«Лебединое озеро» — снова на сцене Донбасс Оперы

«Лебединое озеро» — снова на сцене Донбасс Оперы
23 Января 2017

В минувшие выходные в Донбасс Опере состоялся премьерный спектакль. Зрителей порадовали восстановленным балетом Чайковского «Лебединое озеро».

Начиная с 1948 года, этот шедевр не исчезал из репертуара Донецкого театра оперы и балета. В последний раз, в мирное время, балет показывали 5 апреля 2014 года, за несколько дней до начала активных боевых действий в Донбассе. Потом коллектив переживал сложные времена: балетная часть труппы разъехалась, найдя применение своим талантам на сценах театров России и Украины.

В охваченном гражданской войной Донецке остались лишь самые преданные родному городу танцовщики и балерины. Многие постановки ушли из репертуара просто потому, что некому было танцевать. Но сила духа, присущая жителям Донбасса взяла верх над всеми испытаниями и, после сложнейшего первого военного сезона 2014-2015 года, когда артисты вдохновенно служили искусству на величайшем энтузиазме, началось возрождение как балетного цеха, так и восстановление репертуара.

Кто-то из танцовщиков возвращался домой, но приходили и новые таланты, мечтавшие танцевать именно на донецкой сцене. Первыми ласточками стали вечера одноактных балетов. А позже началось и восстановление таких грандиозных хореографических полотен, как «Лебединое озеро».

О том, что величайший из русских балетов снова вернётся в репертуар нашего театра впервые сообщили в 2016 году. Тогда же прошел и первый показ возрожденного шедевра. Но, по совету знакомых театроведов, я решила посетить третий премьерный спектакль, чтобы увидеть его без присущих новинкам шероховатостей. И не ошиблась.

О восстановленном в «Донбасс Опере» «Лебедином озере» хочется говорить лишь в превосходных степенях. Даже при большом желании покритиковать что-либо в этой постановке, сложно отыскать повод для придирок. Были и великолепные декорации, и замечательные костюмы, и, самое главное, огромнейшее вдохновение, с которым танцевали все исполнители.

Вниманию донецких зрителей была представлена традиционная, классическая редакция «Лебединого озера» с хореографией Мариуса Петипа и Льва Иванова, давшая балету, написанному в 1876 году, второе рождение, спустя почти 20 лет.

Сегодня, когда «Лебединое озеро» триумфально шествует по сценам самых известных театров мира, трудно поверить, что его первая постановка провалилась, а само произведение писалось Чайковским лишь ради получения гонорара. Но, тем не менее, это так.

Пётр Ильич слыл мастером симфонического жанра, был автором нескольких опер, цикла романсов и камерных произведений и к заказу Московской императорской труппы на написание музыки для балета на тему сказки немецкого писателя Музеуса «Лебединый пруд» отнёсся, как к возможности подзаработать. Не расстроила его и провальная премьера первой версии балета, либретто которого заметно отличалось от того, какое знакомо современным зрителям. В первой версии Одетта была принцессой, скрывавшейся в образе лебедя от чар злой колдуньи, своей мачехи.

Был такой персонаж и в балете: ведьма появлялась на сцене в обличье совы. В финале влюбленный принц срывал с головы девушки корону и из-за этого они оба гибли. Первых хореографом, ставившим «Лебединое озеро» был Венцель Рейзингер. По мнению некоторых современников, для того, чтобы правильно преподнести гениальную музыку Чайковского, ему просто напросто не хватило таланта. Другие винят в провале премьеры приму Анну Собешанскую, конфликтовавшую с композитором и требовавшую написать для неё сольный номер в третьем акте.

Чайковский пошел на встречу балерине, когда узнал, что вместе с хореографом они уже репетируют такой номер на музыку Минкуса, и капризная прима требует, чтобы это вошло в балет. Чайковский написал для Собешанской музыку таком же темпо-ритме и так в третьем акте появилось па-де-де принца Зигфрида и Одиллии, дочери колдуна Ротбарта.

Есть в другой версии балета и русский танец в третьем акте. Его композитор написал для бенефиса другой примы, исполнявшей главную партию – Полины Карпаковой, так как Собешанская считала па-де-де чуть ли не своей собственностью.

Все эти ухищрения с примами тех лет не спасли постановку от провала. Комплиментов публики удостоился только художник Карл Вальц, применивший особую технологию создания пара для имитации тумана над озером. Такая же судьба ожидала и вторую редакцию балета. И лишь 19 лет спустя после премьеры, в 1895 году «Лебединое озеро» реанимировали Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов.

От канонов классической хореографии, присущей большинству балетов 19 века новаторы отошли. Переработке поверглось и либретто. Из сюжета исчезла злая мачеха-сова и Одетта из принцессы была превращена в заколдованную королеву лебедей. А главным злодеем стал колдун-филин Ротбарт, превративший Одетту и её подруг в птиц. Но и в этой версии оставался трагический финал. Принц Зигфрид женился на дочери колдуна Одиллии, Одетта умирала, не выдержав предательства. А сам принц был повержен в схватке с Ротбартом.

Счастливый финал появился лишь в 1953 году, когда за постановку «Лебединого озера» на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко взялся балетмейстер В.П.Бурмейстер. Второй акт, поставленный в конце 19 века Львом Ивановым, он сохранил полностью. Также вернул ту часть музыки, которую прежние хореографы исключили из партитуры, и изменил финал. Теперь история завершалась не смертью главных героев, а полной победой добра над силами зла.

Остался счастливый финал и в большинстве современных постановок балета. Не отошли от этого и в Донецке. Примечательной особенностью спектакля стало то, что Партии Одетты и Одиллии танцевали разные балерины, хоть в последние десятилетия мы привыкли к тому, что обе роли исполняла одна танцовщица.

Когда-то, еще в 50-е годы минувшего столетия, на экраны вышел фильм со сценами из самых известных балетов Мариинского театра, в котором Одетту танцевала легендарная Галина Уланова, а Одиллию – не менее известная Наталья Дудинская. Кстати, именно она потом совершила педагогическое чудо, превратив ненадолго одну из своих не самых одаренных учениц в балерину Анастасию Волочкову.

В Донецкой постановке роль белого лебедя, вполне закономерно, досталась сегодняшней бесспорной приме заслуженной артистке Ирине Комаренко, вытянувшей на своих хрупких плечах все военные театральные сезоны. Большой творческий опыт позволил балерине максимально передать все чувства и переживания своего персонажа.

Ирина, как всегда, покорила трепетностью, нежностью, потрясающей пластикой. Техничной и выразительной была в этот вечер и Одиллия в исполнении Ольги Кудри. Мощное отрицательное обаяние ее героини покорило зал, вызвав бурю аплодисментов. В роли принца Зигфрида перед зрителями предстал Константин Якивец, который пришёл на работу в «Донбасс Оперу» уже в годы войны и сумел доказать. Что уровень его мастерства позволяет танцевать ведущие партии. Образ романтического героя, страстно влюбленного и готового уничтожить все преграды на пути к счастью, у него получился отлично.

Нельзя не отметить и исполнителей небольших, но виртуозных партий Шута (Денис Алифанов) и Ротбарта (Роман Белгородский), ярко и талантливо станцевавших своих персонажей.

На восстановлении «Лебединого озера» театр останавливаться не собирается. Уже в начале февраля вниманию зрителей предлагается возрождённый балет «Пер Гюнт» на музыку Грига, поставленный Вадимом Писаревым. Сейчас сменилось поколение танцовщиков и в спектакле можно будет увидеть как трактуют образы полюбившихся героев норвежского эпоса молодые таланты из балетного цеха нашего театра.

Надеемся, что и реанимация «Пер Гюнта» не станет финальной точкой в таком замечательном процессе, как восстановление довоенного репертуара нашего театра.


Ольга Стретта



Публикуем в Телеграм актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~cJ2aI
0
Гость
Вообще-то Ротбарта танцевал Денис Алифанов!
Имя Цитировать 0
0
Николай Волобуев
Цитата
Гость написал:
Вообще-то Ротбарта танцевал Денис Алифанов!

Денис, это вы?))
Имя Цитировать 0
0
Гость
Я не Денис, а авторам не помешало бы быть повнимательнее!
Имя Цитировать 0
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *