«Летучий корабль» приземлился в донецком муздрамтеатре

«Летучий корабль» приземлился в донецком муздрамтеатре
27 Декабря 2016

В канун наступающего 2017 года в Донецке «приземлился» «Летучий корабль». Приземлился на сцене Донецкого академического музыкально-драматического театра стараниями режиссёра-постановщика Анны Цыбань. Долгожданного и дорогого гостя встречала огромная армия маленьких зрителей, мечтавших совершить захватывающее путешествие в мир сказки.

Началось это путешествие в фойе второго этажа театра, где детей и их родителей встречала красавица-ёлка. Утренник с участием весёлого петушка, символа наступающего года по китайскому календарю, хитрой лисички и главных героев новогодних праздников – Деда Мороза и Снегурочки подарил ребятам заряд бодрости и хорошего настроения. Поэтому в зрительный зал они пришли в ожидании чудесного продолжения праздника. И их ожидания оправдались.

«Летучий корабль» — сказка, знакомая уже нескольким поколениям по знаменитому музыкальному мультфильму, песни из которого давно стали хитами, вернулась в репертуар донецкой муздрамы спустя три года. Её первая премьера на сцене нашего театра состоялась в декабре 2013-го. Потом – война, потери, разрушения, страшные ночи и дни под обстрелами и огромное желание не просто выжить, но и доказать всему миру, что Донбасс – это не только угольная и металлургическая промышленность, но и высокая культура с фестивалями, традициями и новыми поколениями деятелей искусства, готовыми нести зрителю разумное, доброе, вечное. В числе таких людей, конечно же и режиссёр Анна Цыбань – любимица маленьких зрителей, добрая сказочница, умеющая не просто замечательно интерпретировать на сцене готовые пьесы, а способная лично писать адаптации известных детских произведений для постановки в театре. Взяв за основу народную сказку про летучий корабль, Анна создала качественную пьесу, скромно представив себя лишь автором инсценизации. В действительности у неё получилось новое произведение, где от оригинала осталась лишь сюжетная канва и большинство действующих лиц. Но каждый герой в инсценизации Анны Цыбань стал абсолютно новым персонажем, с характером, не похожим ни на тот, который был у его тёзки в мультфильме, ни на первоисточник из области устного народного творчества. Действующие лица сказки осовременены так, что становятся близки и понятны сегодняшнему подрастающему поколению, но их поступки и чувства базируются на традициях, пришедших к нам из глубины веков, вместе со сказками наших бабушек и прабабушек. И такое трепетное отношение к истории и нравственным принципам сегодня просто необходимо для того, чтобы наши дети росли, следуя верным ориентирам в жизни.

В старинных русских традициях создали костюмы и декорации к спектаклю художник по костюмам Ольга Кузнецова и художники-постановщики Кирилл Еремин и Руслан Фадиенко. Сверкали буйством красок сарафаны царевны Забавы и её подруг, звали в хоровод цыганские юбки Бабы Яги и её сестёр, вызывал восхищение наряд Водяного, передвигавшегося по сцене вместе с хвостом и пеньком, на котором существо, мечтающее летать, было вынуждено проводить большую часть своего времени. Оригинальной находкой стали костюмы волшебных инструментов, с помощью которых влюблённый в царевну плотник Иван строил летучий корабль. В сценографии воображение зрителей поразил сам летучий корабль, взмывший в финале над сценой. А во время действия удачной находкой стала видеопроекция на заднем плане за декорациями, где менялось время суток, летали на ступе дочери Бабы Яги, падали и зажигались звезды.


Большим плюсом стала музыкальная составляющая. В донецкой муздраме артисты-вокалисты уже давно научились играть драматические роли, а драматические актёры – петь. Грань между ними стёрлась, превратив всех в универсальных мастеров, способных потянуть самые сложные роли в мюзиклах. Можно отнести к числу детских мюзиклов и этот спектакль, где каждый актёр исполняет по несколько музыкальных номеров. Стараниями хормейстера Татьяны Пашук всё удалось сделать на высоком уровне. Под бурные аплодисменты зала звучали и известные хиты, такие как частушки Бабок Ёжек, песня царевны Забавы «А я не хочу, не хочу по расчёту…» и песня Водяного «А мне лететь охота», и новые вокальные номера, написанные специально для этой постановки.


Поменялся в сравнении с 2013 годом актёрский состав, задействованный в спектакле. Многие в 2014 году уехали из Донецка и большинство ролей играли абсолютно новые, молодые исполнители. Поэтому появление на сцене старожилов вызывало массу эмоций. В их числе оказались Сергей Банников, игравший глупого царя, отца Забавы и неподражаемая Елена Мартынова в роли главной Бабы Яги.

В образе царевны Забавы предстала очаровательная Елена Лесогорова, знакомая как маленьким, так и взрослым зрителям по ролям лирических героинь во многих спектаклях. На этот раз героиня Елены оказалась личностью многогранной. Если в постановке 2013 года Забава была просто капризной и своенравной царской дочерью, полюбившей плотника Ивана из-за протеста, против воли венценосного отца, то в новой версии она превращена в работящую и добрую девушку, с удовольствием общающуюся с простыми дворовыми крестьянками, и плотник привлекает её добрым сердцем и романтичным нравом. У новой Забавы нет гордыни и спеси и, даже общаясь со злодеем Полканом, она старается быть любезной и не надменной, хоть и не питает к нему никаких добрых чувств. Протест против воли отца, решившего выдать её замуж по расчёту, для Забавы — не борьба за личную свободу, а стремление отстоять свою искреннюю и светлую любовь к Ивану.


Молодой актёр Артем Чумачок, сыгравший плотника Ивана, тоже значительно обновил образ. Его герой лишён хитрости и лукавства, он – простой парень, умеющий и любящий свою профессию и мечтающий о простом человеческом счастье. Строить это счастье Иван готов собственными руками, как летучий корабль. Общаясь с лесной нечистью вроде Водяного или Бабы Яги, он не старается обхитрить, обвести их вокруг пальца. Советы Ивана просты и даются лесным жителям с такой искренностью, что подкупают даже таких неоднозначных созданий, привыкших к тому, что люди их, мягко выражаясь, недолюбливают. Иван становится исключением из этого правила. Младшую дочь Бабы Яги он спасает, думая, что девочка заблудилась в лесу, даже не подозревая, что сам становится добычей. Находит он общий язык и с Водяным, страдающим от одиночества. Ярким проявлением дружбы становится момент, когда Иван говорит волшебные слова Полкану, грозящему оторвать хвост Водяному.

Прекрасно вжился в образ Полкана Константин Банников. Роль злодея, невзирая на то, что персонаж сказочный, он играл без пафоса и надрыва, без картинных поз и гримас. Отличной находкой стал сундук с богатствами, которые Полкан носит с собой везде, опасаясь ограбления. Мрачный, зацикленный на одних лишь деньгах, он уверен, что счастье измеряется размерами кошелька. Ведь если ты можешь купить целое царство вместе с царём и его короной, то почему бы не добавить к этому ещё и красавицу-жену царских кровей? В конце, оказываясь арестованным за мошенничество, Полкан так и не понимает, где и в чем совершил ошибку. К счастью, маленькие зрители это поняли и самые юные из них даже пытались донести истину до ушей героя выкриками из зала.


Царя, отца Забавы играл неподражаемый Сергей Банников, актёр без амплуа, способный одинаково хорошо справляться как с драматическими или трагическими, так и с характерными или комическими ролями. Его царь в «Летучем корабле» — пример глупца, считающего себя образцом ума, хитрости и коварства, мастером интриг и заговоров. Благодаря такому роковому заблуждению он и попадает в долговую зависимость от Полкана. Но даже в такой ситуации царь не унывает и готов подхватить утраченную корону, как только предоставляется подходящий случай.

Водяного уже не одно поколение знает благодаря известному мультфильму «Летучий корабль», в котором он поёт своё знаменитое: «А мне летать, а мне летать, а мне летать охота…». Грим Романа Горовых в спектакле нашего театра и костюм с длинным хвостом были один в один с мультяшным! Но на этом сходство и заканчивалось. Водяной из спектакля не просто добрый и одинокий, он ещё и персонаж интеллигентный и простодушный. Последнее качество роднит его с Иваном и порождает их дружбу. А вот сестры Бабки Ёжки, ну совсем не готовы принимать такого брата и категорически не желают с ним общаться.

Сцена с Бабой Ягой в новой версии изменена кардинально. От старой постановки остался только тот момент, в котором Баба Яга и ее родня хотят съесть Ивана. Если в версии 2013 года дочка у ведьмы была только одна, то сейчас 1000-летняя бабулька стала многодетной матерью и воспитывает в гордом одиночестве аж троих дочек. В главную, самую старшую Бабу Ягу перевоплотилась Елена Мартынова, мастерица характерных ролей. В «Летучем корабле» её Яга – вся в хлопотах по поводу празднования своего тысячелетнего юбилея.

Но старшая дочка (Светлана Скрипниченко) и средняя (Екатерина Панкова) озабочены совсем иными вещами: выяснением, кто виноват в том, что единственная ступа потерпела крушение и восстановлению не подлежит. И если бы не младший отпрыск Яги, очаровательная Агуша в исполнении маленькой Екатерины Парыгиной, то не видать бы юбилярше никакой добычи.


Участие в спектакле детей стало его изюминкой. А для воспитанников детской театральной студии «Перспектива», расположенной на базе нашей муздрамы, сценический опыт просто бесценен. Кроме Кати Парыгиной, в сказке был ещё один маленький персонаж, написанный специально для воспитанников студии – это мальчик, брат плотника Ивана, роль которого досталась 11-летнему Ване Гермогенову. Имеет отношение к «Перспективе» и Катя Панкова, дебют которой на театральной сцене состоялся в мюзикле «Милый друг».

Вместе со сказкой «Летучий корабль» в жизнь детей вошло и чудо. Юные зрители увидели, что добро всегда побеждает зло, а искренняя любовь и верная дружба способны творить настоящие чудеса.

Ольга Стретта


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Вконтакте актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~Z8NX2
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *