«Детский сад №…» — спектакль о детских играх на взрослый манер

«Детский сад №…» — спектакль о детских играх на взрослый манер
13 Марта 2017

Очередная премьера на новой сцене Донецкого академического музыкально-драматического театра ещё раз доказала, что творческие возможности этого уникального коллектива безграничны. Судите сами, уважаемые наши читатели: молодой режиссер, являющийся одновременно ведущим актером труппы, берется ставить весьма своеобразное произведение, требующее нетривиального мышления и незаурядных талантов от исполнителей ролей, так как содержание пьесы предполагает, что они должны предстать перед зрителями в личинах малышей в возрасте от 4 до 6 лет. Эта затея Владимира Быковского, больше знакомого любителям театра, как актер, но в этот раз выступившего в амплуа режиссера, была с одобрением воспринята генеральным директором -художественным руководителем театра Натальей Волковой. А реализация постановки пьесы Андрея Курейчика «Детский сад №…» обернулась большим успехом.

О чем пьеса?

На этот, на первый взгляд простейший вопрос, сложно ответить. Режиссер Владимир Быковский считает, что о жизни. Но если вдаваться в глубины любого произведения, рассчитанного на постановку на театральной сцене, то о его содержании можно сказать эту же емкую и универсальную фразу. И режиссер прав, давая такую оценку нетривиальному творению Андрея Курейчика. Пьеса, действительно, о жизни. О жизни детей, о том, как пример родителей, выясняющих отношения на глазах у малышей, не считая их способными понять, что происходит, может стать роковым обстоятельством в дальнейшей судьбе сына или дочери.


Мы, взрослые, практически не уделяем внимания своим детям. В лучшем случае, покупаем им одежду, обувь, игрушки, водим в кафе на день рождения. Не забываем проверять оценки в дневнике и отчитать за низкие баллы по математике или физике. Но задумываемся ли мы о том, что происходит в душе у ребенка? Ведь он такой же, как и мы, человек с сердцем, нервной системой, способностью чувствовать, переживать… Увы! Для большинства мам и пап их дочки и сыновья – нечто вроде живых кукол, к которым предъявляются требования, которыми хотят гордиться. А ведь для каждого ребенка его родители служат примером того, как надо жить, как строить собственную семью. Сначала это проявляется в детских играх, где выплывают все секреты взаимоотношений между мамой и папой, обнажаются все самые неприглядные стороны жизни отдельно взятой семьи. А потом это служит моделью, образцом для ребёнка, выросшего в далеко не идеальной обстановке. И на всю жизнь болезненной душевной травмой может стать даже такой элементарный факт из детских лет, как не купленный родителями плюшевый мишка.

Когда смотришь «Детский сад №…», то понимаешь, что этот спектакль не просто о жизни, а о том, что детские мечты обязательно должны становиться явью, светлой, радостной, незабываемой.


Режиссер и актеры

В донецкой муздраме достаточно распространена практика, когда актёр получает второе образование и становится режиссером. Поэтому проба режиссерского пера Владимиром Быковским, имеющим за плечами яркую актерскую карьеру, продолжающуюся параллельно с режиссерской деятельностью, удивления у зрителей и представителей СМИ не вызвала. Просто любимый многими театралами актер еще раз подтвердил расхожую истину о том, что талантливый человек талантлив во всём.

Режиссерский дебют удался. Спектакль сразу же снискал популярность. Билеты на него разлетаются, как горячие пирожки. Зрители покидают зал в восторге, многие в слезах умиления или слезах очищения, которые провоцирует состояние катарсиса.

Актерский квартет, занятый в постановке, сыграл, а вернее будет сказать прожил все сюжетные перипетии на оголённом нерве, не жалея ни себя, ни партнеров по сцене. Персонажи «Детского сада №…» по возрасту полностью соответствуют названию. Толику, роль которого досталась заслуженному артисту Владимиру Швецу, 4 года. Мальчуган мечтает быть девочкой, так как они одеваются красиво и могут ходить по подиуму под прицелом фотоаппаратов. И это не следствие каких-то дурных наклонностей или патологий, а просто желание вырваться из серого окружающего мира, в котором родители мало обращают на него внимание, а более старшие по возрасту дети в песочнице не дают игрушки и обижают. Для всех, кто сидел в зале на премьере спектакля, осталось загадкой, как актер средних лет довольно солидного телосложения смог превратиться на два часа в четырехлетнего мальчика. Так он выглядел, таким был его взгляд, его движения и даже голос. И это Толик мечтал, чтобы родители купили ему плюшевого мишку. Но мечта так и осталась нереализованной.


Видеть в детском образе Ивана Бессмолого уже привыкли те, кто восторгался сыгранной им ролью Лёвушки в спектакле по одноименному рассказу Анатолия Крыма. Трудясь над ролью Сережи в «Детском саду №…», для Ивана было важно представить своего персонажа так, чтобы у тех, кто аплодировал его Лёвушке, даже мысли не возникло сравнивать этих мальчишек. Для этого было важно понять, что характер Сережи, его жизнь, его судьба кардинально отличаются от Лёвушкиных. Шестилетний мальчишка из «Детского сада №…» - настоящий маленький мужичок. Он не избалован ни родителями, ни бабушками. Всё привык делать сам и готов принимать самые ответственные решения. Жизнь Сережи пролетает перед зрителями в виде детской игры «в семью», где он берет на себя ответственную роль мужа и отца. Образно и символично, с детским лексиконом и миропониманием, показана трагическая судьба героя, превращающегося в финале жизни в алкоголика и теряющего семью.

Будто воспользовались машиной времени и перенеслись в детство Инна Гвоздикова, сыгравшая Сонечку и Елена Лесогорова, перевоплотившаяся в Настеньку. Шестилетними девочками они выглядели не потому, что были одеты в платья детского фасона. И даже не потому, что вместо туфель на каблуках облачились в сандалии, приобретенные в детском мире. Не причём было и хрупкое телосложение Елены и Инны. Ведущую роль сыграл их незаурядный актерский талант, умение играть самые разноплановые роли, тщательно и трепетно вживаться в образ, идти на любые жертвы ради достоверности. Не знаю, каким было детство актрис, скорее всего счастливым, так как они смогли найти свое место в жизни и состояться в профессии. Но, сказать то же самое о Сонечке и Настеньке никак не получается. Девчонки болтаются во дворе, на детской площадке. Судя по всему, родителей мало волнует, где они проводят время и в какие игры играют. Сонечка Инны Гвоздиковой – девочка, озабоченная созданием семейного очага. С ранних лет она бегает за «первым парнем во дворе» Сережкой, во всем ему потакая. В Настеньке первичен материнский инстинкт, и она предпочитает заступаться за Толика и возиться с куклой. Как сложится судьба этих детей в дальнейшем? Финальные монологи актрис подтверждают, что неудачно. Одиночество и дом престарелых ожидают Настю. А Соню – жизнь с надоевшим любовником, ради которого она бросит семью.


Можно ли было как-то повлиять на судьбы этих детей? Что было бы, если бы родители больше ими занимались, если бы проводили время, беседуя с дочкой или сыном, вместо того, чтобы выяснять отношения друг с другом? Если бы… Говорят, что история не любит сослагательного наклонения. Применимо это и к жизни, к судьбе каждого человека. Трудно сказать, что было бы… Но можно и нужно сделать что-то сегодня: прислушаться, присмотреться, понять, поговорить, лишний раз сказать «Я люблю тебя, сынок!» или «Я люблю тебя, доченька!». А еще можно купить пресловутого плюшевого мишку. Ну если не мишку, то желанную куклу, ролики, самокат. Да что угодно из того, о чем мечтает ваш ребенок.

Это было открытым текстом сказано в финале спектакля, когда на новую сцену вышло «тайное оружие» - маленькие дети, одетые так же, как герои постановки в начале. Они подарили своим персонажам плюшевых мишек – символ не реализованной детской мечты. Участие в спектакле детей – ход беспроигрышный. Замечательно, что режиссер применил его.

Хочется искренне поблагодарить режиссера, актеров и всю постановочную группу за этот прекрасный спектакль. МЫ, зрители, ждем новых встреч и с Владимиром Быковским, как в режиссерском, так и в актерском амплуа, и с занятыми в «Детском саду №…» актерами.

Ольга Стретта


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Телеграм актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~GcqJi
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *