут с момента вызова бригады в 96 процентах случаев

Существуют ли сроки ожидания для проведения серьезных медицинских вмешательств?

Если речь идет о высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), то сроки ее ожидания не указаны в программах госгарантий. Для начала стоит объяснить, что ВМП включает в себя применение новых сложных или уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, методов генной инженерии.

Проще говоря, ВМП — это дорогостоящие медицинские услуги для лечения сложных заболеваний, которые предполагают более высокую квалификацию медицинского персонала. С учетом того, что ВМП обходится государственному бюджету гораздо дороже, чем любая другая медицинская помощь, доступ к ней окружен большим количеством бюрократических препонов.

Как их преодолеть?

С 2014 года для финансирования определенных видов ВМП используются средства обязательного медицинского страхования (ОМС). Теперь же программа госгарантий разделяет виды ВМП на два перечня в зависимости от способа финансирования.

Во-первых, виды ВМП, включенные в базовую программу ОМС. Их финансирование осуществляется в рамках ОМС.

Во-вторых, виды ВМП, не включенные в базовую программу ОМС. Финансовое обеспечение осуществляется за счет федерального и региональных бюджетов.

В зависимости от того, в какой раздел входит конкретная ВМП, будет отличаться не только способ финансирования, но и путь пациента к ее получению, соответственно, и сроки ожидания. Глобальное отличие ВМП первого и второго раздела заключается в том, что в первом случае взаимодействие происходит только между направляющей и принимающей медицинской организацией (далее — МО). Часто это одно медучреждение, тогда пациент, не выходя за двери, может пройти все предварительные обследования, а также получить ВМП.

При ВМП второго раздела приходится дополнительно обращаться в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения и ждать его решения о направлении на ВМП.

Кто может претендовать на ВМП?

Право имеют абсолютно все граждане (в том числе иностранцы), застрахованные в системе ОМС. Основанием служат медицинские показания, которые определяет лечащий врач. Лечащий врач медицинской организации (должна быть участником ОМС) оформляет направление на госпитализацию для оказания ВМП на бланке организации. После подготовки всех необходимых медицинских документов в течение трех рабочих дней направляющая медицинская организация или пациент направляет в принимающую медицинскую организацию или управление здравоохранения пакет документов и направление на ВМП.

Если документы попадают в управление здравоохранения, то в срок до 10 рабочих дней там оформляют талон на оказание ВМП и прикрепляют к нему комплект документов и заключение комиссии по отбору пациентов для оказания ВМП. Если документы направлялись напрямую в принимающую медицинскую организацию, то последняя также должна через информационную систему оформить талон на ВМП и предоставить его пациенту.

К сожалению, срок выдачи медицинской организацией данного талона не определен, в отличие от дальнейших действий принимающей МО. Ее врачебная комиссия (ВК) по отбору пациентов на ВМП должна вынести решение о госпитализации (или об отказе) в срок до 7 дней с момента оформления на пациента талона на оказание ВМП. В случае положительного решения в заключении Комиссии должна быть указана и планируемая дата госпитализации пациента.

Далее в течение пяти рабочих дней, но не позднее срока планируемой госпитализации, выписка из протокола ВК отсылается в орган, оформивший талон. Документ также выдается на руки пациенту по его письменному заявлению или просто направляется ему посредством почтовой и (или) электронной связи.

Какие сложности ждут?

Несмотря на то, что весь путь пациента на пути к ВМП определен законодателем, зачастую возникает ряд препятствий: лечащий врач, который может не спешить с определением показаний к ВМП; принимающая МО не спешит оформлять талон на ВМП (регламентные сроки для данного этапа отсутствуют); принимающая МО затягивает сроки госпитализации, которые тоже не совсем урегулированы.

Однако чаще всего задержка происходит за счет оттягивания срока проведения врачебной комиссии по отбору пациентов. Если у МО по какой-то причине нет возможности госпитализировать пациента в ближайшие 30 дней (максимальный срок ожидания специализированной медицинской помощи), то сроки ВК будут оттягивать, так как в заключении комиссии уже должен фигурировать срок планируемой госпитализации. Или срок оттягивается за счет задержки на этапе оформления талона на ВМП. На практике самое сложное — это получить талон на ВМП. Когда он на руках, то информация попадает в открытую базу и по номеру талона уже можно отслеживать ход событий, в том числе на портале Минздрава.

Почему пациента «динамят»?

Чаще всего проблема заключается в том, что принимающая МО уже «съела» все выделенные объемы ВМП. Подчеркнем, что теперь выделяются не квоты, а денежные средства, притом на всю специализированную медицинскую помощь в целом, включая ВМП. Работа сверх объемов не будет оплачена государством. Поэтому медорганизация и тянет на том или ином этапе, ожидая либо перераспределения объемов с допфинасированием, либо начала нового календарного года, либо ухода пациента в другую больницу.

С одной стороны, МО не имеет права отказать в помощи, с другой стороны, бесплатно не может и не хочет работать. В такой ситуации пациенту выгоднее просто подать документы на ВМП в медорганизацию другого субъекта РФ. Как правило, там проблем с оплатой обычно не возникает, так как оказание медпомощи лицу, застрахованному в другом субъекте РФ, оплачивается больнице сверх установленного объема.

Альтернативный вариант защиты прав пациента — жалоба руководству МО или в соответствующие органы власти. Однако не стоит забывать, что только грамотно составленная жалоба с цитированием нормативных правовых актов и указанием своих прав будет способна сдвинуть дело с мертвой точки.

Государство РФ предусматривает для всего населения выгодную возможность пользоваться диагностикой и лечением широкого спектра заболеваний на абсолютно бесплатной основе – в рамках Программы обязательного медстрахования. Чтобы реализовывать право на такую форму социальной защиты, необходимо своевременно получить страховой медполис. Преимущество полиса ОМС состоит еще и в том, что он оформляется один раз и действует на протяжении всей жизни своего обладателя – гражданина РФ.

Медицинская реформа Украины не предусматривает обязательного медстрахования. Увы, в который раз, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Александр Панарин



Публикуем в Viber актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~aqhGi
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости

 

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *