Царская невеста — жемчужина русской классики в репертуаре Донбасс Оперы

Царская невеста — жемчужина русской классики в репертуаре Донбасс Оперы
14 Марта 2017

12 марта на сцене «Донбасс Оперы» властвовала жемчужина русской классики — «Царская невеста» Римского-Корсакова. Это был премьерный спектакль, третий показ (премьерными считаются пять первых спектаклей). Зрители истосковались по русской опере и давно ждали, когда в репертуаре нашего театра снова появится полюбившаяся многим поколениям меломанов история о любви и верности, подлости и предательстве. Есть в сюжете «Царской невесты» и одна особенность, отличающая либретто оперы от западных аналогов: в финале главный злодей кается в содеянном и за несколько минут проходит через своеобразное духовное очищение. Этот момент близок и понятен ментальности наших зрителей. Впрочем, родным в этой постановке остается всё: мелодика музыки с элементами народных мотивов, место действия – Москва времен правления Ивана Грозного, имена и характеры героев.

«Царская невеста» всегда была неотъемлемой частью репертуара Донецкого театра оперы и балета. Периодически этот спектакль уходил с афиш, но потом возрождался, подобно птице Феникс. Постановка 1999 года, когда еще был жив замечательный баритон, народный артист Украины Валентин Землянский, блиставший в партии опричника Григория Грязнова, с течением времени канула в лету. О возрождении оперы говорили многие. Солисты мечтали петь, а зрители слушать. И вот очередное появление «Царской невесты» на сцене «Донбасс Оперы» состоялось.

Стараниями постановочной группы с режиссёром Оксаной Антоненко и дирижёром Сергеем Дубницким во главе, спектакль зажил жизнью, полной новшеств и открытий. Оказалось, что бюджетный вариант сценической версии этой классической жемчужины вполне возможен и хорошо принимается зрителями. Из скромности новую интерпретацию оперы назвали концертной версией. Но это не совсем так: оркестр находится в оркестровой яме, а не на сцене, солисты и хор не статичны, а обыгрывают полноценные и хорошо отрепетированные мизансцены по ходу сюжета. Есть даже декорации – впечатляющие видеопроекции на заднике и минимальный набор мебели. Что касается костюмов, то их наличие наблюдается у женской части: хор выходит в концертных платьях, но с кокошниками на головах и яркими шалями на плечах. В нечто стилизованное под старинные русские наряды облачены и солистки. Какие-то акценты, отдельные детали дают зрителям понимание, в какую эпоху разворачивается действие. Мужская часть хора и солистов обходится черными брюками и рубашками. Отличной находкой стал их цвет: у опричников – черный, у влюбленного в главную героиню Вани Лыкова – красный, как и у отца его невесты, у массовки, играющей народ – белый. Очень важно, что режиссер решила не переделывать сюжет, не переносить события в другую эпоху, как это модно в европейских театрах. Весь драматизм, весь колорит, вся мощная духовная составляющая сохранены. И это стало привлекательным фактором для зрителей, получивших огромное удовольствие от спектакля.


Состав солистов, певших третий премьерный спектакль, понравился даже требовательным любителям музыки. Партию главной героини, купеческой дочери Марфы Собакиной, исполнила Светлана Таран-Малеева. Именно эта роль стала для солистки дебютом. Качество вокала было таким, что не возникало сомнения в том, что в этот вечер Светлана была на пике творческой формы и выдала всё, что умеет в самом лучшем качестве. Партия великолепно легла на голос, и певица смогла показать свой талант во всей красе, не забывая и о драматической игре, не менее важной в любой опере. Еще одна ступень в карьере успешно преодолена Светланой Таран-Малеевой. Ждем ее в новых ролях и в старых, полюбившихся спектаклях.

Партию молодого боярина Вани Лыкова спел Евгений Удовин, обладатель лирического тенора, любимец публики. Поклонники были рады видеть его снова на сцене. На какое-то время певец был вынужден сделать перерыв в карьере из-за проблем со здоровьем. Огромнейшие нагрузки в сезоне 2014-15 года, когда он один тянул весь репертуар, неблагоприятно сказались на голосовых связках. Но сейчас реабилитация завершена, и наш любимый солист опять поёт. Его поклонницы были рады увидеть и услышать Евгения в «Царской невесте» и теперь ждут, когда он снова порадует зрителей в «Евгении Онегине» в партии Ленского или в «Травиате» в партии Альфреда.


Опричника, боярина Григория Грязнова, можно смело назвать главным героем, таким же значимым, как и Марфа с Ваней Лыковым. Его ария «С ума не йдет красавица…», с которой начинается действие оперы, относится к числу классических хитов. Евгению Привалову, певшему Грязнова 12 марта, удалось вжиться в роль так досконально, что воспринимать его, как колоритную историческую личность не помешало даже отсутствие костюма, соответствующего эпохе.

Яркой линией проходит через весь сюжет судьба Любаши, девушки, похищенной опричниками из родительского дома и ставшей в последствии любовницей боярина Грязнова. Меццо-сопрано Татьяна Саввина, исполнявшая эту партию, задавала себе и зрителям вопрос: «Кто Любаша: злодейка, безнравственная девица? А может быть, просто жертва обстоятельств и собственных чувств, боровшаяся за любовь так, как это было принято в ее окружении, да и вообще в ту эпоху?». Судя по тому, как представила свою героиню Татьяна, Любашу можно считать жертвой, искренне полюбившей своего похитителя и старавшейся всеми силами сохранить его расположение. В исполнении Саввиной этот персонаж превратился в настоящий ураган, сражавший потоком эмоций, интересным тембром голоса и хорошей вокальной школой. 


Не остались незамеченными исполнители второстепенных, небольших по объёму партий Малюты Скуратова (Александр Климов) и купца Василия Собакина, отца Марфы (заслуженный артист Юрий Алексейчук). Два представителя старшего поколения предстали в образах противоположностей, которых запросто можно противопоставить друг другу, хоть по сюжету между ними и нет конфликта. Малюта – престарелый палач, уставший от всего: от бесчисленных злодейств, от разгульной жизни, от привычной компании опричников. В глубине души он мечтает о покое, но не представляет, где его найти. Для Василия Собакина смысл жизни – его дети, их счастье, их судьба. Он не карьерист и не стремится показать себя, как Малюта Скуратов. Делами купец занимается, только чтобы иметь возможность содержать семью. Он лишен честолюбия. Боярское звание для себя и сыновей, когда Марфа становится невестой Ивана Грозного, совсем не радует Василия, ведь все эти изменения в жизни привели к тяжелой болезни дочери.


Тем, кто не успел послушать «Царскую невесту», хочется порекомендовать поспешить купить билеты в театр, когда это название снова будет на афише. А зрители, посетившие спектакль, выходя из зала, обсуждали только одну тему: как было бы здорово, если бы в репертуаре появились другие русские оперы, способные подарить и радость от встречи с прекрасной музыкой, и пищу для размышлений.

Ольга Стретта


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Viber актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~vnR52
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *