«Фиалка Монмартра» — премьера с парижским шармом

«Фиалка Монмартра» — премьера с парижским шармом
17 Ноября 2016

Донбасс Опера пополнила свой репертуар. На этот раз опереттой. Впервые на сцене нашего театра была поставлена «Фиалка Монмартра» Кальмана. Произведение, созданное мастером жанра в 1930 году, к числу классических хитов не относится, но, тем не менее, часто ставится во многих театрах, как ближнего, так и дальнего зарубежья.

Каждая опереточная премьера в Донецке, где нет театра музыкальной комедии, вызывает большой резонанс и проходит с аншлагом. Рядовые зрители, далёкие от театрального закулисья и творческого процесса, называют такие постановки лёгким жанром и посещают спектакли, чтобы зарядиться положительными эмоциями. Некоторые музыкальные критики характеризуют любую оперетту тремя словами: «Шик, блеск, красота». Репертуарные новинки этого направления они так же воспринимают, позитивно. Но есть и те, кто убеждён в том, что оперетты должны идти только на сценах театров, специализирующихся именно на этом жанре. Ведь, по сути, этот жанр совсем не лёгок и требует от артистов наличия, как великолепного вокала, так и незаурядных драматических данных и крепкой дружбы с хореографией. Многие противники «оперетты в опере» приводят в пример высказывание знаменитой примы Татьяны Шмыги: «В оперетте надо и петь, и танцевать и играть по-оперетточному», а выпускники консерваторий, пополняющие оперные театры, дескать, не научены ни драматическому, ни хореографическому мастерству. Но с людьми, которые придерживаются такой точки зрения можно поспорить. Уже давно, многие оперные исполнители, как в России, так и на Западе, являются приверженцами теории о том, что человек, владеющий мастерством академического вокала должен быть универсален. Многие помнят концерт Анны Нетребко в Германии, где она исполнила музыкальные номера из «Сильвы». В то время как на конкурсе «Большая опера», который транслируется телеканалом «Культура», оперетте и мюзиклам был отведён отдельный тур.

Что касается Донбасс- Оперы, то премьерой «Фиалки Монмартра» коллектив доказал, что мастера академического вокала, привыкшие к драматическим и трагическим сюжетам оперных постановок, способны и петь, и танцевать, и играть по-оперетточному. Если к большинству оперетт, пополнявших репертуар театра ранее, были вопросы и даже замечания, то интерпретация последнего шедевра Имре Кальмана приятно удивила.

Те, кто знает, что либретто «Фиалки» написано Ю. Браммером и А. Грюнвальдом на основе произведений Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы», невольно сравнивали спектакль с оперой Пуччини «Богема», сюжет которой знаменитые либреттисты Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза писали на основе этого же литературного первоисточника. Сходство прослеживается лишь в наличии молодых деятелей искусства, совместно снимающих мансарду в Париже на улице Монмартр, ставшей обителью для служителей муз. Но события развиваются в соответствии с жанром. Если в «Богеме» ветреная Мюзетта бросает богатого покровителя ради негаснущих чувств к художнику Марселю, то в «Фиалке Монмартра» Нинон Тисье ставит материальное благополучие выше любви и преданности. Если в «Богеме» отношения вышивальщицы Мими и поэта Рудольфа развиваются сложно и завершаются трагической смертью девушки, то в «Фиалке» цветочница Виолетта добивается успеха на театральной сцене и успешно строит личное счастье.

Есть, правда, ещё одна черта, роднящая оперу Пуччини и оперетту Кальмана: это искромётный юмор и лучшие человеческие качества, которые демонстрируют герои.

Режиссером «Фиалки Монмартра» стала Валентина Куркчи-Максина, в прошлом оперная певица. Спектакль в её интерпретации напоминал ожившую картину в стиле французского импрессионизма, направления в искусствепоследней трети XIX — началаXX века, зародившегося во Франции и затем распространившегося по всему миру, представители которого стремились разработать методики и приёмы, которые позволили бы наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передавать свои мимолётные впечатления. В живописи импрессионизм ассоциируется с обилием света и яркими эмоциями. Такой стала и донецкая версия последней оперетты Кальмана. Картины в стиле импрессионизма, использовавшиеся, как реквизит и часть декораций, гармонично сочетались со сценическим действием.


Среди артистов, занятых в спектакле были, как совсем молодые исполнители, так и настоящие мастера сцены. Роль Виолетты на премьере досталась заслуженной артистке Украины Фатьме Касьяненко, блистающей на сцене Донбасс Оперы уже более пятнадцати лет. Обладательница великолепного лирико-колоратурного сопрано подарила зрителям истинное наслаждение. Её голос доставил ничуть не меньше радости, чем при исполнении оперных партий. Оперетточный жанр не чужд певице и к нему она относится положительно. За длительную карьеру, творческий багаж Фатьмы пополнился ролями Адели в «Летучей мыши» Штрауса и Стасси в «Сильве» Кальмана. Отлично удалась певице и роль юной цветочницы Виолетты, которую прозвали фиалкой Монмартра: актерская игра была на высоком уровне, а также изящество, задор, и череда зачаровывающих арий и дуэтов.

Ещё одна опытная певица, лауреат международных конкурсов Анна Максудова, обладательница замечательного меццо-сопрано, порадовала зрителей в непривычном комедийном образе мадам Арно. Те, кто не пропускает ни одной премьеры и регулярно посещает спектакли нашего театра привыкли видеть Анну в совершенно иных актерских амплуа. В её репертуаре есть и сердцеедка Кармен из одноимённой оперы Жоржа Бизе, и страдающая от неразделённой любви дочь фараона Аменерис из «Аиды» Джузеппе Верди, и нежная, любящая Фенена — дочь кровожадного вавилонского диктатора Набукко. Комедийная роль стала новым опытом для певицы, прекрасно вжившейся в образ бывшей артистки парижского театра «Водевиль», не желающей стареть и любящей комплименты. По ходу сюжета оперетты мадам Арно проявляет себя и как прекрасный человек, способный сочувствовать, и в качестве замечательного педагога, передающего творческий опыт Виолетте, начинающей путь на сцене того же «Водевиля».

Удался образ опереточного злодея Джакомо Париджи одному из самых опытных солистов театра Валерию Куркчи. В то же времяАлександр Левчишин получил настоящее удовольствие от роли служителя муз, дядюшки Франсуа, подарив немало позитива зрителям.

Среди молодёжи приятно удивил семейно-творческий союз баса Максима Алексейчука и его жены, сопрано Екатерины Алексейчук. Ребята достойно продолжают династию, будучи оперными певцами уже не в первом поколении. Максим — сын Юрия и Галины Алексейчуков, которые продолжают работать в Донбасс Опере, доказал своим примером, что далеко не всегда работает расхожая поговорка, гласящая, что на детях талантливых людей «природа отдыхает». В случае с этим молодым солистом, природа не просто позволила ему унаследовать голос отца, но даже превзойти родителей в плане высокого уровня актёрского мастерства. Он отлично справился с ролью солдафона Фраскатти, бывшего генерала-кавалериста, занимающего по сюжету должность министра изящных искусств. Максим вжился в образ героя и произносил реплики без пафоса и наигранной театральности. Преуспела и Екатерина Алексейчук, заявившая о себе ещё на конкурсе имени Соловьяненко, где стала лауреатом. В её исполнении натурщица Нинон Тисье, ставшая актрисой «Водевиля» стараниями министра Фраскатти, выглядела капризной, кокетливой, самоуверенной особой с завышенной самооценкой. В танцевальных номерах Екатерина была пластичной, грациозной и понимала, что танцует героиня, о чём и свидетельствует каждое па в её исполнении.

Достойно выглядели и Владимир Хамраев в роли художника Рауля Камье, и Вадим Воловчук, которому досталась роль поэта Эрве. Порадовал совсем ещё неопытный Григорий Шафир в роли композитора Флоримона, показавший, несмотря на волнение, достойный уровень драматической игры, и юношеский задор, с которым его персонаж пробивает написанную им оперетту, а также, неплохое умение танцевать.

Итак, премьера удалась. Новинка, наверняка, надолго приживётся в репертуаре. А шероховатости, которые присутствуют в каждом новом спектакле, будут отшлифованы через 5-6 показов. Главное, что замечания хочется сделать не солистам или режиссёру, как это было, например, лет пятнадцать назад, когда ставили «Летучую мышь», а тем, кто занимался подбором костюмов. Не производит впечатления карнавальный наряд на мадам Арно в конце второго действия, по фасону он напоминает нелепую пижаму. Ни к чему и восточные костюмы на девушках из кордебалета, исполняющих танец во втором акте, когда звучит ария, повествующая о том, что этот самый танец «привёз американец». Режут глаз и жёлтые купальники кислотного оттенка на балеринах, не гармонирующие с красно-чёрными юбками при исполнении канкана. Но это мелкие недостатки, ликвидировать которые легко. Главное, что творческий уровень спектакля доказывает, что на сцене оперного театра могут идти оперетты.

Ольга Стретта

Количество показов: 522


Публикуем в Facebook актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~YuoSG
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости

 




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *