«Новые «друзья» Кронки» — добрая рождественская сказка для взрослых

«Новые «друзья» Кронки» — добрая рождественская сказка для взрослых
29 Ноября 2016

Донецкий музыкальный драматический театр провёл ноябрь нынешнего года под девизом: «Ни одной недели без премьеры». 10-го числа – восстановленный спектакль на новой сцене «Осторожно: двери закрываются!», 17-го – вернувшийся в репертуар водевиль «Случайная невеста», а 26-го – абсолютно новая работа на основной сцене, спектакль «Новые «друзья» Кронки».

Любителям театра старших поколений это произведение больше знакомо под другим названием – «Дорогая Памела» в переводе Григория Горина. Пьеса шла во времена СССР на многих сценах самых известных театров союза и была даже телеверсия, вышедшая на экраны в 1985 году. Не потеряло популярности это произведение и в более поздние годы. В 90-е и «нулевые» «Дорогую Памелу» подхватили антрепризные коллективы, росшие в те годы, как грибы после дождя. Роли в многочисленных постановках играли как знаменитые и по-настоящему талантливые актеры, так и звезды-однодневки, засветившиеся в одном-двух сериалах. Давно привлекала эта пьеса и коллектив нашего музыкально-драматического театра. К работе над постановкой подошли ответственно и решили представить собственную версию пьесы Джона Патрика. Нет, не переписанную и переработанную по собственным лекалам, а максимально приближённую к оригиналу.

Оказалось, что Григорий Горин сделал в своё время достаточно вольный перевод драматургического первоисточника. Поэтому в донецкой муздраме обратились к оригинальному английскому тексту и занялись созданием собственной русской версии произведения. Переводили Елена Якушева и режиссёр Игорь Рыбчинский.

Изменили и название пьесы. Если по версии Горина её именовали «Дорогая Памела», то сам Джон Патрик, оказывается, озаглавил своё творение «Все любят Опал», где Опал – имя главной героини. Именно Опал, а не Памела. Но и это название наш театр решил переделать и сначала на афишах появился анонс постановки «А не пришить ли нам старушку». Но перед самой премьерой это, удачное с коммерческой точки зрения, название было заменено на «Новые «друзья» Кронки», где Кронки – фамилия главной героини. Жанр постановки определили как мелодраматический детектив, что тоже стало весомым отличием от версии Г. Горина, позиционировавшего свой перевод как комедию. Премьера «Новых «друзей» Кронки» прошла при традиционном для нашего муздрамтеатра аншлаге.

Спектакль оставил позитивные впечатления, но возникли и вопросы, касающиеся постановки.

Режиссёр сделал попытку превратить комедию в психологическую мелодраму с элементами детектива. И это стремление породило некоторые противоречия в сценографии. Например, периодическое появление кордебалета из танцовщиков, наряженных в костюмы обитателей трущоб, больше подходит для мюзикла. Хоть нельзя не отметить замечательную работу балетмейстера Максима Кудицкого, стараниями которого наши танцовщики показали нетривиальные хореографические этюды под сопровождение барабанной дроби, ещё раз подтвердив свой высокий творческий уровень. Однако, в этом спектакле ребята выглядели чужеродным элементом, не вписывающимся в жанр. Нервировала и периодически звучавшая барабанная дробь, назначение которой, видимо, сводилось к тому, чтобы подчеркивать самые напряженные эпизоды.

В остальном спектакль получился удачным. И в этом заслуга замечательных актеров, занятых в постановке. Роль Опал Кронки досталась Валентине Саврасовой. Она сумела представить образ, кардинально отличающийся от Памелы, к которой привыкли зрители старших поколений, видевшие пьесу в переводе Горина на лучших сценах Москвы или Петербурга. Вживаясь в роль, актриса шла от имени персонажа: Опал – полудрагоценный камень, напоминающий при плохом освещении обычную слюду, но играющий в солнечных лучах всеми красками. Такова была и мисс Кронки Валентины Саврасовой. Сразу хочется отметить, что Опал у неё получилась не древней старушкой, а дамой средних лет, ещё полной сил и энергии. На глазах зрителей она перерождалась из серой мышки, уверенной в своей некрасивой внешности, в счастливую и даже немного влюбленную женщину, расцветающую в лучах любви к ней со стороны мошенника Сола Бозо. С самого начала спектакля мисс Кронки покорила душевными качествами, которые скоро можно будет чуть ли не в «Красную книгу» заносить. Несмотря на тяжелую жизнь, обилие несчастий и невзгод, удручающее одиночество, при котором единственным близким существом остается старый кот, Опал сохранила и доброту, и веру в людей, и стремление помогать окружающим. Она сумела не обозлиться на свою судьбу и даже научилась прощать тех, кто причиняет ей зло. В результате жизнь героини совершила крутой поворот, преподнеся невероятный подарок в виде людей, ставших для неё близкими. Это похоже на рождественскую сказку. И так хочется верить, что хоть изредка сказка может стать реальностью.


Трио аферистов, задумавших сначала застраховать на большую сумму, а потом убить Опал Кронки, сыграли опытные актеры, хорошо знакомые зрителям по ярким работам во многих спектаклях нашего театра. Сол Бозо в исполнении Виталия Юсупова получился существом добродушным, несмотря на злодейские устремления в первой части спектакля. Не идет актеру с мощным комедийным амплуа личина преступника и даже такой образ он сумел снабдить массой юмора с включениями гротеска. На грани фарса было первое появление Сола на сцене, когда он убегал от полицейских, заставших его в ванной. По сути Бозо в интерпретации Юсупова получился эдаким добродушным парнем, которого жизнь скрутила в бараний рог, вынудив встать на путь мошенничества. Но лучшие качества сохранились в глубине его души и для обретения новой жизни ему был нужен лишь толчок, которым стала встреча с Опал. Он сразу начал симпатизировать этой странной женщине, маскируя свое отношение к мисс Кронки необходимостью завоевать её доверие, чтобы уговорить застраховать жизнь. Истинные чувства всплыли лишь в эпизоде, когда Опал сбила машина и все подумали, что она уже мертва.


В отличии от Сола Бозо Глория Гулок, роль которой сыграла Анна Якубовская-Васина, никогда не была доброй девочкой. С детства она стремилась добиться успеха и владеть большими деньгами, пренебрегая чувствами. Ради достижения цели Глория была готова идти не только по головам, но и по трупам. Встреча с мисс Кронки настолько изменила девушку, что она начала духовно перерождаться. По сюжету Глория первой отказывается от идеи «пришить старушку». Для неё теплота и забота со стороны Опал становятся настоящим откровением, ведь ранее она не знала, что это и не получала любви даже от родной матери, которую ненавидит. Стараниями Анны Якубовской-Васиной зрителю заметны не только внешние, но и внутренние перемены героини. Если в первых эпизодах движения Глории резкие, порывистые, а речь звучит как команды армейского прапорщика, то после неудачной попытки убить мисс Кронки, когда «старушка» благодарит девушку якобы за свое спасение, начинаются разительные перемены и бывшая мошенница становится более женственной и мягкой. Уходит и эгоизм. Глория уже начинает думать не только о своем благе, но и пытается проявлять заботу об Опал, ставшей для неё родным человеком. Просыпается и совесть. Девушке становится стыдно от того, что мисс Кронки отдает ей все свое сбережения на покупку платья лишь потому, что видит, как Глория грустит и старается таким образом поднять ей настроение. Верхом духовного перерождения этой героини становится осознание своих истинных чувств к Брэду Винеру. Глория сначала приходит в ужас понимая, что она полюбила, причем предмет её обожания человек грубый, циничный и беспринципный. Но в финале девушка находит в себе силы первой признаться в любви.


Брэда Винера сыграл Владимир Быковский, актер с широким творческим амплуа, способный на высоком уровне презентовать как положительного, так и отрицательного героя, как комедийного персонажа, так и драматического или характерного героя. В этой постановке ему достался злодей. К работе над образом Брэда Владимир Быковский подошел, как и положено профессионалу высокого уровня, попытавшись оправдать действия Винера. Именно такая трактовка помогла сделать ученого-неудачника, потерявшего одно легкое после отсидки в тюрьме за мошенничество, не картинным злодеем, а живым человеком, у которого есть как темная, так и светлая сторона души. В отличии от подельников, Брэду понадобилось гораздо больше времени, чтобы переродиться духовно. Виной всему его непомерное честолюбие, гордыня и стремление не просто к большим деньгам, как у Глории, а желание проявить себя как ученый и доказать всему миру на что он способен. Тщетность и суетность всех своих честолюбивых желаний Брэд понимает лишь тогда, когда Опал Кронки отвечает добром на причиненное ей зло и оправдывает Брэда перед своих другом-полицейским после попытки Винера убить её. Добро и свет, потоком льющиеся от этой женщины, становятся своеобразным водным потоком, погасившим пламя ненависти и жажды власти в сердце химика-неудачника.

Есть в спектакле ещё два персонажа, которые не проходят духовное перерождение, но тоже греются в лучах неугасающего позитива и оптимизма мисс Кронки – это полицейский Джо Янки и доктор. Медработник в блестящем исполнении Василия Гладнева не обладает достаточным уровнем профессионализма и Опал помогает ему справляться в больными шейными позвонками, доставляющими немало дискомфорта. А служитель закона, которого сыграл заслуженный артист Сергей Лупильцев, внешне напоминает эдакую несокрушимую скалу, но на самом деле тонко чувствует и понимает людей. Проницательность помогает ему сразу заподозрить в дурных намерениях проникших в дом мисс Кронки мошенников. Выработанная годами интуиция приводит Джо в дом Опал в самый роковой момент, когда Брэд напоил её снотворным и уже готовился поджечь ветхое строение.


Счастливый конец вселяет веру в справедливость и надежду на то, что такие люди, как мисс Кронки – не стопроцентный вымысел драматурга, создавшего идеал человека с прекрасным внутренним миром и лучшими душевными качествами. Несмотря на то, что пьеса была написана Джоном Патриком в 60-е годы 20-го века, она не утратила своей актуальности и сегодня, когда мир вокруг становится всё более и более страшным. Поверить в то, что люди, подобные Опал Кронки могут жить среди нас, сложно. Но, это так. Просто эти беззлобные, абсолютно лишенный агрессии создания мало заметны и часто их, как и главную героиню спектакля, все окружающие воспринимают как чудаков или даже людей с проблемами психики.


Война в Донбассе выявила таких людей, и они смогли себя проявить без осуждения со стороны общества. Они бесплатно работали в госпиталях и лечили раненых, они возили гуманитарную помощь в прифронтовые, регулярно обстреливаемые, города и поселки, они выходили из бомбоубежищ в Дебальцево, чтобы покормить оставшихся без надзора собак, что часто заканчивалось их гибелью. А ещё люди, подобные Опал, несли часть скромных запасов продуктов и не бывшие лишними вещи беженцам, приезжавшим в Донецк из Славянска, Краматорска, Красноармейска.

Перед началом спектакля с журналистами пообщалась генеральный директор - художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Наталья Волкова. На вопрос о возрастном цензе для зрителей она ответила, что постановка рассчитана на людей от 14-ти лет. И это очень порадовало. Ведь подростки обладают стремлением подражать любимым героям. Хочется верить, что Опал Кронки западет в душу хотя бы части из них, они посмотрят спектакль и попытаются быть похожими на героиню пьесы. Может быть тогда окружающий мир станет хоть немного добрее.

Ольга Стретта

Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Viber актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~eYFR4
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *