«Осторожно: двери закрываются!» — печальная повесть о безразличии и трусости

«Осторожно: двери закрываются!» — печальная повесть о безразличии и трусости
17 Ноября 2016

В репертуаре нашего музыкально-драматического театра этот спектакль впервые появился три года назад. Тогда он произвёл на зрителей неоднозначное впечатление: кого-то пьеса шокировала, других же привела в восторг. Но равнодушным зал не покидал никто.

Билеты на малую сцену, где шла постановка «Осторожно: двери закрываются!» раскупались поклонниками театрального искусства заранее. Также спектакль игрался специально для старшеклассников и студентов. Потом, этот контингент зрителей оставался в зале малой сцены, где тогда шла пьеса, общался с артистами и представителями постановочной группы. «Осторожно: двери закрываются!» не относится к числу тех представлений, которым театральные критики присваивают категорию «зрелище для массового зрителя». Драматургический материал заставляет думать и анализировать ситуации, складывающиеся на сцене, примерять их на себя.

С началом боевых действий на Донбассе спектакль ненадолго ушёл из репертуара. Театр покинули некоторые артисты, задействованные в постановке, рассчитанной лишь на один состав. Да и моральное состояние зрителей, посещавших нашу «муздраму» в сезоне 2014-2015, не позволяло нагружать их психику дополнительно. Поэтому, репертуарная политика строилась так, чтобы приоритетным стал лёгкий жанр, поэтому донецких театралов радовали, в основном, комедиями. Сложно сказать, насколько изменилось что-либо сейчас, осенью 2016-го. По-прежнему стреляют, по-прежнему гибнут мирные жители. Однако, руководство и коллектив театра сочли возможным возрождение, или, как говорят специалисты, восстановление спектакля. Служители искусства из донецкой «муздрамы» нашли в пьесе очень актуальную идею: противостоять злу гораздо легче, если делать это сообща, объединив силы. И вот, 10 ноября состоялась премьера обновлённого спектакля «Осторожно: двери закрываются!».

Три года назад режиссёром этой постановки был Вадим Пинский. Сейчас над восстановлением трудилась Анна Цыбань, выступавшая ранее, как ассистент режиссёра. Пьесу представили на новой площадке, открытой под сводами театра в нынешнем сезоне и названной «Новая сцена». По размерам этот зал, как и сценическое пространство, больше, чем «Малая сцена». Поэтому, декорации пришлось обновлять, а отдельные детали — даже изготавливать с нуля. Благодаря этому, сценическое действо приобрело максимальную реалистичность. Как и на «Малой сцене», на новой площадке между зрителями и актёрами никаких преград. Служители Мельпомены не имеют возможности прятаться за грим, детали костюма или декорацию, и должны играть на пределе своих сил, чтобы восхищать зрителей искренностью и натурализмом переживаний и эмоций. Стараниями занятых в спектакле актёров и постановочной группы эти непростые задачи были выполнены на отлично.

Казалось бы, драматургическая основа, киносценарий, адаптированный для театральной сцены, основан на жёсткой сюжетной линии и подходит под жанр триллера. Режиссёром такого спектакля, на первый взгляд, должен быть мужчина. И в первой версии, показанной в 2013 году, так и было. Действо смотрелось на одном дыхании, порой зрители ощущали себя внутри происходящего и от переживаний начинало бешено колотиться сердце. Получилось ли сохранить атмосферу триллера у Анны Цыбань, которую многие постоянные посетители театра называют главной сказочницей, так как именно она ставит почти все детские спектакли? Да, получилось! И не просто сохранить, но и накалить её ещё больше. Анна подходила к работе над восстановлением постановки, основываясь на том, что триллер, известный как фильм «Случай в метро» — не просто напряжённое, остросюжетное повествование о том, как два хулигана терроризировали пассажиров вагона подземки в Нью-Йорке, но также история, пропитанная глубоким психологическим смыслом. Поэтому её версия, с сохранением реплик, атрибутики и сюжетной канвы, стала более острым психологическим экспериментом, чем это было три года назад. По-прежнему, спектакль смотрится на одном дыхании и билеты на него спешат купить не только те зрители, которые не успели посетить «Малую сцену» в 2013-м, но также и театралы, которым посчастливилось посмотреть «Осторожно: двери закрываются!» ранее.

Итак, мы на «Новой сцене». Несмотря на то, что зал здесь гораздо больше, чем на «Малой сцене», у тех, кто пришёл на премьеру, сразу возникало ощущение, что они зашли в вагон метро. На помосте, декорации платформы подземки, лежал персонаж, роль которого без единой реплики, но именно с него начинается конфликт в сюжете. Пьяница (Андрей Болдарев), задремавший на станции Нью-Йоркского метро, мелькавшие неоновым светом неисправные вывески со схемами линий подземки и расписанием движения поездов, натуралистичная декорация вагона — сразу погружали зрителей в атмосферу того, что будет происходить в ходе сюжета. Актёры выложились ради этого по максимуму, причём почти все из них по основному образованию вокалисты, а не драматические артисты.

Начать анализ того, как и кому удалось воплотить в постановке образы своих героев хотелось бы с главных злодеев: Джо Ферроне и Арти Коннорса. Роман Горовых, исполнивший роль Джо уже успел покорить зрителей обаянием отрицательного персонажа три года назад. Сейчас он решил, что образ можно и подкорректировать. Его Ферроне стал более сдержанным, и вся мерзкая сущность Джо выливалась за счёт внешних эффектов и поведенческой манеры, а выражалась в его взгляде, мимике и даже в эмоциональном посыле. Изменился и Арти в интерпретации Константина Банникова. Персонаж трёхлетней давности был толстым увальнем, пытавшимся показать свою крутизну перед более старшим и опытным приятелем. Сейчас Арти Коннорс совершенно не напоминал подростка, решившего показать, что он повзрослел. Перед залом предстал законченный подонок, от одного только взгляда которого стынет кровь в венах. Действия Арти продуманы, и от издевательств над людьми он получает удовольствие.


Претерпел изменения и образ солдата Феликса Телфинджера, роль которого досталась молодому актёру Давиду Чангазия. Герой стал смелее и решительнее. Как в кинематографическом первоисточнике, так и в первой постановке этого спектакля на донецкой сцене, Феликс был парнем, не желавшим вмешиваться в конфликт и пытавшимся выехать на позиции «моя хата с краю», но в исполнении Давида раненый солдат превратился в парня, не терпящего хамства и готового броситься в бой с несправедливостью. В финале, по замыслу драматурга, рядовой Телфинджер убивает Ферроне в порыве гнева, не контролируя себя. Но в обновлённом спектакле Феликс действует осознанно и с самого начала конфликта с Ферроне и Коннорсом он ждёт возможности обезвредить отморозков. Он делает это не сразу лишь потому, что поддаётся уговорам друга и сослуживца Филиппа Карматти (Алексей Аносов) не вмешиваться в складывающуюся ситуацию.


Мюриэль Первис и исполнении Яны Зубаревой, как и ранее, вызывает симпатию. Она становится одной из тех немногих пассажиров злосчастного вагона, кто решился противостоять обнаглевшим хулиганам, которые почувствовали себя вершителями судеб. Яна сумела создать яркий характер сильной, решительной женщины, перед напором которой ретировались даже такие отморозки, как Джо Ферроне и Арти Коннорс. В то время как Александру Папирнику досталась роль героя с совершенно противоположными качествами. Его Гарри Первис готов прогнуться пред злом, в надежде, что оно обойдёт его стороной, а пострадавшие, в его понимании, виноваты сами. Не делает он исключений и для собственной жены, оскорбляя Мюриэль обвинениями в том, что она сама спровоцировала Джо и Арти. Похожую позицию занимает и Тони (Дмитрий Фёдоров), напористо добивавшийся благосклонности Алисы (Екатерина Сечкина), но не сумевший защитить девушку от приставаний Ферроне.


Симпатию также вызывают и пожилые супруги, мистер и миссис Беккерман (Сергей Кихтенко и Влада Якубовская). Мистер Беккерман без страха высказывает Джо и Арти всё, что он думает об их поведении, а миссис Беккерман так отчаянно защищает супруга от агрессии хулиганов, что даже пощёчина, которую она даёт Ферроне, несколько снижает пыл зарвавшегося подонка.


Элен (Марина Погорелова) и Билли Уилкс (Константин Пасечный) антипатии не вызывают. Их молчаливое созерцание всех безобразий, которые творят Джо Ферроне и Арти Коннорс оправдывает тот факт, что они едут в вагоне вместе с маленькой дочерью и, прежде, чем кидаться на защиту справедливости, родители думают о безопасности ребёнка. Эта пара персонажей запомнилась зрителям тем, что, они активно реагировали на происходящее, почти не принимая участия в перепалках между пассажирами вагона и парой отморозков. Такая актёрская работа дорогого стоит.

Восторжествовала ли в финале справедливость? Если предполагать, что она заключается в победе добра над злом, то да. Ферроне был убит, Коннорс — посрамлён и перепуган праведным гневом раненного солдата. Но участники конфликта остались прежними. Эта история их ничему не научила. Никто не попытался оказать первую помощь Феликсу, получившему в драке с Джо ножевое ранение. Не поддержал друга даже Филипп Карматти, участие которого могло помочь Телфинджеру избежать ещё одной травмы. Филипп, как последний трус, подходит к Феликсу только когда видит бездыханное тело Ферроне. Остальные же пассажиры трусливо ретируются, оставляя солдата истекать кровью. А ведь если бы восемь мужчин, которые находились в последнем вагоне поезда подземки, объединились и все вместе дали отпор обнаглевшей паре хулиганов, то эта история могла бы завершиться совсем иначе.

Объединиться и защитить себя и своих близких — как же актуальна эти идея сегодня не только для Донбасса, но и для всего мира, стоящего на грани катастрофы.

Ольга Стретта


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Viber актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~YNElj
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *