«Пер Гюнт» — скандинавский эпос со славянской душевностью

«Пер Гюнт» — скандинавский эпос со славянской душевностью
7 Февраля 2017

Несмотря ни на какие сложности, в «Донбасс Опере» методично занимаются восстановлением репертуара. Заявленную за месяц премьеру возрождённого балета «Пер Гюнт» переносить не стали, несмотря на трагические события, разыгравшиеся в Донецке в первые дни февраля. Как и планировалось, в минувшую субботу на сцене нашего театра был представлен спектакль, наделавший в своё время много шума не только на территории Украины, но и в Европе.

Со дня первой премьеры балета, состоявшейся 18 апреля 1997 года, прошло почти 20 лет. Тогда эта постановка преподносилась, как грандиозный украинско-норвежский проект и была приурочена к тысячелетнему юбилею первой столицы Норвегии Трондхейма. Наши танцовщики покорили своим мастерством и западного зрителя и западных критиков. Спектакль с восторгом встречали в Норвегии, Германии и Швейцарии. Он получил много наград и премий. Вызвал этот балет интерес и у наших зрителей. Кто-то шел посмотреть эту постановку из любопытства, кто-то ради повышения кругозора, а кто-то и для того, чтобы потом рассказать знакомым, что лично видел «грандиозный украинско-норвежский проект». Были и зрители, которых привлекала нетривиальная хореография и оригинальные решения, они анализировали увиденное, сравнивали с другими постановками этого балета. Но самое главное – всех театралов, как в Европе, так и в Донецке, восхищал высочайший творческий уровень танцовщиков и балерин.


С началом военных действий в Донбассе «Пер Гюнт», как и многие другие балеты, исчез из репертуара. К счастью, его смогли восстановить. В программках и на афишах хореографом-постановщиком, по-прежнему, значится Вадим Писарев. Но спектакль стал другим. Восстановленная версия балета полностью сохранила хореографию, костюмы, декорации, но эмоциональный посыл и духовное наполнение действа на сцене абсолютно не такое, как в первой версии.

Премьера «Пер Гюнта», состоявшаяся 4 февраля 2017 года, стала очередным подарком для Донецка, для донецких зрителей от коллектива «Донбасс Оперы». Анализируя происходящее на сцене, можно было сразу понять, что танцовщики и балерины отбросили стремление угодить тем, кто сидит в зале и, полностью погрузившись в музыку и драматургию произведения, просто дарили свое искусство, пытаясь лишь передать эмоции и чувства героев. Это позволило зрителям не только лицезреть действие на сцене, а максимально погрузиться в мир героического скандинавского эпоса.

Основной акцент был поставлен на вечную, всепобеждающую любовь Сольвейг к главному герою и на его покаяние в конце своей жизни. Партию Пера Гюнта танцевал заслуженный артист Максим Вальчик, а Сольвейг – заслуженная артистка Ирина Комаренко. Они давно стали любимцами публики, а в последние годы зрители «Донбасс Оперы» испытывают к ним еще и глубокую благодарность за то, что вытащили на своих плечах сложнейший сезон 2014-15 года, когда из балетной труппы театра не осталось почти никого, и они выходили на сцену и дарили своё искусство дончанам, приходившим в театр, чтобы отвлечься от ужасающей окружающей действительности хоть на короткое время. Максим Вальчик находится в отличной физической форме и с технической стороной своей партии справился замечательно. Смог великолепно вжиться и в образ, не просто станцевав хореографию, а сыграв сложную драматическую роль. В плане хореографии «Пер Гюнт» относится к неоклассике, дающей, в отличии от академической классики, большую свободу движений, но сохраняющую основные каноны и красоту линий. Максим Вальчик наполнил каждое па, каждое движение смыслом, передав посредством пластики внутренний мир героя и этапы его становления, как личности. В первой картине первого акта основной чертой характера стал юношеский задор Пера Гюнта, когда удалец чуть не разрушает семью новобрачных Ингрид и Маса Мона, празднующих свадьбу, привлекая внимание красавицы-невесты. Во второй картине, когда Пер Гюнт начинает знакомство с темными силами в лице очаровательных пастушек и дочери Доврского короля, налицо его безудержная страстность, стремление всё попробовать и всё познать, приводящая к пагубным последствиям. Лишь любовь Сольвейг творит чудеса и помогает повесе выбираться из самых сложных ситуаций невредимым. Зрелостью и жизненным опытом был наполнен танец Максима Вальчика во втором действии балета, насыщенном сложными драматическими коллизиями: успехом в бизнесе, предательством друзей, пребыванием в сумасшедшем доме.


Светлым ангелом, несущим беззаветную любовь к главному герою, прошла через весь спектакль Сольвейг, партию которой с полной отдачей и огромным вдохновением исполнила Ирина Комаренко. Она парила на сцене, внешне напоминая некое эфемерное создание, легкое, почти лишенное плоти, вновь и вновь поражая наработанной годами техничностью в сочетании с драматической игрой, потрясающей пластикой, руками, похожими на крылья лебедя, изяществом в каждом па, в каждой позе или повороте головы. Внешняя хрупкость героини чудесным образом сочеталась с огромной внутренней силой, помогавшей Сольвейг не только хранить верность своему любимому на протяжении всей жизни, но и силой любви, преодолевавшей время и расстояние, вытаскивать его из ловушек и сложнейших ситуаций. Брава, Ирина Комаренко! Ждем новых работ от любимицы донецкой публики.

Увидели зрители на этой премьере и еще одного танцовщика, чье появление на сцене вызывает восторг. Это заслуженный артист Артём Алифанов, которому на этот раз досталась партия Доврского короля и профессора Бегриффенфельда. Оба персонажа – отрицательные, их воплощение требует не только технического мастерства, но и незаурядных актёрских способностей. Артёму Алифанову это по плечу. Он способен танцевать не только романтических принцев. Многие зрители запомнили его яркую роль в балете «Собор Парижской Богоматери», где он создал впечатляющий образ Квазимодо. Таким же многогранным стал и Доврский король в «Пер Гюнте». Достойной партнёршей как для Артёма Алифанова, так и для Максима Вальчика стала молодая балерина Ксения Дронова в партии дочери Доврского короля. Хороший дуэт получился и у Елены Онищенко в партии Ингрид с Романом Белгородским в роли Маса Мона. Оба были убедительны в образах своих героев.

Стараниями танцовщиков и постановочной группы, повествование о жизни популярных норвежских персонажей приобрело больше душевности, свойственной скорее славянским народам. Покаяние Пера Гюнта в финале, когда он понимает, как много утратил, проведя долгие годы вдали от Сольвейг, придаёт глубокий смысл всему сюжету, который без этой яркой черты был бы просто набором событий, связанных лишь тем, что участие в них принимает один человек. Зрителям, получившим удовольствие от спектакля, оставалось только поблагодарить танцовщиков аплодисментами. Многие из них, покидая зал, задумывались о собственной жизни, анализировали происходящие с ними события и понимали, что в погоне за эфемерным успехом можно пропустить самое главное – счастье быть рядом с тем, кого любишь и кто любит тебя.


В конце февраля любителей балета ждет очередная премьера – восстановленный одноактный спектакль «Вальпургиева ночь» на музыку Ш. Гуно. А ценителям оперы можно сказать: «Добро пожаловать в театр!» 18 февраля, на премьеру восстановленного спектакля «Турандот» Дж.Пуччини.

Ольга Стретта



Публикуем в Вконтакте актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~8Z2p3
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *