Театральный юбилей: Донецкой муздраме – 90!

Театральный юбилей: Донецкой муздраме – 90!
3 Апреля 2017

31 марта Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр отметил свой 90-летний юбилей. По сложившейся традиции, празднование круглых дат в этом дружном коллективе проходит шумно и собирает много гостей. На этот раз те, кто поспешил поздравить Донецкую муздраму, приехали в основном из России. Мимо юбилея коллег из ДНР не прошли представители Астраханского драматического театра, Государственного академического музыкального театра республики Крым (г.Симферополь), Государственного академического Малого театра Москвы, Липецкого государственного академического театра драмы им. Л. Н. Толстого, Брянского государственного театра драмы им. А. К. Толстого. Не остались в стороне, и представители регионов Российской Федерации, которые расположены в тысячах километров от Донбасса: Сургутский музыкально-драматический театр (Ханты-Мансийский автономный округ) и Академический русский театр драмы им. Г. Константинова (республика Марий Эл, г. Йоршкар-Ола). Был на юбилее и еще один гость из Москвы – артист театра и кино Александр Обласов, который не только поздравил коллег, но и провел мастер-классы для молодых актеров из донецкого театра.

В канун празднования юбилея принято вспоминать о том, какой жизненный путь прошел виновник торжества. Донецкий музыкально-драматический сейчас многие воспринимают, как единый, живой организм, поэтому поклонникам сегодняшних актеров и спектаклей, не пропускающим ни одной премьеры, будет интересно узнать об истории их любимого театра. Всё началось в 1927 году, но не в Донецке, а в Харькове, где в Червонозаводском районе был создан рабочий театр. Как гласили официальные документы тех лет, миссия нового творческого коллектива сводилась к тому, чтобы вести культурно-просветительскую деятельность на востоке Украины. Основной актерский состав сформировался из представителей театра «Березиль», а главным режиссёром стал А. Загаров, ученик В. Немировича-Данченко. Художественное руководство осуществлял режиссер В. Василько.

В Донецк этот коллектив был переведен лишь в 1933 году. Руководство посчитало тогда этот шаг уместным, так как в столице Донбасса в те годы не было ни одного профессионального стационарного театра. Спустя 8 лет началась Великая Отечественная война и большинство актеров и представителей других театральных цехов ушли на фронт. В эвакуацию в Среднюю Азию отправилась лишь небольшая часть труппы. Вернуться в родной город они смогли в 1944-м, когда Донбасс был освобожден от фашистов. Творческую деятельность коллектив продолжал, невзирая ни на какие трудности. Не останавливало кипучую энергию служителей искусства ни отсутствие собственного помещения, ни нехватка кадров, так как многие погибли на фронте, ни экономические трудности, связанные с продолжавшейся войной. Актёры выходили на сцену и делали всё, чтобы принести хоть немного радости жителям полуразрушенного города.

В 1947 году коллектив работал в помещении Донецкого музыкального театра, ставшего впоследствии театром оперы и балета. А собственное помещение на улице Артема , 74-а получил лишь в 1961 году.

В 1994-м году руководителем донецкой муздрамы стал Марк Матвеевич Бровун. С его приходом на должность директора-художественного руководителя начался новый этап развития коллектива. Была сформирована сильная труппа, в которой появились артисты-вокалисты с консерваторским образованием, артисты балета, способные исполнять всё, от классики до эстрады. Театр ставил оперы, балеты, мюзиклы и, конечно же, привычные музыкальные спектакли. Не исчезали из репертуара и классические постановки, и психологические драмы. В годы руководства М. М. Бровуна в театре появилась малая сцена, ставшая для зрителей не просто возможностью окунуться в камерную атмосферу спектакля и ощутить себя внутри всего происходящего, но и площадкой для смелых творческих экспериментов. За сезон муздрама выдавала по 10-12 премьер, спектакли получали массу наград на международных театральных фестивалях. Да и в Донецке регулярно проводились такие значимые фестивали, как «Театральный Донбасс» и «Золотой ключик». В Украине Донецкий музыкально-драматический театр стал одним из самых успешных и посещаемых, захватив лидерство по всем показателям и достигнув уровня киевских театров им. И. Франко и им. Леси Украинки.

В 2004 году руководство муздрамы смогло сделать невозможное – провести капитальный ремонт, не закрывая театр, не пропуская сезона. Появившееся новое оборудование, оснащение площадок новейшими техническими средствами расширило границы для реализации творческих возможностей коллектива.

В 2012 году Марк Матвеевич ушел из жизни, что стало личной трагедией не только для его родных, близких, друзей и знакомых, но и для тех, кто любил возглавляемый им театр. Во главе муздрамы встала Наталья Волкова, дочь Марка Бровуна, достойная преемница отца, воспитанная им и взращенная на его примере. На плечи этой хрупкой женщины со стальным стержнем внутри свалились сложнейшие испытания, когда в 2014-м в Донбассе началась война. От Натальи Марковны, как от директора-художественного руководителя требовалось принимать непростые решения, а главное – прикладывать усилия для того, чтобы не дать театру развалиться. И она смогла сделать невозможное. Несмотря на войну, на уехавших из зоны конфликта актеров, театр открыл свой 88-й сезон осенью 2014-го. Тогда оставшаяся в Донецке часть коллектива проявила себя не просто как большая дружная семья, а как единый организм, сконцентрировавший все усилия на том, чтобы выжить и не только сохранить репертуар, но и пополнить его многочисленными новинками. В сезоне 2014-15 годов в основном восстанавливались старые спектакли, в которых роли уехавших из Донецка актеров играли их молодые, талантливые коллеги. А уже в следующем году стали появляться премьеры. В юбилейном сезоне театр достиг довоенных показателей по числу новинок в репертуаре. Еще одним достижением стало появление третьей площадки – Новой сцены, тоже превратившейся в место нетривиальных постановок и экспериментов. Для зрителей появились такие услуги, как «Демократический билет» и «Театральный экспресс», позволившие посещать театр горожанам из отделанных районов Донецка. Возобновились и традиции выездных спектаклей по городам ДНР.

Гуманитарная и экономическая блокада Донбасса привели к тому, что наш театр начал активно восстанавливать связи с творческими коллективами России. Донецкая муздрама побывала на гастролях в Ростове-на-Дону, Таганроге, Казани, Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле. Принимали наши артисты и участие в международных фестивалях и театральных форумах, проходивших в Липецке, Екатеринбурге, Брянске. Возобновившееся сотрудничество с Союзом театральных деятелей Российской Федерации позволило молодым артистам и представителям других творческих цехов из Донецка регулярно принимать участие в различных мастер-классах, повышая свой профессиональный уровень.

Значимым событием в жизни донецкого музыкально-драматического театра стал успех спектакля «Тартюф» по комедии Мольера на международном фестивале в Липецке, где постановка завоевала два престижных диплома.

На сегодняшний день театр может гордиться тем, что полностью восстановил довоенный репертуар, дополнив его интересными новинками, и сегодня число спектаклей, идущих на трёх сценических площадках, превышает 45.

К 90-летию коллектива республика сделала театру большой подарок: артисты муздрамы получили первые звания. Мария Марченко стала заслуженной артисткой ДНР, а Владимир Швец – народным артистов ДНР.

Кроме того, в театре открылась обновленная экспозиция собственного музея истории коллектива. Пока экспозиция расположилась на небольшой площади, но это не помешало первым ее посетителям, которыми стали представители СМИ, получить огромное удовольствие от ознакомления с экспонатами. Компактно размещенные стенды и витрины с программками и реквизитом, манекены в костюмах из знаковых постановок, подвешенные на невидимых лесках афиши спектаклей погружали в загадочную театральную атмосферу. Экскурсию для журналистов провела начальник отдела развития театрального искусства Дина Маслий. В конце увлекательного повествования оказалось, что среди первых посетителей музея не только журналисты. Директор Донецкого республиканского художественного музея Надежда Анищенко подарила коллегам из музыкально-драматического театра картину, которая займет достойное место в экспозиции.

После этого радостного события начался творческий вечер артистов театра. Собравшихся в зале гостей, среди которых были глава Донецкой Народной Республики Александр Захарченко и председатель Народного Совета ДНР Денис Пушилин, приветствовали Д’Артаньян и три мушкетёра, герои самого популярного мюзикла из репертуара театра. Спев песню «На войне, как на войне», бравые ребята приняли в «почетные мушкетеры» главу республики, вручив Александру Владимировичу грамоту и боевую шпагу.

Аплодисментами была встречена фраза, произнося которую глава ДНР сравнил актёров донецкой муздрамы с артистами блокадного Ленинграда. После этого сотрудники театра получили ордена и награды из рук Александра Захарченко. Владимир Швец стал первым в истории народным артистов ДНР. Орден «За трудовую доблесть» теперь будет сиять на груди ведущего мастера сцены Василия Гладнева и звукорежиссёра Михаила Хохлова.

Эмоциональным и проникновенным было выступление директора Сургутского музыкально-драматического театра Тамары Лычкатой, уроженки Луганщины. Стойкость и смелость жителей Донбасса произвели на нее неизгладимое впечатление, а трагедию своих земляков Тамара Никифоровна восприняла как личную и во время своего выступления не смогла сдержать слез:

Я рада, что театр занимает достойное место в вашем городе и является его неотъемлемой частью. С особой гордостью и радостью хочу поздравить всех вас с праздником. Мы готовы принимать ваш театр у нас в Сургуте и сделаем все, чтобы пребывание у нас в городе было достойным!

После этого на сцену выходили представители других российских театральных коллективов, говорили тёплые слова в адрес дончан, приглашали к себе на гастроли, желали успеха и долголетия.

После такого огромного количества позитива в зале царила атмосфера эмоционального подъема, подарившая артистам, участникам концерта, огромное вдохновение. С чувством глубокой благодарности к зрителям и к коллегам наши артисты выходили на сцену с такой неподдельной радостью, что ни у кого не возникало сомнения в том, что они в ходят в театр не работать, а служить искусству и это для них не просто радость, а воздух, необходимый, чтобы жить.


До следующего юбилея – 5 лет. Хочется верить, что свое 95-летие Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр отметит под мирным небом, в столице, процветающей Донецкой Народной Республики.

Ольга Стретта

Количество показов: 1071


Публикуем в Телеграм актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~5pSiW
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости

 




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *