По сложившимся в нашем обществе стереотипам опера считается тяжелым жанром, сложным для восприятия неподготовленными зрителями.

Большинство тех, кто не знаком близко с королевой музыкальных искусств убеждены, что на сцене они увидят тучных солистов, статично исполняющих   арии, а сам спектакль расстроит их трагичным сюжетом с печальным концом. Но если кто-то из этих людей решится пойти и послушать «Любовный напиток» Доницетти, премьера которого недавно состоялась на сцене Донбасс Оперы, они поймут насколько заблуждались раньше. На протяжении всего спектакля в зале будет звучать веселый смех, порой даже переходящий в гомерический хохот, а после финального аккорда зрители покинут театр с зарядом хорошего настроения на несколько ближайших дней.

Не стал исключением и показ комической оперы, состоявшийся 27 сентября. Я решила последовать советам бывалых театральных критиков и посетить не самый первый премьерный спектакль, а дать новинке «немного дозреть». Поэтому с оценкой репертуарной жемчужины нашего театра, появившейся на афишах весной, я подождала до осени. Спектакль, ставший премьерой 2019 года,  шел на донецкой сцене и в довоенное время. Но, в 2014-м, как и многие постановки, ушел из репертуара по очень простой причине – из обстреливаемого города уехало большинство ведущих солистов. Репертуар постепенно восстанавливался и вот, в минувшем сезоне очередь дошла и до этой великолепной оперы, переполненной позитивом и искрометным юмором.

Режиссер-постановщик Валентина Куркчи-Максина презентовала любителям оперы не просто спектакль, а фееричное зрелище, заставляющее на два часа забыть обо всех проблемах и полностью окунуться в мир небольшой итальянской деревеньки, где живут простодушные, добрые люди. Живут незатейливо, радуются самым элементарным вещам, которые наши современники просто не замечают в погоне за успехом. Например, нам, людям из века цифровых технологий и высоких скоростей, даже в голову не придет, что массу удовольствия может доставить такое время препровождение, как наблюдение за звездным небом, или просто созерцание живописных просторов окружающих нас ландшафтов. Герои «Любовного напитка», несмотря на свою наивность и простоту, знают, что такое истинные ценности в жизни. И это проходит лейтмотивом через весь спектакль, несмотря на то, что опера комическая. Еще одной замечательной находкой режиссера стала доля интерактива, ранее использовавшаяся только в детских спектаклях. Приятным и неожиданным сюрпризом оказалось появление странствующего доктора-шарлатана Дулькамара с колоритной свитой прямо в зрительном зале. Обаятельный мошенник живо прорекламировал свои услуги, раздав зрителям рекламные листовки. Бережливые помощники сразу же собрали реквизит.

Более ярким выглядел и один из эпизодов, перенесенный со сцены в проход между оркестровой ямой и первыми рядами партера, когда зрители могли наблюдать за выяснением отношений между главными героями не через свет рампы, а глаза в глаза, видя неподдельные  эмоции на лицах солистов.

Партию главного героя, простого сельского парня Неморино, страдающего от неразделенной любви к первой красавице села Адине, исполнил лауреат международного конкурса Андрей Кривохата. За время работы в Донбасс Опере молодой солист успел спеть многое из ведущего репертуара и снискать любовь зрителей, многие из которых ходят на спектакли, специально, чтобы послушать своего любимца. В образе Неморино Андрей выглядел очень органично. Герой и артист совпали и по фактуре, и по характеру. Но самое главное, что партия Неморино была одной из любимых у великого Лучано Паваротти, кумира Андрея Кривохаты, на которого он ориентируется в своем творчестве. Простодушный, наивный, но упрямый в достижении цели герой близок не только исполнителю. Понять его не сложно и любому из сидящих в зале любителей оперы. Вокально эта партия идеально легла на голос нашего молодого тенора, гармонично слившись с актерской игрой достаточно хорошего уровня. Зрители, знакомые  со спектаклем с нетерпением ждали знаменитого романса Неморино «Una furtiva lagrima», который часто звучит в самых разных концертных программах и относится к числу настоящих классических хитов. Ждали не напрасно. Андрей Кривохата не разочаровал, а в очередной раз восхитил своих поклонников, приобретя и новых почитатетей.

В  роли Адины в этот вечер блистала обладательница серебристого лирико-колоратурного сопрано Мэри Саргсян. Надо признать, что вокально эта партия для нее не сложна, ведь возможности голоса молодой солистки довольно широки и преодолевать какие-то особо сложные моменты ей не приходилось. Ведь изначально Доницетти писал свою сороковую по счету оперу под заказ и среди солистов была немецкая примадонна, не блиставшая кантиленностью. Даже если бы наша солистка пела в «Любовном напитке» в полголоса, все равно это было бы отлично. Но Мэри Саргсян не привыкла что-то делать в полсилы и во время каждого выхода на сцену  поет и играет с полной отдачей. Драматургически она создала интересный образ. Ее Адина, хоть и живет в глухой деревне, но обладает острым умом и далеко не так проста  и наивна, как остальные сельчане. Адина переживает внутренний конфликт, когда понимает, что полюбила простака Неморино. Ведь по своим природным данным она достойна гораздо лучшей партии. И лишь задетое самолюбие помогает ей осознать, что ее чувства не постыдны и душевые качества спутника жизни гораздо важнее его положения в обществе и благосостояния.

Порадовал в этот вечер зрителей Сергей Дубницкий, которого  зрители увидели на сцене, а не за дирижерским пультом. То, как наш баритон  совмещает карьеру солиста и дирижера, не может не восхищать. Сергей успевает петь и в опереттах, и в оперных спектаклях. Выход в «Любовном напитке» стал для него тем моментом, когда он получил удовольствие от роли. Сержант Белькоре был не только сердцеедом, а типичным, самоуверенным солдафоном, убежденным, что ни одно женское сердце не устоит перед его обаянием. Без гротеска, с полной искренностью он играл эту роль, не боясь быть смешным.

Единственным персонажем, кто не обошелся без элементов гротеска стал доктор-шарлатан Дулькамара в исполнении лауреата международного конкурса Артема Ярошевича. Внешне он напоминал героя венецианского карнавала. Но при этом мошенник, продающий вино под видом приворотного зелья, обладает острым умом и хитростью. Его дипломатическим способностям могли бы позавидовать и некоторые современные политики. То, как он выкручивается из самых неблагоприятных ситуаций и решает непростые конфликты, вызывает лишь аплодисменты.

Зрители покидали зал с улыбками, напевая зажигательные мелодии из спектакля. Наверняка, в этот вечер поклонников оперного жанра в Донецке стало еще больше. А мы надеемся, что теперь «Любовный напиток» надолго задержится в репертуаре Донбасс Оперы.

Ольга Стретта

 

Читайте также: Правительством внесены изменения в систему государственной научной аттестации

Подписывайтесь на Деловой Донбасс в социальных сетях: ВконтактеОднокласникиФейсбукЯндекс ДзенВайберТелеграмм

Для добавления комментария авторизируйтесь через социальную сеть или укажите имя и email. После модерации, комментарий будет добавлен.

Присоединяйтесь к нам

Популярное