«Белоснежка и семь гномов» — магия классического танца, покорившая маленьких донецких зрителей

«Белоснежка и семь гномов» — магия классического танца, покорившая маленьких донецких зрителей
20 Декабря 2016

18 декабря, в канун великого праздника, Дня Святого Николая, коллектив школы хореографического мастерства Вадима Писарева подарил огромный подарок всем маленьким ценителям балета. На сцене Донбасс Оперы состоялась премьера восстановленного спектакля «Белоснежка и семь гномов».

Прежде, чем анализировать работу учащихся школы и её молодых выпускников, задействованных в главных партиях, нельзя не обратить внимания на саму историю создания балета, ставшего своеобразной классикой для детей. Итак, автором музыки для хореографической адаптации сказки братьев Гримм стал польский композитор Богдан Павловский. А сам балет был создан более четырех десятилетий назад балетмейстером Генрихом Майоровым. Этого постановщика всегда называли хореографом молодости. И не даром. Так талантливо и так оригинально балеты для детей ещё не ставил никто. «Белоснежка и семь гномов», как и другие детские балеты Майорова, покоряет и жизнерадостностью, и задором, и потрясающей хореографической фантазией. Примечательно, что все балеты Генриха Майорова очень сложны технически. Это ещё раз подтверждает, что к маленьким зрителям зрелый мастер сцены относился очень серьезно, так как видел в них тех, кто завтра и послезавтра сможет стать большим любителем и ценителем классического искусства. А базу для этого надо закладывать с ранних лет, ведь дети всегда видят искренность и способны отличить её от фальши лучше взрослых.

В репертуаре Донецкого академического театра оперы и балета спектакль «Белоснежка и семь гномов» появился в 2003 году. Ставился для гастролей в Китае по заказу любителей классического танца из «Поднебесной», где многие обожают сказку братьев Гримм, а вернее даже не саму сказку, а её интерпретацию студией Уолта Диснея. Русский балет там любят ничуть не меньше. Поэтому китайские друзья Вадима Писарева попросили его привезти этот балет, чтобы порадовать своих зрителей. Но к формату спектакля было одно требование – он должен длиться не менее полутора часов. Хронометраж балета Павловского был чуть меньше. Поэтому постановочной группе из Донецка пришлось добавить к музыке польского композитора вставки из произведений Бетховена, Грига и Вагнера. Так что, зрители могут не гадать, откуда в сцене битвы Королевича и Мачехи звучит «Полет валькирии».

Гастроли по Китаю прошли не один, а целых три раза, и каждый — с большим успехом. Потом перед школой были поставлены новые творческие задачи и о «Белоснежке и семи гномах» забыли почти на пять лет. Вспомнили лишь осенью уходящего 2016-го. Вадим Писарев поставил перед коллективом своей хореографической школы, казалось бы, непосильную задачу – восстановить спектакль чуть больше, чем за два месяца.

Педагог младших и средних классов Галина Васильевна Володина очень переживала и волновалась, что дети не успеют разучить свои партии. По её словам, большинство ребят в возрасте 10-11 лет являются учащимися только второго класса школы Вадима Писарева. Лишь девочки, танцевавшие партии ворон, прислужниц Мачехи-колдуньи, учатся уже в 4 классе и им по 13-14 лет. Но мастерство педагогов и огромная любовь детей к классическому танцу сотворили чудо. Спектакль был восстановлен и его премьера состоялась в назначенный срок. Правда сама Галина Васильевна говорит, что премьерным этот балет стал лишь для нового состава его участников. В те годы, когда балерина Галина Володина покоряла своим танцем донецких зрителей, премьерой называли лишь абсолютно новые спектакли в репертуаре. Но мы, зрители, все равно считаем возрождённый после длительного перерыва детский балет премьерой. Ведь в этот спектакль вложены частички сердец и исполнителей, и педагогов.

В день премьеры зал Донбасс — оперы был полон. Зрители сидели и на бельэтаже. Перед началом в фойе царило радостное оживление. Туда-сюда сновали малыши, нетерпеливо ожидая путешествия в сказку. А в зале, когда зазвучали первые аккорды увертюры, воцарилась полная тишина. В молчании, словно зачарованные, следили за событиями на сцене даже самые крошечные зрители, некоторым из которых не было и пяти лет. Так их покорило мастерство и искренность, с которой рассказывали на хореографическом языке известную историю воспитанники школы Вадима Писарева.

Главная партия Белоснежки досталась Анастасии Трубиной, выпускнице школы Писарева, завершившей хореографическое образование лишь год назад. Юная танцовщица справилась с поставленной задачей на достойном уровне. Насте удалось понять свою героиню и создать на сцене трогательный и нежный образ принцессы, скромной и абсолютно не заносчивой, несмотря на благородное происхождение. А мелкие технические недочеты с лихвой были компенсированы огромным обаянием и вдохновенным ведением драматургической линии.


Партнером Анастасии стал солист балета Константин Якивец. В школе Писарева он не учился и пришел работать в театр в военные годы. С радостью согласился принять участие в детском спектакле. Следует отметить, что сложность партии Королевича, которую танцевал Константин – далеко не детская и с ней он справился отлично. Мужественный, пылко влюбленный герой легко покорил сердце Белоснежки и сделал всё, чтобы спасти любимую из "лап" мачехи-колдуньи. Очень выразительной получилась сцена, в которой Королевич борется с колдуньей и стаей её прислужниц-ворон. А зрители аплодировали лирическим эпизодам с участием Белоснежки и Королевича.

Ещё одна ведущая партия, Мачехи-колдуньи, досталась Юлии Червяковой, которая закончила школу Писарева пять лет назад и сейчас является артисткой балета Донбасс Оперы. Педагог Галина Васильевна Володина рассказала, что в техническом плане эта партия – самая сложная и поэтому танцевать её сможет только балерина, имеющая сценический опыт. Выбор пал на Юлию, которую Галина Васильевна учила основам хореографического мастерства. Молодая балерина смогла доказать, что даже такая отъявленная злодейка, как её героиня, может срывать аплодисменты зала, покоряя публику отличной техникой танца. А драматически Мачеха в исполнении Юлии Червяковой была лишена всяческого обаяния и предстала классической злодейкой, действия которой невозможно оправдать. И такая трактовка максимально верна, когда речь идет о детском спектакле.

Синхронностью и динамикой массовых сцен порадовали нынешние ученики школы Писарева. Артисту, танцевавшему партию самого младшего гнома, оказалось только 10 лет. Но столь малый возраст не помешал ему продемонстрировать все свои умения. Мощным обаянием покорили девчонки, танцевавшие лесных зверушек. Трепетные зайчата, озорные белки, веселые птички и добродушные оленята не просто исполняли набор хореографических па, а играли роль. Периодически казалось, что перед каждой маленькой артисткой была поставлена личная драматургическая задача, которую она с радостью выполняла. А девочкам, которые танцевали птичек, в начале второго акта пришлось и переодеваться, и перевоплощаться в злобных чертенят, прислуживающих Мачехе и помогающих изготовить отравленное яблоко для Белоснежки.


После того, как стихли аплодисменты и люди начали покидать зал, крошечная зрительница, лет пяти-шести, спросила у своей мамы: «А когда мы в следующий раз пойдем на балет?». Возможно, что такое же желание ещё много раз соприкоснуться с магией классического танца, возникло у многих детей, посетивших этот спектакль. И такая тенденция очень радует. А коллектив школы Писарева хочется искренне поблагодарить за весомый и грамотный вклад в пропаганду классического искусства среди подрастающего поколения.

Ольга Стретта


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Facebook актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~i9Pee
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *