Театральная студия «Оле-Лукойе» — волшебная сила искусства

Театральная студия «Оле-Лукойе» — волшебная сила искусства
25 Января 2017

Оле Лукойе — герой сказок Андерсена, с детства знакомый всем детям. Добрый и славный старичок стал тем героем, чье имя носит необычная театральная студия, расположенная в Кировском районе Донецка. Необычна она тем, что здесь ставят спектакли, тематика которых опережает опыт и возраст задействованных в них актёров. Названия говорят сами за себя: «Завтра была война» Бориса Васильева, «Дракон» Евгения Шварца – исполнителям всех ролей от 12-ти до 14-ти лет. Играют профессионально, восхищая зрителей и даже жюри многих конкурсов. О том, в чем секрет, мы беседуем с руководителем Образцовой театральной студии «Оле-Лукойе» Татьяной Шаталовой:


Татьяна Шаталова

— Татьяна, расскажите, с чего началась история вашего коллектива?

— Днём своего рождения мы считаем 27 марта 2008 года. Изначально наш театр-студия задумывался как социальный проект. Его целью было привлечение к театральному искусству трудных подростков. Я тогда работала социальным педагогом в Доме для детей и юношества Кировского района Донецка, который сейчас переименован в Центр детского творчества.

Сила театрального искусства оказалась так велика, что многие ребята, имевшие ранее статус трудных подростков, так увлеклись театром, репетициями, разучиванием ролей, что постепенно начали забывать свои «боевые» будни «на районе» с курением и распитием спиртного. А их девиантное поведение стало приобретать черты нормального.

С течением времени мы решили, что в нашей студии, по сути, театральном кружке, должны заниматься не только подростки с проблемами поведения, но и все желающие, в том числе и маленькие дети. Так мы стали театральной студией «Оле-Лукойе». Впоследствии наши старания и служение искусству позволили получить звание Образцового коллектива.

— Для детско-подростковой театральной студии у вас достаточно сложный репертуар, требующий немалого мастерства даже от профессиональных актеров. Расскажите о наградах, завоеванных вашими спектаклями на фестивалях.

— Что касается выбора репертуара, я ориентируюсь на то, чтобы каждая постановка не просто развивала в ребенке или подростке актерское дарование, а оказывала влияние на его духовное развитие. Для меня не важно, сколько моих учеников станут в дальнейшем актерами и актрисами. Первичной целью своей работы я вижу оказание помощи детям в приобретении нового опыта, новых знаний. А ситуации, в которые попадают герои наших спектаклей, помогают в этом. В студии мы стараемся не просто играть ту или иную роль, но и анализировать сюжет. С ребятами часто обсуждаем, как они повели бы себя, оказавшись на месте своих персонажей.

Из завоеванных нами наград назову только самые знаковые для нашего коллектива. Как я уже сказала, глубокая увлеченность наших учеников театральным искусством позволила значительно повысить качество наших спектаклей. В 2011 году студия «Оле-Лукойе» впервые громко заявила о себе на городском театральном фестивале «В мире муз», завоевав 1 место со спектаклем «У войны не женское лицо» по книге Светланы Алексиевич.


«У войны не женское лицо»

Принимали мы активное участие и в фестивале «Театральные игры», который проходит в областном Дворце детского и юношеского творчества раз в два года. В 2012 году жюри присудило 3-е место нашей постановке «Менора» по дневникам Анны Франк. В 2014 году мы рискнули взяться за постановку такого известного произведения, как «Дракон» Е. Шварца. Хочу отметить, что все роли играли ребята в возрасте 12-14 лет. Их старания были вознаграждены вторым местом.


"Дракон"

Выезжали мы и на фестивали в дальнее зарубежье. В 2013 году привезли второе место с такого представительного фестиваля детского творчества, как «Славянский венец» в Болгарии. А в 2014-м побывали в столице Германии Берлине на фестивале «Золотой ключик». Там мы представили вниманию жюри пьесу «Здравствуй, Маша!» о жизни ненужных подростков и проблеме абортов. Тоже стали лауреатами.


«Здравствуй, Маша!»

— После начала войны в Донбассе у вас нет возможности принимать участие в фестивалях и конкурсах?

— Стало сложнее выезжать, но не могу сказать, что мы сидим безвылазно в Донецке. Просто изменилась география наших вояжей. Так, в 2015 году, при поддержке нашего Министерства обороны, мы побывали в Уфе, где показали спектакль «Мамочки» по пьесе В. Зуева. В оригинале действие происходит во времена Чеченской войны и мамы ищут своих погибших или попавших в плен сыновей. Мы не стали уточнять время и место происходящих событий. Ведь сюжетная линия оставалась актуальной не только для Донбасса, но и для любой горячей точки земного шара.

В 2016 году мы побывали у наших соседей в Луганской Народной Республике на фестивале «ARTEAST». Там наш спектакль «Герда или город, в котором мы будем счастливы» по пьесе А. Карелина оценили в номинации «Креативный и новаторский подход к решению спектакля».

— Получается, что военные действия и обстрелы не помешали творческой деятельности вашего коллектива?

— Конечно, помешали. Если бы не война, мы могли бы работать еще более продуктивно. Но был и такой момент: у многих ужасы окружающей обстановки вызвали из глубин души скрытые резервы, позволившие еще ярче подавать свое творчество, что не оставляет равнодушными зрителей. Кстати, мы первые в республике защитили и подтвердили свое звание Образцового коллектива. Положительным аспектом стало и то, что в ДНР мы получили возможность чаще выступать со своими работами на разных сценах, что дает бесценный опыт и делает нас более публичными.


"Завтра была война"

— А финансирование от государства вы не получаете?

— Нет, только я, как руководитель, получаю скромную зарплату. В остальном при постановке спектаклей мы выкручиваемся, как можем. На изготовление декораций или пошив костюмов идет всё, что дети могут принести из дома. Иногда нам помогают благотворители, как это было во время поездки в Уфу. Там представители предприятия «Уфастройград» подарили нашей студии швейную машинку и собранные для поддержки нашего коллектива деньги, на которые мы купили ткани для пошива костюмов. Когда ставили спектакль «Чума на оба ваши дома» по пьесе Григория Горина, родители учеников нашли дома старую белую ткань, пригодившуюся для пошива накидок. И так с каждой нашей работой.

— Занятия в студии «Оле-Лукойе» для детей бесплатны?

— Конечно, бесплатны. У нас могут заниматься все желающие от 5 до 18 лет и не платить за это ни копейки. Единственным источником нашего заработка остается шляпа, которую мы ставим у выхода из зала во время спектаклей. Если кто-то из зрителей желает помочь студии «Оле-Лукойе», то может бросать в неё свои пожертвования.

Недавно нам поступило предложение провести турне по Абхазии. Но оплачивать транспорт необходимо из собственного кармана. А у нас нет такой возможности. Сейчас ищем варианты подзаработать на эту поездку в Донбассе. Было бы замечательно, если бы нашлись меценаты, пожелавшие помочь нашему коллективу с организацией гастролей по Абхазии.


"Менора"

— А молодёжный экспериментальный театр «На грани» — ваша структура?

— Да, там занимаются наши первые учащиеся, уже переступившие порог совершеннолетия, но так полюбившие театр, что теперь не представляют себе жизни без сцены. Принимают участие в постановках «На грани» и дети из «Оле-Лукойе», которым исполнилось 15 лет.

— Кто-то из ваших учеников стал профессиональным актером?


— Есть девочка, которая закончила наш Донецкий колледж культуры и искусств. Другая училась в Донецке, но потом, с началом боевых действий, уехала с семьей в Крым и сейчас успешно работает в симферопольском ТЮЗе. Еще одна воспитанница нашей студии поступила в московский институт культуры и искусств. Но, повторюсь, для меня не важно, сколько ребят, занимавшихся в нашем кружке стали профессиональными актерами. Я не ориентирую своих учеников на то, что в будущем они обязательно должны стать служителями искусства. Ведь игра на сцене в нашей студии – это обогащение личного опыта и возможность доказать себе и зрителям, что вы чего-то стоите как личность. Поэтому, когда ко мне в гости приходят бывшие ученики, ставшие журналистами, экономистами, биологами, я очень горжусь ими и тем, что театр помог им найти свое место в жизни.


— Татьяна, а где и когда зрители могут увидеть ваши спектакли?

— Сейчас завершаются новогодние праздники, во время которых мы работали на детскую аудиторию. Одним из многочисленных новогодних мероприятий стал показ сказки «Двенадцать месяцев» для детей из прифронтовых районов. Уже в ближайшую неделю мы сможем вернуться к прежнему графику и давать спектакли 2 раза в месяц на базе филиала «Фортуна» центра детского творчества Кировского района. Наш репертуар все желающие могут найти в группе нашей студии ВКонтакте

Ольга Стретта



Публикуем в Viber актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~V0ek2
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *