1 сентября начнется один из самых сложных периодов в жизни первоклассников и их родителей. Малышам придется привыкать к новому распорядку дня, научиться заниматься, находить общий язык с незнакомыми детьми и учителем.

Будущему первокласснику нужно не только купить форму и собрать портфель, но его следует подготовить к школе еще и психологически. Хорошо бы и самим родителям быть морально готовыми к новым виражам.

Как преодолевать трудности, с которыми могут столкнуться первоклассники и их родители, корреспонденту газеты «Донецк вечерний» рассказала педагог, психолог, арт-терапевт Ольга Воронина.

Трудности адаптации

— Ольга Николаевна, одна учительница рассказывала, что первоклашка пришел в школу, залез под стол и не вылезал оттуда, пока за ним не пришли родители. Начало обучения в школе — это огромный стресс для детей? Или все дело в том,  что родители сегодня их чересчур опекают, поэтому они стали «тепличными»?

— Конечно, для ребенка поступление в школу является стрессом. Он попадает в новый коллектив, появляются новые требования, растет эмоциональная и психологическая нагрузка, меняется режим дня. Насколько быстро ребенок сможет приспособиться  к новой жизни, во многом зависит и от реакции мамы на расставание с ним.

— Как долго может проходить адаптация к школе?

— Адаптация может быть и легкой – когда ребенок привыкает к изменениям в условиях его жизни — за две-три недели. Средняя степень адаптации – от двух месяцев до полугода. В этот период возможно изменение поведения ребенка, могут нарушаться сон, аппетит, чаще возникать те или иные заболевания. Если родители заметят такие проявления у ребенка через два-три месяца после начала учебы, – стоит идти за помощью к психологу. Тяжелая степень адаптации длится более полугода.

Адаптация – это индивидуальный процесс, который во многом зависит, во-первых, от степени готовности к школе — физической, психологической, интеллектуальной, во-вторых, от типа темперамента, личностных особенностей ребенка — тревожности, агрессивности, замкнутости и т.п., в-третьих, от развитых навыков сотрудничества, умения договариваться, от социализации.

Если нет контакта

— Как научить ребенка находить контакт с одноклассниками и с учителем? Как родители могут в этом помочь?  Это в их силах или тут уж как сложится?

— Стоит помнить, что ребенок подражателен. И подражает он, прежде всего, родителям. Если сами родители контактны, если ребенок привык видеть дома гостей или сам ходит в гости с родителями, то проблем с коммуникацией обычно не возникает, и ребенок в течение короткого времени заводит в школе новых товарищей и друзей.

— Что делать родителям, если ребенок не находит контакта с одноклассниками или над ним всегда насмехаются? Проходит первая четверть, а друзей у него в классе не появилось?

— Ту может быть два объяснения. Если школьник не находит контакт с одноклассникам — это нарушение в выстраивании коммуникации. В этом случае нужно обязательно обращаться за помощью к психологу и к учителю. Но если над ребенком просто смеются и издеваются, то это, возможно, проблема, которую сейчас называют модным словом «буллинг». То бишь, длительная массовая травля, агрессивное преследование, физическое или психическое насилие. В этом случае необходимо обратиться не только к специалистам, но и к директору школы — для принятия соответствующих мер.

— Если учитель равнодушен к ученику, то первоклассник не может приспособиться к учителю, от чего начинает страдать, теряет интерес к учебе. Надо ли родителям в таком случае сменить педагога или поговорить с руководителем?

— Однозначный ответ на этот вопрос дать нельзя. Важно понимать, с чем связана такая реакция учителя. Если вы как родитель замечаете такое отношение, то сначала в мягкой форме поговорите с самим учителем. Вы можете сказать, что ребенок чувствует себя незамеченным и от этого ему грустно и неуютно в классе. Крайне редки случаи, когда учитель до такой степени с низким уровнем эмпатии и невнимателен, что приходится менять класс или школу. Но если учитель проявляет агрессию к ребенку: систематически кричит на него, унижает, оскорбляет, тогда идите к руководству школы. Во многих современных учебных заведениях есть школьный психолог, к которому можно и даже необходимо обратиться за помощью для налаживания взаимоотношений ребенка с учителем.

Если нет учебной мотивации

— Слышала от родителей, что некоторые дети не понимают роли учителя, неспособны объяснить, для чего они ходят в школу – как говорят психологи, «у них не сформирована учебная мотивация». Что нужно делать, какие слова подобрать, чтобы чадо осознавало смысл?

— В первый год обучения мотивация формируется родителями. Именно реакция родителей на попытки освоить новые навыки или желание узнать что-то новое влияет на желание учиться. Если у ребенка вначале что-то не получается — не стоит его ругать или сравнивать с более успешным сверстником. Наоборот, надо подбадривать и отмечать то, что у него получается лучше всего.

В современной педагогике мне нравится инновационное «правило зеленой ручки», когда в тетради отмечают ручкой с зеленой пастой те буквы, знаки, цифры, которые получились лучше всего, а не зачеркивают красным то, что написано неправильно или некрасиво.

Также в присутствии ребенка не стоит негативно высказываться о школе и учителях.

— Многие мамы не могут справиться с ребенком, который не хочет учить уроки, рано вставать и т.д. Психологи отмечают, что с такими проблемами сталкиваются до трети первоклассников. Как помочь таким рассеянным и неусидчивым детям, как родителям воспитать у них волевые качества, научить концентрировать внимание?

— Если речь о первокласснике, то сложный ранний подъем может быть связан с адаптацией, и, возможно, следует пересмотреть режим дня таким образом, чтобы ребенок высыпался. Сон ребенка от 7 до 14 лет должен быть продолжительностью не менее 9-10 часов.

Усидчивость во многом зависит от заинтересованности и вовлеченности ребенка в процесс обучения. Большинство первоклассников способно спокойно высидеть на уроке 20-30 минут, если учебная деятельность чередуется с «минутками отдыха». Но если речь идет о гиперактивном ребенке, то здесь нужна помощь психолога.

— Если излишне требовательные родители требуют, чтобы ребенок был во всем первым, это хорошо или плохо? Не внушают ли они таким образом детям определенные комплексы и страхи?

— Излишняя требовательность без учета особенностей ребенка — его темперамента, интересов, когнитивных способностей — всегда ведет к повышению его тревожности. Это может выражаться в негативном поведении, нежелании ходить в школу, нарушении сна  и даже в появлении психосоматических симптомов: частых ОРЗ, заболеваний ЖКТ, энуреза, энкопреза, тиков.

— Можно ли шантажировать ребенка тем, что если он не сделает уроки, то не получит сладкого, планшет и так далее?

— Игра с гаджетами — это развлечения. А задача школьника – успешная учеба. Если основная задача не выполняется, то вполне резонно ограничить развлечения. Эти ограничения учат ответственности в принятии решений ребенком.

— А сколько в день можно сидеть ребенку за гаджетами, смотреть мультики, чтобы в голове оставалось место для усвоения знаний?

— Использование гаджетов должно быть строго дозировано. Для младших школьников (6-12 лет) рекомендованное время — от одного до двух часов в день, в зависимости от возраста. В это время входит просмотр как развивающих программ, так и развлекательных. Важно правильно организовать рабочее место для просмотра, чтобы исключить синдром «сухого глаза».

Безграничный доступ к цифровым источникам ведет к потере навыков в общении, интереса к контактам с другими детьми, также может привести к замедлению развития ребенка на определенном этапе и формированию игровой зависимости.

Виктория ЛЕВ

Источник

 

Читайте также: Трудовые будни в ДНР: кадры решают все?

Подписывайтесь на Деловой Донбасс в социальных сетях: ВконтактеОднокласникиФейсбукЯндекс ДзенВайберТелеграмм

Для добавления комментария авторизируйтесь через социальную сеть или укажите имя и email. После модерации, комментарий будет добавлен.

Присоединяйтесь к нам

Популярное

  • За неделю

  • За месяц

  • Все