«Юнона и Авось» - качественно новый уровень донецкой муздрамы

«Юнона и Авось» - качественно новый уровень донецкой муздрамы
24 Апреля 2017

В Донецком государственном академическом музыкально-драматическом театре произошло грандиозное событие, которого ждали, к которому готовились на протяжении нескольких лет и актёры, и зрители: репертуар пополнился легендарной советской рок-оперой Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского «Юнона и Авось».

О постановке этого впечатляющего произведения на донецкой сцене мечтал еще директор и художественный руководитель муздрамы Марк Матвеевич Бровун. Его стараниями на протяжении последних пятнадцати лет формировалась труппа, в которой балетная часть способна петь, вокалисты – танцевать и играть драматические роли, а драматические артисты – исполнять на достойном уровне арии и набор балетных па. Собранный и выстроенный Марком Матвеевичем коллектив оказался твердым и стойким, умеющим не только решать любые творческие задачи, но и противостоять самым тяжелым вызовам и жизненным ситуациям. До начала войны в Донбассе Марк Бровун не дожил, но его театр сумел не дрогнуть и в этой ситуации. Донецкий музыкально-драматический под руководством Натальи Волковой, дочери Марка Матвеевича, ставшей достойной преемницей отца, не только остался на плаву, но и сумел сохранить текущий репертуар и даже пополнить его рядом новинок, как на малой и новой, так и на основной сцене.

Постановка «Юноны и Авось» в тех сложных экономических условиях, в которых сейчас находится охваченный войной Донбасс, не просто событие, а настоящий подвиг и актеров, и режиссера, и всей постановочной группы. Перед премьерой генеральный директор – художественный руководитель театра Наталья Волкова сказала в беседе с журналистами, что этот спектакль выводит коллектив на качественно новый уровень. Просмотр рок-оперы только подтвердил её слова.

Уже не первый раз донецкая муздрама берётся за постановку не просто известных, а хитовых произведений, знакомых любителям искусства и по киноверсиям, и по постановкам на сценах самых знаменитых театров Москвы или Санкт-Петербурга. Дончане не боятся сравнений с именитыми коллегами, а просто-напросто предлагают зрителям собственное, оригинальное прочтение. Так произошло с «Юноной и Авось», поставленной режиссёром Василием Маслием в рекордно короткие сроки. По его словам, разрешение автора на работу с этим материалом донецкий музыкально-драматический театр получил в конце минувшего сезона. Солисты сразу же приступили к разучиванию вокальных партий. А в феврале 2017-го начались репетиции на сцене.

Художник по костюмам Ольга Кузнецова и художник постановщик Руслан Фадиенко сумели, подобно живописцам, лаконичными мазками создать достоверную атмосферу эпохи, в которую разворачиваются события рок-оперы. На сцене не было ничего лишнего и в то же время искусная машинерия подчёркивала драматизм ситуаций, а постановка массовых сцен выводила степень накала эмоций на высочайший уровень. Отдельным украшением и частью действия стал результат труда Павла Литвинова, занимавшегося видео-мастерингом. Видеопроекции были и декорациями, и иллюстрациями морского путешествия легендарных кораблей «Юноны» и «Авось», и логичным дополнением, визуализировавшим чувства героев.


Вся постановка в целом поразила изумительной красотой, чарующими голосами актеров, глубиной прочтения характеров и многогранностью образов, которые создали исполнители. Зрители в зале невольно оказывались вовлеченными в события на сцене, ощущая эффект погружения, более привычный для малой сцены. Волшебное действо заставляло перерождаться, испытывая серьезный эмоциональный удар.

Артисты-вокалисты предстали настоящими универсалами, способными покорить силой голоса, исполнительской культурой, незаурядной драматической игрой, пластикой и яркими характерами персонажей.

Роль главного героя, графа Николая Резанова, одного из учредителей Российско-Американской торговой компании, внесшего большой вклад в развитие межгосударственных отношений США и Российской империи, досталась заслуженному артисту Украины Руслану Слабунову, обладателю великолепного голоса, продемонстрировать всю силу которого не позволили рамки вокальной партии этого спектакля. В «Юноне и Авось» Руслан пел душой и сердцем, порой переходя на полный острых драматический переживаний речитатив. Временами казалось, что он даже прилагает усилия, чтобы не выдать роскошную высокую ноту.

В трактовке образа графа Резанова артист решил не ограничиваться демонстрацией лишь положительных качеств героя, чей характер подвергся автором либретто мощной романтизации. Нет, Николай Резанов в исполнении Руслана Слабунова не был рафинированным «рыцарем без страха и упрека». Граф переживал весь спектр эмоций и демонстрировал, как светлую, так и темную сторону своей личности. Зрителям не навязывались штампы и предоставлялась свобода в восприятии героя, периодически совершавшего и некрасивые поступки. Удивляет отношение Резанова к детям, рождённым его любимой женой Анной, смерть которой он так тяжело переживает в начале спектакля. Вместо того, чтобы сконцентрироваться на воспитании наполовину осиротевших сына и дочери, Николаем овладевает желание отправиться в морское путешествие. Пусть цель его и благородна, но, лишившись матери, малыши теряют и отца.

Несколько под иным углом представлена и история отношений графа Резанова с дочерью коменданта Сан-Франциско Марией Консепсьон де Аргуэльо, которую близкие звали Кончитой. Полюбила ли девушка, которой в день прибытия русской экспедиции исполнилось 16 лет, 42-летнего графа Резанова? Да, но не сразу, не с первого взгляда. Елена Лесогорова, игравшая Кончиту в премьерном спектакле, выглядела в сцене первого знакомства с Николаем Резановым смущённой и даже испуганной. Безусловно, незнакомец, на много лет старше, презентовавший ей на балу в честь 16-летия дорогую диадему, заинтересовал девушку. Но в тот момент она еще любила своего жениха Федерико Лопеса, роль которого блистательно сыграл Максим Селиванов. Но в результате Кончита оказалась жертвой обаяния графа, соблазнившего её. К чести постановщика хочется отметить, что эта откровенная эротическая сцена представлена в донецкой версии рок-оперы тонко и изысканно.


Полюбил ли граф Резанов юную испанку по настоящему? Если делать вывод из происходившего на сцене, то сам собой напрашивается ответ: «Нет». Ведь даже желание жениться на девушке, которую обесчестил, он выражает лишь после стычки с разгневанным Федерико, проигравшим более сильному физически сопернику, но оказавшемуся сильнее духовно. Вот уж кто по-настоящему любил Кончиту Аргуэльо! Федерико готов на всё ради счастья Кончиты и трепетно заботится о сохранении её доброго имени. Будучи поверженным в драке с Резановым, он умоляет соперника жениться на Кончите. Браво Максиму Селиванову, сумевшему создать цельный образ пылкого испанца, способного на чистую, искреннюю и жертвенную любовь!

Александру Филатову досталась роль Главного Сочинителя, сопровождавшего действие на сцене на протяжении всего спектакля. Неоднозначный образ превращал артиста одновременно в зрителя, наблюдавшего за сюжетными перипетиями и участника событий. Обладатель замечательного голоса, знакомый постоянным посетителям муздрамы по многим кассовым спектаклям, играл и самого себя, и человека, рассказывавшего ставшую легендарной историю любви, не утратившую своей привлекательности спустя столетия. Александр впечатляюще сыграл как драматический актёр, пропуская через собственное восприятие события рок-оперы. Завораживали и музыкальные отрывки в его исполнении.


Над судьбами героев проходит тема любви более высокой, нежели чувства, возникающие между людьми – любви Бога к своим творениям, коими является каждый из нас. Эта любовь дарит каждому человеку надежду на лучшее, силы переживать испытания и каяться в грехах, как это делает граф Резанов и перед отплытием в Калифорнию, и в последние минуты жизни, умирая от горячки в Красноярске и мечтая вернуться к своей Кончите, любовь к которой в его сердце сочетается с глубоким чувством вины. Но увы, этой паре не суждено быть вместе.

Прекрасна была Елена Лесогорова в образе юной испанки, полюбившей своего соблазнителя, сыгравшего роковую роль в ее судьбе. Любовь к графу дала Кончите силы пережить и позор, и осуждение общества, и рождение мертвого ребенка, и длительную разлуку с Резановым, обернувшуюся вечностью. Поразила красотой сцена, в которой постаревшая Кончита ждёт любимого на берегу бушующего океана.

Добрые слова можно сказать в адрес каждого из актёров, игравших второстепенных персонажей и участвовавших в массовых сценах. Они подошли к работе над образами с девизом – маленьких ролей не бывает, доказав, что все актёры в донецкой муздраме – Мастера.

Премьерные показы «Юноны и Авось» вызвали небывалый ажиотаж и не разочаровали зрителей. Нет сомнения, что эта рок-опера надолго задержится в репертуаре нашего театра. Возникает лишь вопрос: «Какие ещё вершины покорит в ближайшем будущем наш великолепный музыкально-драматический театр?». Ведь, как гласит народная мудрость, нет предела совершенству.

Ольга Стретта



Публикуем в Вконтакте актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://www.delovoydonbass.ru/~lBJcF
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *